Судья Лесникова А.С. Дело № 7-21-855/2021
Р Е Ш Е Н И Е
6 сентября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО2 на решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго»,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Примтеплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.
С данным решением не согласилась защитник КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО2, которая в поданной в Приморский краевой суд жалобе ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Также в жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое, полагаю, подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены вынесенных по делу актов.
Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что для юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Пунктом 1 статьи 30 того же Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании пункта 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля должна содержать сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании плана контрольно-надзорной деятельности проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности КГУП «Примтеплоэнерго».
В ходе проверки было выявлено, что КГУП «Примтеплоэнерго» не соблюдаются экологические требования при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Указанным юридическим лицом поставлены на государственный учет в федеральный государственный реестр объекты теплового района «Лазовский» филиала «Партизанский» КГУП «Примтеплоэнерго»:
1. Объект № (котельная с промышленной площадкой теплового района «Лазовский» филиал «Партизанский» КГУП «Примтеплоэнерго») оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о постановке от ДД.ММ.ГГГГ № и присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
2. Объект № (котельная с промплощадкой теплового района «Лазовский» филиал «Партизанский» КГУП «Примтеплоэнерго») оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о постановке от ДД.ММ.ГГГГ № и присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденным приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Между тем в представленной в ходе проверочных мероприятий общей программе производственного экологического контроля для объектов теплового района «Лазовский» филиал «Партизанский» КГУП «Примтеплоэнерго» программа производственного экологического контроля для объектов № и № отсутствует, что не соответствует требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также КГУП «Примтеплоэнерго» имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ на объектах, расположенных: <адрес>; <адрес>.
Предприятием утверждены план-графики контроля нормативов ПДВ для данных источников выброса, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым необходимо проводить производственный контроль лабораторным методом с привлечением аккредитованной лаборатории (источники №101,102,401).
Однако результаты производственного экологического контроля в виде экспертных заключений, протоколов отбора проб промышленных выбросов за 2019 год по указанным объектам КГУП «Примтеплоэнерго» не представлены.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что на промышленной площадке № района «Водоканал» филиала «Спасский» (код объекта «№), расположенной по адресу: <адрес> имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух такие как: хлораторная (организованный источник); песколовки, первичные отстойники, аэрофильтры, вторичные отстойники, иловые площадки (неорганизованные источники), выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферу, что подтверждается программой производственного контроля, а также фототаблицей к акту проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно пункту 2 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352, инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
При этом пунктом 2 вышеназванного приказа Минприроды России установлено, что документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
Однако в нарушение указанных норм КГУП «Примтеплоэнерго» не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для промышленной площадки № района «Водоканал» филиала Спасский (код объекта №), расположенной по адресу: <адрес>.
Кроме того, КГУП «Примтеплоэнерго» не разработаны и не согласованы в установленном законодательством порядке с органом регионального контроля, а именно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, планы мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для промышленных площадок: теплового района «Лесозаводский» филиал «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» (объект НВОС № теплового района «Дальнереченский» филиал «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» (объект НВОС № теплового района «Горноключевской» филиал «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» (объект НВОС № филиала «Спасский» теплового района «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго» (объекты НВОС № № теплового района «Хасанский» филиала «Артемовский» КГУП «Примтеплоэнерго» (объекты НВОС № №,№ теплового района «Лазовский» филиала «Партизанский» КГУП «Примтеплоэнерго» (объекты НВОС №
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения КГУП «Примтеплоэнерго» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения КГУП «Примтеплоэнерго» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела, получившими в совокупности оценку на предмет их относимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы о необходимости освобождения КГУП «Примтеплоэнерго» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, убедительными не являются.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, допущенное КГУП «Примтеплоэнерго» правонарушение обусловлено длительным несоблюдением юридическим лицом экологических требований и создает угрозу окружающей среде, в связи с чем признаков малозначительности оно не содержит, и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ по рассматриваемому делу не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено КГУП «Примтеплоэнерго» в пределах, установленных санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 4.1 того же Кодекса.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного по делу судебного решения, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго», оставить без изменения, жалобу защитника КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО2 – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи