дело № 2а-507/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Усть-Лабинск 01 марта 2019 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слесаренко А.Д.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Усть-Лабинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Р.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Усть-Лабинского района обратился РІ СЃСѓРґ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 39 РљРђРЎ Р Р¤ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє администрации Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района Рѕ признании бездействия незаконным Рё обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и захламление земель на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы ст. Воронежской, примыкающего с юга к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 0,5 га.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 42, 58, 72 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 ч. 1 ст. 11, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 года № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 1.1, 1.2, 1.13, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР05.08.1988 г. № 4690-88, администрацией Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района допускается бездействие по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по организации мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы ст. Воронежской, примыкающего с юга к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 0,5 га., что нарушает права и законные интересы жителей Воронежского сельского поселения, других граждан, посещающих данную территорию, а также нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
В связи с указанными обстоятельствами и.о прокурора Усть-Лабинского района просил: признать незаконным бездействие администрации Воронежского сельского поселения по непринятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы ст. Воронежской, примыкающего с юга к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 0,5 га. и обязать администрацию Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству административный истец и.о. прокурора Усть-Лабинского района представил ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика администрации Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района Субочева К.В. представила заявление, в котором не возражала в рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленные исковые требования признала.
Учитывая, что ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 292 КАС РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее определение.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
<данные изъяты>
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Согласно п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Таким образом, вышеизложенными нормами действующего законодательства на администрацию Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на всей закрепленной за нею территории, независимо от форм собственности, целевого назначения земель.
Согласно ч.ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и ч. 10 указанной статьи, в том числе обязанность доказать соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
РР· материалов дела следует, что прокуратурой Усть-Лабинского района проведена проверка, РІ результате которой установлено, что земельном участке, расположенном РїРѕ адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы СЃС‚. Воронежской, примыкающего СЃ СЋРіР° Рє земельному участку СЃ кадастровым номером в„– (схема прилагается), площадью 0,5 РіР°. расположено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов Рё захламление.
Администрацией Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района в нарушение вышеизложенных норм законодательства, а также п.п. 1.1, 1.2, 1.13, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР05.08.1988 г. № 4690-88, до настоящего времени неприняты меры по организации мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке.
Данные обстоятельства и непринятие мер по соблюдению требований действующего законодательства со стороны администрации Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района явились основанием для обращения и.о. прокурора Усть-Лабинского района в суд с настоящим административным иском.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, и.о. прокурора Усть-Лабинского района административное исковое заявление подано в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных прокурору федеральным законом.
При этом прокурором в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 62, ч.ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ, представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие то, что в результате незаконного бездействия административного ответчика допускаются нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района, других граждан, посещающих данную территорию, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано настоящее административное исковое заявление, а также нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Доводы и.о. прокурора Усть-Лабинского района, изложенные в иске, и представленные им доказательства представителем административного ответчика не опровергнуты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
РР· пункта 1 части 3 статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что РІ случае удовлетворения административного РёСЃРєР° РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) Рё необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий РІ целях устранения нарушений прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца либо препятствий Рє РёС… осуществлению СЃСѓРґ указывает РЅР° необходимость принятия решения РїРѕ конкретному РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ, совершения определенного действия либо РЅР° необходимость устранения иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј допущенных нарушений прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца Рё РЅР° СЃСЂРѕРє устранения таких нарушений, Р° также РЅР° необходимость сообщения РѕР± исполнении решения РїРѕ административному делу РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) РІ СЃСѓРґ Рё лицу, которое являлось административным истцом РїРѕ этому административному делу, РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу, если РёРЅРѕР№ СЃСЂРѕРє РЅРµ установлен СЃСѓРґРѕРј.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При таких обстоятельствах, следует признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы ст. Воронежской, примыкающего с юга к земельному участку с кадастровым номером 23:35:0312001:57, площадью 0,5 га., и обязать административного ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов на данном земельном участке и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в районный суд и прокурору Усть-Лабинского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы ст. Воронежской, примыкающего с юга к земельному участку с кадастровым номером № площадью 0,5 га.
Обязать администрацию Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, административные границы ст. Воронежской, примыкающего с юга к земельному участку с кадастровым номером №, площадью 0,5 га. и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в районный суд и прокурору Усть-Лабинского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий согласовано