№2-549/2020
36RS0020-01-2020-000684-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 17 июня 2020 г.
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Поляковой Ю.С.,
при секретаре Колтуновой Е.С.,
с участием истца Гавриленко С.Г.,
представителя ответчика Калининой И.Ю.
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гавриленко С.Г. к Государственному учреждению УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области (межрайонное) о включении в общий страховой стаж периода обучения в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала ФИО5 и перерасчете страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Гавриленко С.Г. обратился в Лискинский районный суд Воронежской области с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), в котором просил суд обязать ответчика включить в общий страховой стаж период его обучения в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и сделать перерасчет его страховой пенсии, полагая, что невключение указанного периода его обучения в высшем учебном заведении в общий страховой стаж в соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» привело к уменьшению размера его пенсии.
В судебном заседании истец Гавриленко С.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калинина И.Ю. в судебном заседании полагала исковые требования Гавриленко С.Г. не подлежащими удовлетворению, указав, что размер пенсии последнему установлен в соответствии с действующим законодательством правильно на основании всех данных, имеющихся в распоряжении органов Пенсионного Фонда, оформленных в установленном порядке.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 01 октября 2019 г., с изм. от 22 апреля 2020 г.),, вступившим в силу с 01 января 2015 г. Согласно его положениям в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно положения ст. 30, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц, то есть периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы либо деятельности (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (в период до 01 января 1992 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (в период с 01 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г.), Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В высшем учебном заведении - Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала ФИО5 истец обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
В период обучения истца в указанном учебном заведении действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. N 590, п. 109 которого было предусмотрено, что при назначении пенсии по старости, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж засчитывается также периоды, указанные в пп. «и» данного Постановления: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре. При назначении пенсий по старости периоды, указанные в пп. «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в п. «к».
В ст. 91 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. N 340-1, утратившем силу с 01 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, также предусматривалось включение в общий трудовой стаж подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона. А периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при подсчете трудового стажа в льготном порядке исчислялись в соответствии со ст. 94 Закона - в полуторном размере.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства.
С 28 ноября 2006 г. истцу Гавриленко С.Г. в соответствии пп.6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, была назначена досрочная страховая пенсия по старости. Страховой стаж на дату назначения составлял 32 года 2 месяца 24 дня; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял 21 год 8 месяцев 4 дня.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действовавшее в период учебы истца правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства (в том числе, введение понятия «страхового стажа», отсутствие в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ возможности включения в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, периода обучения) не может служить основанием для ущемления права Гавриленко С.Г. в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, пенсионный фонд при назначении Гавриленко С.Г. досрочной страховой пенсии по старости обоснованно учитывал период его обучения в высшем учебном заведении - Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала ФИО5.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным Законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173- ФЗ, в общий трудовой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (до 01 января 1991 г. в Фонд социального страхования). Включение в общий трудовой стаж периодов учебы ни одним из вышеперечисленных законов не предусмотрено.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30 либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30.
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-Ф3 необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются периоды, перечисленные в п. 3 ст. 30, а именно: периоды работы в качестве рабочего, служащего; периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
П. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Положения ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не предусматривают исчисление периодов обучения в училищах в районах Крайнего Севера в льготном порядке, в полуторном исчислении. Не предусмотрено исчисление в льготном порядке вышеприведенных периодов обучения, учитываемых в общем трудовом стаже в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г., и нормами статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, положения ранее действовавшего законодательства, согласно которым предусматривалось приравнивание периодов обучения в училищах к работе, следовавшей за окончанием данного периода, применяются при исчислении специального (льготного) стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение пенсии, и не распространяют свое действие на порядок исчисления общего трудового стажа применительно к нормам ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Стаж работы истца на 01 января 2002 г. составлял 27 лет 3 месяца 26 дней; его заработок учтен за период с 01 января 1983 г. по 31 декабря 1987 г., где фактическое отношение составило величину 2,152. При расчете пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, фактическое отношение учитывается в размере не свыше 1, 4. Размер пенсии истца на дату ее назначения был следующий:
311592 рублей 57 копеек : 168 = 1854 рублей 72 копейки - страховая часть пенсии;
1380 рублей 12 копеек - базовая часть пенсии с учетом нахождения на иждивении дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (согласно справки обучалась по очной форме обучения по ДД.ММ.ГГГГ)
3234 рублей 84 копейки - общий размер.
С 01 января 2008 г. вступил в силу Федеральный Закон от 01 декабря 2007 г. № 312-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ»», согласно которому лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины), размер базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом коэффициента 1,3 за работу в МПКС.
С 01 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №213-Ф3, согласно которому страховая часть пенсии (без учета страховых взносов) подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% страховой части пенсии (без учета страховых взносов) и сверх того, по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01января 1991 г.
Размер пенсии истца повышался, в связи с индексациями, проводимыми в соответствии с Постановлениями Правительства, и корректировками по страховым взносам уплаченным (начисленным) на лицевой счет.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный Закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., в соответствии со ст. 34 которого для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. была установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 г. определялась на основании документов выплатного дела, путем деления размера установленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера) на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) по состоянию на 01 января 2015 г. (64 рублей 10 копеек).
С 1 августа 2016 г., истцу как работающему пенсионеру, была произведена корректировка величины ИПК с учетом сумм страховых взносов, поступивших от работодателя на индивидуальный лицевой счет. Размер пенсии в настоящее время равен:
(101,850(ИПК) * 93,00 (стоимость одного пенсионного коэффициента установленная с 01 января 2020 г.) = 9472 рублей 05 копеек- страховая пенсия без учета фиксированной выплаты;
7392 рублей 13 копеек (5686,25* 1,3)- фиксированная выплата,
16864 рублей 18 копеек - общий размер страховой пенсии.
В случае выбора гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 г. При исчислении стажа по нормам Закона «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20 ноября 1990 г., действовавшего до 01 января 2002 г., период подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, а периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат зачету в общий трудовой стаж в полуторном размере. Если стаж исчисляется по нормам Закона «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20 ноября 1990 г., то и размер пенсии определяется по нормам этого же закона.
Продолжительность общего трудового стажа Гавриленко С.Г. на 01 января 2002 г., исчисленная с учетом периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дальневосточном высшем инженерном морском училище им. адм. ФИО5 - 4 года 10 месяцев 22 дня - и периодами работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в полуторном размере составила, по расчетам Пенсионного фонда, – 43 года 21 день.
Размер страховой пенсии по старости, рассчитанный по нормам Закона «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20 ноября 1990 г. составил бы 12746 рублей 98 копеек, из них: 7392 рубля 13 копеек - фиксированная выплата, 5354 рубля 85 копеек - страховая пенсия (без учета фиксированной выплаты).
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что целесообразным вариантом определения расчетного размера пенсии истца в целях оценки пенсионных прав в настоящее время является применение п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3, следовательно, ответчик, воспользовавшись предоставленным ему законом правом, избрал наиболее выгодный для истца вариант расчета пенсии, при этом расчет пенсии, представленный истцом, суд признает ошибочным, основанным на неверном толковании норм права, поскольку несмотря на то, что расчет страхового стажа с учетом учебы истца в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала ФИО5 увеличивается, однако размер пенсии в случае применения учебы в расчет будет ниже той, которая назначена истцу ответчиком.
Таким образом, исковые требования Гавриленко С.Г. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Гавриленко С.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в общий страховой стаж периода обучения в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала ФИО5 и перерасчете страховой пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.С. Полякова