Решение по делу № 33-10109/2015 от 25.08.2015

Судья: Король С.Ю.               гр.дело № 33-10109/2015

            

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2015 года                        г.Самара

    

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Подольской А.А.,

судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,

при секретаре Каримове Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Егоренковой С.В. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 июля 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Егоренковой С.М. о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Егоренковой С.М. – Мордясовой Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Письмом от 23 марта 2015 года №329-ки Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее – КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск) отказал Егоренковой С.М. в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером площадью 211 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д. 19-20).

Егоренкова С.М. обратилась в суд с заявлением о признании указанного отказа незаконным и просила возложить на КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск обязанность принять решение о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование требований указала на то, что основания, по которым ей было отказано в предоставлении земельного участка не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области N 94 - ГД от 11 марта 2005 года "О земле " в редакции как до ее обращения 15 января 2015 года в КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск с заявлением о предоставлении земельного участка, так и после, а также пункту 28 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Егоренкова С.М., ссылаясь на его незаконность и необоснованность (л.д. 32-37, 39-42).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.

Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.15) установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01.03.15, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Новокуйбышевской городской Думы от 19 июня 2008 г. N 490 Таблица N 2 для зоны Ж-1 (застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), в которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, установлены предельные размеры земельных участков для блокированных жилых домов, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на указанных земельных участках:

максимальный размер земельного участка - 1500 кв. м;

минимальный размер земельного участка - 350 кв. м.

Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 01.08.2012 N 2701 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Новокуйбышевск" в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 14.07.2011 N 2134 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией городского округа Новокуйбышевск Самарской области, ее структурными подразделениями, отраслевыми органами и подведомственными им учреждениями", ст. 29 Устава городского округа Новокуйбышевск утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Новокуйбышевск, разработанные в целях повышения качества и доступности получения результатов оказания муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Новокуйбышевск.

В перечень административных регламентов входят административный регламент:

"Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, размер которых меньше минимального, установленного для данного вида разрешенного использования, в городском округе Новокуйбышевск" (приложение N 4), разработанный в целях повышения качества и доступности получения результатов оказания муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Новокуйбышевск.

Получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, имеющие право выступать от их имени при предоставлении муниципальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу полномочий, которыми указанные лица наделены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Муниципальная услуга предоставляются администрацией городского округа Новокуйбышевск в лице ее отраслевого органа КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск. Предоставление услуги осуществляется специалистами отдела земельных отношений КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск, по поручению руководителя КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск

Результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, размер которых меньше минимального, установленного для данного вида разрешенного использования, в городском округе Новокуйбышевск является:

принятие постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка);

принятие постановления о предоставлении земельного участка;

принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе выполнения указанной муниципальной услуги, действия либо бездействие должностных лиц в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что 15 января 2015 года заявитель Егоренкова С.М. подала в МБУ «Новокуйбышевский Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг документы для оказания государственной (муниципальной) услуги: «Предоставление земельных участков в собственность, размер которых меньше минимального, установленного для данного вида использования» (л.д. 7-8).

К заявлению приложила документы, согласно пункта 2.6.1 Регламента.

6 февраля 2015 года КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск принято постановление N 283 об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале , отнесенного к землям населенных пунктов в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «под жилой дом», постановило считать площадью земельного участка в утвержденных границах равно 211 кв.м (л.д. 10-11).

Для завершения процедуры оказания государственной (муниципальной) услуги 10 марта 2015 года заявитель Егоренкова С.М. подала в МБУ «Новокуйбышевский Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг заявление о предоставлении земельного участка в собственность по договору купли-продажи под индивидуальное жилищное строительства (л.д. 17-18).

КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск по результатам рассмотрения заявления принял решение об отказе в предоставлении заявленной муниципальной услуги, оформленный письмом от 23 марта 2015 года N 329-ки (л.д. 19), в котором указало, что оснований для предоставления Егоренковой С.М. по договору купли-продажи испрашиваемого земельного участка не имеется по следующим причинами:

предоставление земельных участков по основаниям статьи 9.1 Законом Самарской области "О земле" от 11.03.2005 Законом Самарской области "О земле" от 11.03.2005 N 94-ГД 94 - ГД (в редакции от 23.02.2015 №22-ГД) не предусмотрено;

земельные участки, размер которых меньше минимальных размеров, предоставляются без проведения торгов только в аренду;

ранее, постановлением администрации г.о.Новокуйбышевск от 20 марта 2015 года N 1046 Егоренковой С.М. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 254 кв.м на <адрес> под личное подсобное хозяйство, размер которого меньше минимального без проведения торгов.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, в заявлении в суд Егоренкова С.М. указала, что поскольку она просит предоставить земельный участок в собственность за плату под индивидуальное жилищное строительство, то отказ в предоставлении муниципальной услуги от 23 марта 2015 года N 329-ки является незаконным.

Разрешая заявленные Егоренковой С.М. требования по признанию незаконным отказа КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженного в письме от 23 марта 2015 года N 329-ки и возложении на КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск обязанности по восстановлению нарушенного права заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск является законным и не нарушает права заявителя.

С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.

Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.

Доводы Егоренковой С.М. о том, что решение принято судом первой инстанции без учета положений пункта 10 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ, не могут быть приняты во внимание на основании следующего.

Пунктом 21 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ЗК РФ дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (статьи 39.1 - 39.20). В части 2 статьи 39.3 ЗК РФ перечислены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Статья 39.3 ЗК РФ вступила в силу с 01.03.2015, то есть на момент обращения Егоренковой С.М. за предоставлением муниципальной услугой (15.01.2015) и на момент принятия КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск постановления об утверждении схемы расположения земельного участка (06.02.2015) новые статьи ЗК РФ не действовали. Поэтому при принятии решения по данному спору суд правомерно руководствовался нормами ЗК РФ и Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения соответствующих правоотношений.

В настоящее время Егоренкова С.М. вправе вновь обратится в КУМИ администрации г.о. Новокуйбышевск с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером площадью 211 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Судом первой инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.

С учетом изложенного выше решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 июля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Егоренковой С.М. - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоренковой С.М. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10109/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Егоренкова С.М.
Ответчики
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
04.09.2015Судебное заседание
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее