Решение по делу № 2-1192/2024 (2-7164/2023;) от 11.12.2023

Дело №2-1192/2024 <Дата>

29RS0014-01-2023-007575-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего по делу судьи Дейнекиной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Елисеева А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный протез,

установил:

Елисеев А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в выплате части компенсации за самостоятельно приобретенное за свой счет техническое средство реабилитации – протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный протез в размере 890 375 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом третьей группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида он нуждается в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии. Предварительно ознакомившись с информацией на сайте фонда социального страхования, <Дата> он заключил с ООО «Архангельское ПрОП» договор на выполнение работ по изготовлению и выдаче протезно-ортопедического изделия <№>, стоимостью 494 400 руб., в соответствии с условиями компенсации по последнему исполненному контракту в данной комплектации от <Дата> <№>. <Дата> истец принял протез и внес оплату за данный протез. <Дата> истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенный протез в размере 494 400 руб. <Дата> ответчиком составлено уведомление о принятии решения по выплате компенсации <№>_12170710 в размере 118 509 руб. 82 коп. При расчете данной компенсации ответчик ориентировался на государственный контракт от <Дата> <№>. Последний по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации однородного с протезом приобретенного им за свой счет является государственный контракт от <Дата> <№> (п. 6 технического задания)на закупку работы по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов. Технические характеристики, приведенные в техническом задании к договору от <Дата> и государственном контракте от <Дата> <№> полностью совпадают, также совпадает цена договора и контракта. Принятое решение ответчиком является незаконным.

В судебное заседание истец Елисеев А.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель истца Савинский С.В. уменьшил размер требований, просил взыскать с ответчика стоимость технического средства реабилитации в размере 375 890 руб.

Представитель ответчика Фирсов Д.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в возражениях на иск.

Представитель третьего лица ООО «Архангельское ПрОП» в судебном заседании не участвовал, о судебном заседании извещен.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, свидетеля, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Елисеев А.В. является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой серии МСЭ от <Дата>.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида <№>.24.29/2022 (далее – ИПРА) установлено, что Елисеев А.В. нуждается в предоставлении технического средства реабилитации в виде протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, в количестве 1 шт. (8-07-09).

В Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Минтруда Российской Федерации от <Дата> <№>н, действующий в момент составления ИПРА, включен протез под номером 8-07-09 с наименованием «протез голени модульный, в том числе при недоразвитии».

По договору от <Дата> истец приобрел у ООО «Архангельское ПрОП» техническое средство реабилитации – протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, стоимостью 494 400 руб., со следующими характеристиками: приемная гильза бедра изготовлена индивидуально, по слепку из карбона на основе акриловых смол, при необходимости изготовлена одна пробная гильза, вкладной элемент – полимерный (силиконовый) чехол, крепление протеза с использованием замка для полимерного (силиконового) чехла. Стопа с гидроцилиндром с уровнем активности 3, при которой необходима высокая степень согласования стопы с опорной поверхностью, торсионная ротация и эффективная амортизация пяточных ударов, возникающих во время ходьбы. Изделие имеет формообразующую часть облицовки из листового поролона. Покрытие облицовки – чулки косметические. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу получателя.

Согласно кассовому чеку от <Дата> истцом были уплачены денежные средства за данный протез.

Судом установлено, что <Дата> истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенный протез в размере 494 400 руб., приложив подтверждающие факт несения расходов документы.

<Дата> ответчиком составлено уведомление о принятии решения по выплате компенсации <№>_12170710 в размере 118 509 руб. 82 коп. за данный протез.

При расчете компенсации ответчик руководствовался государственным контрактом от <Дата> <№>, который был расторгнут <Дата>.

В техническом задании к данному контракту (п.1) перечислены технические характеристики изготавливаемого протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии: приемная гильза изготовлена индивидуально, по слепку из слоистого пластика на основе акриловых смол, изготовлена одна пробная гильза, вкладным элементом является полимерный (силиконовый) чехол, крепление протеза с использованием замка для полимерного (силиконового) чехла / без замка. Допускается использование наколенника. Стопа со средним уровнем энергосбережения из углепластика, изделие имеет формообразующую часть облицовки из листового поролона, покрытием облицовки являются чулки косметические, регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу инвалида.

Истец, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с заявленными требованиями, полагая, что при выплате компенсации ответчик должен был руководствоваться государственным контрактом от <Дата> <№>.

По условиям данного контракта, завершенного <Дата> (произведена оплата), изготовлению подлежал протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, со следующими характеристиками: приемная гильза бедра изготовлена индивидуально, по слепку из карбона на основе акриловых смол, при необходимости изготовлена одна пробная гильза, вкладной элемент – полимерный (силиконовый) чехол, крепление протеза с использованием замка для полимерного (силиконового) чехла. Стопа с гидроцилиндром с уровнем активности 3, при которой необходима высокая степень согласования стопы с опорной поверхностью, торсионная ротация и эффективная амортизация пяточных ударов, возникающих во время ходьбы.

Изделие имеет формообразующую часть облицовки из листового поролона, покрытие облицовки – чулки косметические, регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу получателя.

Таким образом, характеристики протеза, изложенные в договоре от <Дата>, аналогичны характеристикам протеза, указанным в государственном контракте <№> от <Дата>.

Свидетель Никулин В.С., работающий главным инженером в ООО «Архангельское ПрОП», в судебном заседании подтвердил соответствие характеристик технического средства реабилитации по договору от <Дата> характеристикам технического средства реабилитации по государственному контракту <№> от <Дата> Пояснил, что Елисеев А.В. имеет высокий уровень активности, что не в полной мере учтено в технических характеристиках средства реабилитации по государственному контракту <№> от <Дата> Средство реабилитации по данному контракту существенно отличается в худшую сторону по функциональным возможностям по сравнению со средством реабилитации по государственному контракту <№> от <Дата>

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от <Дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <Дата> N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.ч. 1 ч.ч. 1, 3 и 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п. п. 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

В индивидуальной программе реабилитации истца установлена его нуждаемость в протезе голени, в том числе при недоразвитии (код 8-07-09).

Приказом Минтруда России от <Дата> <№>н (действующем на момент составления программы реабилитации) утвержден перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, применяемый с <Дата>, в котором под ко... "Протезы нижних конечностей" указано, что протезы нижних конечностей подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: самостоятельному передвижению, способность к самообслуживанию, трудовой деятельности.

Протезы подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду с учетом условий использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.

Протезы нижних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду индивидуально, при потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности.

При назначении протеза нижней конечности инвалидам, детям-инвалидам, нуждающимся в первичном протезировании, определяется возможность замены до трех приемных гильз.

Длина костной культи бедра определяется как функциональная длина культи и измеряется расстоянием от седалищного бугра до торца культи (до нижней точки плоскости костного опила бедренной кости).

Эффективность использования протезов под номерами 8-07-12, 8-07-13, 8-07-14 оценивается при определении медицинских показаний и противопоказаний по истечении срока пользования.

В соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <Дата> <№>н (далее – Порядок выплаты компенсации), действующим на дату заключения истцом договора и оплаты стоимости технического средства реабилитации, инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств выплачивается компенсация.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> <№>н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации <Дата>, регистрационный <№>), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> <№>н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации <Дата>, регистрационный <№>), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Приказом Минтруда России от <Дата> <№>н, действующим на дату заключения истцом договора и оплаты стоимости технического средства реабилитации, абзац 3 п. 3 Порядка выплаты компенсации изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Пунктом 4 приведенного Порядка выплаты компенсации предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна содержать следующие сведения: вид технического средства реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> <№>н, закупленного уполномоченным органом; вид услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>-р; стоимость конкретного вида технического средства реабилитации и (или) услуги в рамках заключенного уполномоченным органом государственного контракта на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг; ссылка на заключенный уполномоченным органом государственный контракт и исполненный сторонами в полном объеме по конкретному виду технического средства реабилитации и (или) услуги, включенный в реестр контрактов, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченной за счет собственных средств услуги не учитывается информация о закупках однородных товара, работы, услуги, проведенных уполномоченным органом, в отношении которых применялись антидемпинговые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из п. 5 Порядка выплаты компенсации компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно.

При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида.

В случае подачи инвалидом заявления через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) представление документов, удостоверяющих личность, не требуется. При этом требуется представить электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида.

Лицо, представляющее интересы инвалида, при подаче заявления через личный кабинет единого портала представляет: сведения из документа, удостоверяющего личность инвалида (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения); сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида; реквизиты документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы инвалида; электронный образ доверенности, подтверждающей полномочия лица, представляющего интересы инвалида (если представление интересов инвалида осуществляется на основании доверенности); электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.

Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных п. п. 8, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>.

Заявление, подаваемое инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), предусмотренные настоящим порядком, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа через личный кабинет единого портала при условии завершения прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>.

Заявление и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), представляемые инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в форме электронного документа с использованием единого портала, должны быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой создан и используется в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 33, или, при наличии технической возможности, усиленной неквалифицированной электронной подписью инвалида либо лица, представляющего его интересы, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".)

В заявлении инвалид сообщает о желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы, если необходимость ее проведения будет определена уполномоченным органом в установленных Правилами случаях, а также информирует уполномоченный орган о месте проведения медико-технической экспертизы при невозможности представления технического средства (изделия) в место осуществления приема уполномоченным органом вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида.

Уполномоченный орган обеспечивает регистрацию поданного заявления с последующим внесением указанных в нем сведений в ведомственную информационную систему в день поступления заявления.

Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает: а) в других уполномоченных органах сведения о наличии (отсутствии) у них такого же заявления, о наличии (отсутствии) предоставленного ранее технического средства (изделия) с указанием даты его предоставления или о выплате компенсации с указанием даты осуществления такой выплаты. Уполномоченные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляют ему указанные сведения. При наличии в разных уполномоченных органах одинаковых заявлений рассматривается заявление, поданное последним; б) в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с пунктом 4 Правил, а также сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части его нуждаемости в технических средствах реабилитации.

Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Инвалид либо лицо, представляющее его интересы, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документ, подтверждающий регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида на бумажном носителе.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> <№>-В-16010, Министерством рассмотрено письмо Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" от <Дата> год <№> по вопросу разъяснений положений приказа Минздравсоцразвития России от <Дата> <№>н в связи с вступлением в силу изменений, внесенных приказом Минтруда России от <Дата> <№>н, Министерство разъясняет, что определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом средством реабилитации осуществляется уполномоченным органом на основании ИПРА инвалида, документов, подтверждающих расходы на приобретение ТСР, заключения медико-социальной экспертизы, а также стоимости однородного ТСР, которое должно быть предоставлено инвалиду в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, а предусмотренные приказом <№>н изменения направлены на объективизацию установления размера компенсации в части определения размера компенсации по стоимости однородных технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых уполномоченным органом в установленном порядке, обладающих характеристиками, максимально приближенными к характеристикам самостоятельно приобретенного инвалидом технического средства реабилитации.

Также Минтруд указало, что для решения вопросов, связанных с выплатой компенсации при самостоятельном приобретении инвалидами ТСР, установленных в рамках их ИПРА в первую очередь необходимо определить основные показатели, характеризующие ТСР (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики), а также основные виды комплектующих изделий индивидуального изготовления и типовые комплектации исходя из которых и определяется размер компенсации.

Суд приходит к выводу о том, что выбор определения размера компенсации истцу ответчиком произведен в нарушение установленного порядка, по наименьшей стоимости приобретенного средства реабилитации по последнему исполненному контракту, без учета индивидуальных потребностей истца, без проведения медико-социальной экспертизы, без сопоставления технических и функциональных характеристик приобретенного истцом протеза и протеза с характеристиками по исполненным государственным контрактам от <Дата> <№> и от <Дата> <№>.

Функциональные характеристики протеза голени модульного, в котором нуждается истец, и который он приобрел самостоятельно, полностью совпадают с характеристиками протеза, закупленного по исполненному контракту от <Дата> <№>, и не совпадают с характеристиками протеза, предусмотренного государственным контрактом от <Дата> <№>.

Таким образом, учитывая изложенное, поскольку ответчиком не представлено доказательств соблюдения положений п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и выплаты компенсации истцу по контракту от <Дата> <№> с учетом сравнения характеристик средства реабилитации, приобретенного истцом, с характеристиками средства реабилитации, приобретенного по контракту от <Дата> <№>, суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика об отказе в выплате части компенсации за самостоятельно приобретенное за свой счет техническое средство реабилитации – протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, и взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за самостоятельно приобретенный протез в пределах заявленных требований в размере 375 890 руб.

Таким образом, исковые требования Елисеева А.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Елисеева А. В. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) о взыскании компенсации удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об отказе в выплате Елисееву А. В. части компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации – протез голени модульный, в том числе при недоразвитии.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Елисеева А. В. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 375 890 (триста семьдесят пять тысяч восемьсот девяносто) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий         Е.Г. Дейнекина

2-1192/2024 (2-7164/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Елисеев Александр Викторович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Другие
ООО "Архангельское протезно-ортопедическое предприятие"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Дейнекина Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2024Предварительное судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Дело оформлено
22.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Судебное заседание
20.12.2024Судебное заседание
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее