Судья Просолов В.В. Дело № 92RS0001-01-2021-003868-93
(номер производства по делу Производство № 33а-1393/2022
в суде первой инстанции Категория 020
2а-190/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2022 г. г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
судей – Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.,
при секретаре – Марушевской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Усовой С. И. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительство Севастополя, Государственное коммунальное предприятие «Севастопольское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», о признании бездействия незаконным, с апелляционной жалобой представителя административного истца Усовой С. И. – Усова Р. С. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 13 января 2022 г.,
заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,
установила:
Административный истец Усова С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (далее, в том числе – Севреестр), в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее, в том числе – ЕГРН) и в невнесении в ЕГРН изменений описания местоположения границ и площади лесного земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с границами нелесных земельных участков истца с кадастровыми номерами № и №, и обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя устранить реестровую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с границами земельных участков истца с кадастровыми номерами № в соответствии с описанием местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, содержащимся в ЕГРН.
В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № (с 2006 года) и № (с 2009 года), которые пересекаются с иным земельным участком, образованным позднее, с кадастровым номером №. Указанная реестровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, и земельных участков, принадлежащих истцу, установлена и признана ответчиком, что подтверждается принятым Севреестром решением от 23 мая 2019 г. № 91/19-13781. Тем не менее, уведомления, направленные Севреестром в адрес Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки указанными заинтересованными лицами не исполнены и не обеспечены подготовка и подача межевых планов в Севреестр для устранения реестровой ошибки. Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, пункта 1 статьи 7 Закона города Севастополя от 22 июля 2014 г. № 46-ЗС, незаконно и необоснованно уклоняется от самостоятельного устранения реестровой ошибки в предусмотренном законом порядке. Вместе с тем, незаконное бездействие ответчика создает препятствия для реализации имущественных прав истца, исключает возможность государственной регистрации права собственности истца и дальнейшего осуществления правомочий собственника, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 13 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований Усовой С.И. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, и считая его незаконным и необоснованным, представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении. Кроме того, указывает, что единственным основанием для отказа в иске суд указал, что Севреестру не передавались полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, устранению реестровой ошибки, такими полномочиями наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее, в том числе – ФГБУ «ФКП Росреестра»). Вместе с тем, ФГБУ «ФКП Росреестра» подготовило и предоставило в настоящее дело отзыв о том, что полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации права и кадастрового учета переданы соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ в Крымском Федеральном округе. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации права и кадастрового учета переданы Севреестру.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства, являющееся заинтересованным лицом по настоящему делу, считает, что удовлетворение исковых требований может привести к лишению собственности Российской Федерации на часть земельного участка лесного фонда; судебное заседание просит провести в отсутствие представителя Рослесхоза.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м (кадастровый №); <адрес>, площадью 2500 кв.м (кадастровый №).
Согласно сведениям ЕГРН имеется запись о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, Балаклавский район, квартал 30 выдел 2,9-22,27-32, 34-37, 39-49, 51, 54 Орлиновского участкового лесничества, которая внесена в ЕГРН 27 апреля 2016 г. на основании заявления о государственном кадастровом учете земельного участка и межевого плана от 30 марта 2016 г., право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за городом федерального значения Севастополь, о чем 4 декабря 2017 г. в ЕГРН внесена запись № 70-91/001/2017-1.
Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы, в том числе земельных участков, принадлежащих истцу.
23 мая 2019 г. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя вынесено решение № 91/19-13781 о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, поскольку установлено, что при формировании земельного участка с кадастровым номером № не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.
Административный истец Усова С.И. считает, что установленная реестровая ошибка подлежала устранению Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, в связи с чем ее неустранение ответчиком просит признать незаконным бездействием, обязать ответчика устранить реестровую ошибку.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, при этом Севреестр осуществляет свою деятельность в рамках переданных ему полномочий, в связи с чем полномочия для устранения реестровой ошибки в рамках действующего законодательства Севреестру не передавались. Учитывая, что соответствующими полномочиями административный ответчик действующим законодательством не наделен, суд первой инстанции не согласился с доводами истца о незаконном и необоснованном уклонении ответчика от устранения выявленной реестровой ошибки.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).
В силу требований частей 3, 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с частью 6 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
Частью 6.1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ установлено, что по истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.
Приказом Росреестра № П/0515 от 18 октября 2016 г., действовавшим в период спорных правоотношений (с 01 января 2017 г. по 26 ноября 2021 г.), ФГБУ «ФКП Росреестра» наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности в соответствии с пунктом 1.1 – по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах, в том числе лесничеств.
Приказом Минэкономразвития России № 943 от 16 декабря 2015 г., действовавшим до 29 июня 2021 г. и утратившим силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2021 г. № 243 был установлен, в том числе Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки (далее – Порядок).
Согласно абзацу 1 пункта 22 указанного Порядка изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: Отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 34 Закона порядке документов.
С 29 июня 2021 г. действует и подлежит применению в рассматриваемом деле Приказ Росреестра от 1 июня 2021 г. № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее – Порядок № П/0241).
Согласно пункту 14 Порядка № П/0241, при выявлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 6 статьи 61 Федерального закона в Решении приводятся в том числе срок и порядок представления (направления) в орган регистрации прав документов, необходимых для устранения такой ошибки (в порядке государственного кадастрового учета в связи с изменением основных сведений о земельном участке (уточнением границ земельного участка), или в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 32 Федерального закона), – три месяца со дня направления Решения.
Пунктом 22 Порядка № П/0241 предусмотрено, что изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Федерального закона, осуществляется соответственно на основании Решения и одного из следующих документов: Отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 32 Федерального закона порядке документов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 12, пунктом 13.21 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра» (Приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 сентября 2011 г. № П/331), статьями 3.1, пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляет основные виды деятельности: ведение реестра границ, в том числе лесничеств; определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, определение площади таких земельных участков, а также координат характерных точек границ лесничеств при исправлении ошибок, предусмотренных частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ № 218-ФЗ.
Постановлением Правительства Севастополя № 23-ПП от 19 января 2017 г. утверждено Положение об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Положение), в соответствии с пунктом 1.2 которого целью деятельности Севреестра является реализация переданных полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от 11 октября 2016 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 2433-р (далее – Соглашение).
Основными задачами деятельности Севреестра являются:
1) предоставление государственных услуг по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) осуществление мероприятий по проведению землеустройства, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), а также функции государственного земельного надзора;
3) осуществление государственных полномочий в сфере государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
4) надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
5) обеспечение при реализации своих полномочий приоритета, целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2.2.1 Положения Севреестр осуществляет функции в сфере Государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая ведение ЕГРН в отношении:
- реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости);
- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестра прав на недвижимость);
- реестра границ;
- ведения и хранения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости;
- ведения реестровых дел объектов реестра границ;
- ведения кадастровых карт на территории города федерального значения Севастополя (за исключением публичной кадастровой карты, публикация которой осуществляется на официальном сайте Росреестра);
- ведения книг учета документов.
Исходя из вышеизложенного, внесение изменений в ЕГРН при исправлении реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ, в том числе лесничеств в соответствии с положениями статьи 61 Закона № 218-ФЗ должно осуществляться ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, и документов, предусмотренных пунктом 22 Порядка № П/0241, при этом Севреестр соответствующих полномочий не имеет.
Данных о том, что истец обращалась с соответствующим заявлением об устранении реестровой ошибки в уполномоченный орган, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод районного суда об отсутствии у административного ответчика – Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя полномочий по устранению выявленной реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка Орлиновского участкового лесничества с кадастровым номером №, является верным, в связи с чем судом первой инстанции постановлено правильное решение об отсутствии оснований для признания бездействия ответчика незаконным, и, соответственно, для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы, изученные в ходе рассмотрения настоящего дела, сводятся к несогласию с решением суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегий по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и административного дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 13 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Усовой С. И. – Усова Р. С. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –