Категория 3.068
Дело № 2а-2118/2019
УИД:92RS0003-01-2019-002489-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Калинине С.А., с участием административного истца Андрияновой О.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО15 представителя административного истца Война В.В., представителя административного ответчика, заинтересованного лица Давыдовой А.И., представителя заинтересованного лица Пивоваровой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по исковому заявлению Андрияновой Ольги Сергеевны действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО14 к Командующему Черноморским флотом Российской федерации о признании незаконным и отмене приказа командующего Краснознаменным Черноморским флотам РФ от 28 января 1999 г. №24,
УСТАНОВИЛ:
Андриянова О.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя его следующим.
Истец вместе с дочерью зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> Приказом командующего краснознаменным Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ квартира объявлена служебной жилой площадью. Считает данный приказ незаконным и подлежащим отмене. О вынесенном приказе ей стало известно только ДД.ММ.ГГГГ когда в ее адрес поступило исковое заявление о выселении.
Таким образом, просит признать незаконным приказ Краснознаменным Черноморским флотам РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении служебной жилой площади» в части жилого помещения, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец Андриянова О.С. и ее представитель Война В.В. поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», заинтересованного лица МО РФ Давыдова А.И. в судебном заседании требования истца не признала, возражала против удовлетворения административного иска, представив письменные возражения на административный иск.
Представитель заинтересованного лица 1 отдел (Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России Пивоварова В.Е. против удовлетворения иска возражала.
Представитель ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, причины неявки представителя суду не сообщил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению настоящего административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период прохождения военной службы военнослужащему ФИО3 и членам его семьи Андрияновой О.С супруге и ФИО1 дочери на основании ордера выданного ОМИС войсковой части № ЧФ от ДД.ММ.ГГГГ № на период прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № старший лейтенант ФИО3, досрочно уволенный с военной службы с зачислением в запас приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списков личного состава воинской части № с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о расторжении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО3 и Андрияновой О.С. расторгнут.
Согласно объяснениям ФИО3, предоставленным в адрес начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ ЮРУЖО, после расторжения брака с Андрияновой О.С. в 2016 году, ФИО11 выехал и снялся с регистрационного учета квартиры, расположенной по адресу <адрес>
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) определены категории жилых помещений отнесенных к специализированному жилищному фонду, к которым относятся в том числе:
- служебные жилые помещения;
-жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (п.2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с приказом Командующего Краснознаменным Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № квартира, расположенная по адресу: <адрес> отнесена к числу служебных жилых помещений.
Таким образом, указанная выше квартира была предоставлена ФИО3 на период исполнения обязанностей военной службы в войсковой части, дислоцирующейся в г. Севастополе.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление служебного жилья военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В силу части 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору.
Таким образом, права членов семьи военнослужащего являются производными от права самого военнослужащего, в том числе и право на жилье.
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2-4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, административный истец вселялась в квартиру, расположенную по адресу: Севастополь, <адрес>, в качестве члена семьи военнослужащего, и на сегодняшний день административный истец и ее дочь утратили право пользования указанным служебным жилым помещением, самостоятельных прав на указанное жилое помещение административный истец и ее дочь не приобрели.
Спорная квартира является собственностью Российской Федерации, согласно приказа Командующего Краснознаменным Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № квартира, расположенная по адресу: <адрес> отнесена к числу служебных жилых помещений, т.к. только командующий Черноморским флотом был единственным уполномоченным органом по управлению жилым фондом Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины.
Вместе с тем, <адрес> был приобретен (построен) исключительно за счет средств Российской Федерации и дальнейшем был оформлен в собственность Российской Федерации, что подтверждается условиями «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины» (приложение №).
Издание обжалуемого приказа командующего Черноморским флотом, также не входит в противоречие с п.З постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42 (ред. от 18.07.20161 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", поскольку предоставленная ФИО3 и членам его семьи квартира не является жилым помещением, занимаемым на условиях социального найма, а изначально имела статус служебного жилого помещения.
На основании статьи 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в г. Севастополе и в основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации.
Соответственно, командующий Черноморским флотом был единственным органом уполномоченным на управление и распоряжение имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации находящимся на территории Крымского полуострова Украины.
Принимая оспариваемое решение, командующий Черноморским флотом также руководствовался положениями международного соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его военных формирований на территории Украины» от 16 марта 2000 г. в приложении к которому указано, что данная квартира подлежит оформлению в собственность Российской Федерации.
В связи с тем, что командующий Черноморским флотом был единственным уполномоченным органом по управлению жилым фондом Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины, принятие решения об объявлении квартиры служебной на рассматриваемый период времени составляло его исключительную компетенцию.
Кроме того, после принятия Республики Крым и г. Севастополя в Российскую Федерацию действие соглашения между Российской Федерацией и Украиной «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» от 28 мая 1997 г. прекращено Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины», Управление Черноморского флота, в свою очередь, утратило полномочия по распоряжению жилыми помещениями в местах дислокации его воинских формирований на территории Республики Крым и г. Севастополя.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 «О полномочиях Федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда решения принимают федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пп. «м» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» реализация полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, в частности вопрос об определении назначения жилых помещений находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны России.
В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приказ командующего Черноморским флотом был издан в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, при этом права Андрияновой О.С. указанным приказом нарушены не были.
Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п.5 ст.219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п.8 ст.219 КАС РФ).
Административный истец вселялась в спорную квартиру, как член семьи военнослужащего, и изначально была осведомлена о принадлежности данной квартиры к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации, то есть о статусе квартиры Андрияновой было известно еще в 2013 году, что подтверждается заявлением о предоставлении ФИО3 и членам его семьи, в том числе Андрияновой О.С., служебного жилого помещения по месту прохождения службы от ДД.ММ.ГГГГ в котором имеется подпись истца, ордером на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном стороной истца, договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административному истцу с 2013 г. было известно о статусе жилого помещения, что свидетельствует о пропуске трехмесячного срока, установленного для данной категории споров для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
.
В соответствии с частью 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд истцом не заявлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд также не представлено.
Пропуск срока подачи административного иска и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу, что оснований для признания приказа командующего Краснознаменным Черноморским флотам РФ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, не имеется, административный ответчик действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.
В этой связи, отсутствуют основания полагать, что принятое на основании норм материального права решение административного ответчика, нарушает права и свободы заявителя, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Андрияновой Ольги Сергеевны действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Андрияновой Алисы Олеговны к Командующему Черноморским флотом Российской федерации о признании незаконным и отмене приказа командующего Краснознаменным Черноморским флотам РФ от 28 января 1999 г. №24 отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 26 августа 2019 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова