Решение по делу № 33-1272/2018 от 05.03.2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ченцова Л.В. Дело № 33-1272/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2018 года г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Зинченко С.В.

судей Теплинской Т.В., Шкарупиной С.А.

при секретаре Кондратьевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 08 ноября 2017 года, которым

на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Мухиной Нине Викторовне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, за счет средств бюджета Калининградской области.

Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., объяснения Мухиной Н.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мухина Н.В. обратилась в суд с иском к Правительству Калининградской области, Министерству социальной политики Калининградской области, указав, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 мая 2006 года ее мать И. и отец Ю. лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением администрации Гурьевского городского округа от 8 июня 2006 года ее опекуном назначена Т., с сохранением за ней права пользования квартирой дома по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей четырем собственникам. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 22 декабря 2016 года она включена в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит суд обязать Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Калининградской области просит решение суда отменить, в иске отказать. Не оспаривая право истца на получение жилья из специализированного жилого фонда, податель жалобы полагает, что в силу положений Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», ст.57 и 100 ЖК РФ, внеочередной порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан законом не предусмотрен, и нарушение принципа очередности при предоставлении жилья истцу нарушит права иных граждан, включенных в список ранее.

Представители Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.

В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом положениями п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан. При этом положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившими силу, одновременно введена в действие ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ изложены в новой редакции, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).

Согласно п.2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 № 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, действующего в новой редакции.

Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 №151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. № 191) с 1 января 2013 года введена глава 6-1, которой урегулированы вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей.

В силу ст.43-3 указанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Согласно п.1. ч.1 ст. 43-5 названного Закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Мухина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители И. и Ю. решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 12 мая 2006 года лишены родительских прав.

Постановлением администрации Гурьевского городского округа от 8 июня 2006 года опекуном М. Н.В. назначена Т., с сохранением за ребенком права пользования квартирой дома по <адрес>.

Указанное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве собственности истице, а также И., Ч., С. - по 1/4 доли.

25 апреля 2015 года заключен брак между Горбачевой Н.В. и Я., после брака М. присвоена фамилия Мухина.

Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 29 декабря 2015 года отказано в иске М. Н.В., Ч., С. к И. о принудительном обмене жилого помещения - квартиры дома по <адрес>.

На основании приказа Министерства образования Калининградской области от 22 декабря 2016 года Мухина Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под .

Таким образом, учитывая наличие у истца нереализованного права на предоставление жилья, решение суда о возложении на ответчика обязанности по его предоставлению, является обоснованным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени включения в соответствующий Список.

Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов. Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением в учетный список.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г.Калининграда от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1272/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мухина Н.В.
Ответчики
Правительство К/о
Министерство социальной политики К/о
Суд
Калининградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
21.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее