2-816/18 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
13 ноября 2018 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием прокурора Чередниченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Усть-Вымский", администрации городского поселения "Жешарт" об обязании устранить места несанкционированного размещения отходов,
установил:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений обратился в суд с иском к администрации МР "Усть-Вымский", администрации ГП "Жешарт" об обязании принять организационные меры по сбору, транспортированию, ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории ГП "Жешарт" в точках с координатами в центре N62°05’50.4” и Е49°36’33.5”, N62°05’58.7” и Е49°36’40.8, N62°05’35.9” и Е49°36’20.4, N62°04’06.4” и Е49°34’25.5”, N62°05’27.2” и Е49°35’46.5”, N62°05’27.6” и Е49°35’54.3”.
В обоснования указал, что выявленные в результате проверки нарушения требований к содержанию территорий городского поселения в части несанкционированного складирования отходов производства и потребления создают потенциальную угрозу причинения вреда здоровью населения, ухудшению экологической обстановки и требуют устранения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика администрации МР "Усть-Вымский" в письменном отзыве указал, что полномочия по организации очистки территории городского поселения от отходов принадлежат администрации ГП "Жешарт", кроме того ссылался на обоюдную ответственность органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Определением суда от 25.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики и третье лицо в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без их участия.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (статья 42) каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Данная норма конкретизируется федеральным законодательством, которым установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (абз.2 ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу п.1 ст.51 Закона "Об охране окружающей среды", п.1 ст.22 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, для здоровья населения и регулироваться законодательством Российской Федерации, в том числе санитарными правилами. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен (п.2 ст.51 Закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Накопление отходов (складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. (п.1 ст.13.4 Закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п.4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст) территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов. В соответствии с п.7 ст.12 Закона "Об отходах производства и потребления" размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Усть-Вымского района совместно с Усть-Вымским районным комитетом по охране окружающей среды, на территории ГП "Жешарт" установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, к которым в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 <Номер>, относятся: отходы мебели из разнородных материалов, бой стекла, тара стеклянная незагрязненная, отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные, отходы продукции из целлофана незагрязненные, отходы из натуральной чистой древесины кусковые, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные, отходы коммунальные твердые, отходы асбоцемента в кусковой форме, древесные отходы от сноса и разборки зданий.
Согласно заключению Усть-Вымского районного комитета по охране окружающей среды от 14.09.2018 <Номер> несанкционированное размещение отходов производства и потребления (свалки) на территории ГП "Жешарт", расположены в районах:
-пгт.Жешарт, ул.Береговая, напротив домов №8, 10, 12-16, 20. Общая площадь несанкционированных размещений составляет 5700 кв.м. Отходы размещены на открытой территории непосредственно на грунте на расстоянии 15-25 метров от уреза воды в водоохранной зоне реки Вычегда, вне специально обустроенной площадки, предназначенной для сбора отходов. Координаты в центре размещения N 62°05’50.4” и Е 49°36’33.5”, N62°05’58.7” и Е 49°36’40.8, N 62°05’35.9” и Е 49°36’20.4;
-пгт.Жешарт, ул.В.Башлыкова, напротив дома №66 на склоне оврага. Площадь несанкционированного размещения составляет примерно 1500 кв.м. Отходы размещены на открытой территории непосредственно на грунте вне специально обустроенной площадки, предназначенной для сбора отходов. Координаты в центре размещения N 62°04’06.4” и Е 49°34’25.5”;
-пгт.Жешарт, ул.Энгельса, между домами №9 и №7. Площадь несанкционированного размещения составляет 750 кв.м. Отходы размещены на открытой территории непосредственно на грунте вне специально обустроенной площадки, предназначенной для сбора отходов. Координаты в центре размещения N62°05’27.2” и Е 49°35’46.5”;
-пгт.Жешарт, ул.Школьная, напротив дома №2 в районе пересечения улиц Школьная, Энгельса и Набережная. Площадь несанкционированного размещения составляет 1100 кв.м. Отходы размещены на открытой территории непосредственно на грунте вне специально обустроенной площадки, предназначенной для сбора отходов. Координаты в центре размещения N 62°05’27.6” и Е 49°35’54.3”.
Установить принадлежность какому-либо лицу выявленных отходов, а также их объем в результате проверки не представилось возможным.
В силу положений п.7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Согласно уведомлениям от 25.09.2018 сведения о земельных участках, на которых расположены несанкционированные свалки, в ЕГРН отсутствуют.
В государственном реестре объектов размещения отходов, к которым относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, сведений о выявленных объектах не содержится.
С учетом изложенного, территории городского поселения, на которых размещены несанкционированные свалки, подлежат очистке, а отходы - ликвидации.
При этом под ликвидацией отходов понимается деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов (п.5.17 ГОСТа 30772-2001).
Из совокупности положений п.18 ч.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского поселения "Жешарт" (ст.9 Устава).
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Согласно п.11 Устава МО МР "Усть-Вымский" указанные полномочия также отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
В нарушение п.56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств принятия своевременных, необходимых и достаточных мер для устранения причин образования несанкционированных свалок, что противоречит такой цели местного самоуправления как обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в целях очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, на администрацию ГП "Жешарт" следует возложить обязанность принять меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, в свою очередь, на администрацию МР "Усть-Вымский" необходимо возложить обязанность принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов.
Принимая во внимание особенности принятия указанных мер, суд в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ считает возможным установить срок 3 месяца с момента вступления решения в законную силу, в течение которого оно должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Усть-Вымского района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения "Жешарт" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории городского поселения "Жешарт" в точках с координатами в центре:
- N 62°05’50.4” и Е 49°36’33.5”, N 62°05’58.7” и Е 49°36’40.8, N 62°05’35.9” и Е 49°36’20.4 (пгт.Жешарт, ул.Береговая, напротив домов №8, 10, 12-16, 20);
- N 62°04’06.4” и Е 49°34’25.5” (пгт.Жешарт, ул.В.Башлыкова, напротив дома №66);
- N62°05’27.2” и Е 49°35’46.5” (пгт.Жешарт, ул.Энгельса, между домами №9 и №7);
- N 62°05’27.6” и Е 49°35’54.3” (пгт.Жешарт, ул.Школьная, напротив дома №2) к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации.
Обязать администрацию муниципального района "Усть-Вымский" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории городского поселения "Жешарт" в точках с координатами в центре:
- N 62°05’50.4” и Е 49°36’33.5”, N62°05’58.7” и Е 49°36’40.8, N 62°05’35.9” и Е 49°36’20.4 (пгт.Жешарт, ул.Береговая, напротив домов №8, 10, 12-16, 20);
- N 62°04’06.4” и Е 49°34’25.5” (пгт.Жешарт, ул.В.Башлыкова, напротив дома №66);
- N62°05’27.2” и Е 49°35’46.5” (пгт.Жешарт, ул.Энгельса, между домами №9 и №7);
- N 62°05’27.6” и Е 49°35’54.3” (пгт.Жешарт, ул.Школьная, напротив дома №2).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.Е. Ермаков |
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2018 года.
|
|
|
|
|
|
|