Решение по делу № 2-497/2020 от 12.10.2020

Дело № 2-497/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 10 ноября 2020 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,

с участием истца Ковалёвой Т.Г.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Сорокиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковалёвой Т.Г. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» об обязании выплатить муниципальную пенсию, о взыскании морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии,

установил:

Ковалёва Т.Г. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения требований в судебном заседании, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее администрация МО «Онежский муниципальный район») об обязании выплатить муниципальную пенсию с октября 2017 года, о взыскании морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии, в сумме 10 000 рублей.

В обоснование исковых требований Ковалёвой Т.Г. указано, что постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» ... от <Дата> ей отказано в выплате муниципальной пенсии, ссылаясь на изменение необходимого стажа для выплаты данной пенсии, в связи с тем, что при выходе на пенсию с марта 2005 года был необходимый стаж для получения данной пенсии 15 лет. В данном постановлении необходимый стаж установлен 20 лет. Считает, что изменение размера муниципального стажа необходимо применять к лицам, которые выходят на пенсию после сентября 2017 года. Письмом главы администрации муниципального образования от <Дата>, а также письмом председателя комиссии Вепрева А.Н. от <Дата> ей дано разъяснение, что пенсия превысила выплату пенсии за выслугу лет и «составляет 00 рублей».

В судебном заседании истец Ковалёва Т.Г. просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Сорокина В.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на представленный в материалы дела письменный отзыв.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Пунктом 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Федеральный законодатель, предусматривая государственное пенсионное обеспечение граждан, проходивших муниципальную службу, и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения к компетенции органов местного самоуправления.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такого обеспечения муниципальным служащим. При этом органы местного самоуправления не вправе снижать уровень гарантий, установленных федеральным и областным законодательством, поскольку не обладают соответствующими полномочиями.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Положением «О порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», утвержденным постановлением главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 127 от 19 марта 2003 года «О порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», был определен порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» (л.д. 38-47).

На основании Положения о порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 127 от 19.03.2003 «О порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», постановлением главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 187 от 28.03.2005 «Об ежемесячной доплате к трудовой пенсии Ковалёвой Т.Г.» истцу Ковалёвой Т.Г., занимавшей муниципальную должность заведующей муниципальным архивом администрации муниципального образования «Город Онега и Онежский район», с 19.03.2005 была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 4921 рубль 54 копейки (л.д. 77).

В соответствии с представленной справкой из Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе № 261 от 16.03.2012, Ковалевой Т.Г. был сделан расчет доплаты к трудовой пенсии, который составил 633 рублей 24 копейки (л.д. 48-49). На основании расчета и во исполнение п. 3.1 указанного Положения решением Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от 24 апреля 2012 года № 37/5 Ковалёвой Т.Г. была установлена доплата к трудовой пенсии в размере 1200 рублей (л.д. 54).

Законом Архангельской области от 16.04.1998 № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области», действовавшим в редакции на момент установления Ковалёвой Т.Г. ежемесячной доплаты к страховой пенсии, было предусмотрено, что муниципальные служащие в связи с выходом на страховую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии) (далее – ежемесячная доплата к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, законодательством Архангельской области было предусмотрено право муниципального служащего на получение ежемесячной доплаты к пенсии (п. 2 ст. 18 Закон Архангельской области от 16.04.1998 № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» (в ред. от 26.10.2015)). При этом, ежемесячная доплата к страховой пенсии муниципальным служащим устанавливалась при соблюдении ряда условий: при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и доплаты составляла 50 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивался на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и доплаты не могла превышать 60 процентов его месячного денежного содержания.

С <Дата> Законом Архангельской области от 23.12.2016 № 511-31-ОЗ «О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее – Закон Архангельской области от 23.12.2016 № 511-31-ОЗ) в Областной закон от 16.04.1998 № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» внесены изменения, в соответствии с которыми лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области (далее - лица, замещавшие муниципальные должности), и лица, замещавшие должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области (далее также - должности муниципальной службы), имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - пенсия за выслугу лет).

В соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 1, п. 6 ст. <Адрес> от <Дата> ...-ОЗ (ред. от <Дата>) пенсия за выслугу лет устанавливается при выполнении следующих требований к периодам замещения на постоянной основе муниципальных должностей муниципальных образований <Адрес> и (или) стажу муниципальной службы муниципальных образований <Адрес>, необходимым для установления пенсии за выслугу лет (далее в совокупности - стаж), в том числе лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим до <Дата> в связи с выходом на страховую пенсию (назначением страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии), - при наличии не менее 12 лет 6 месяцев стажа у мужчин и 10 лет стажа у женщин.

Пунктом 10 ст. 1, п. 19 ст. <Адрес> от <Дата> ...-ОЗ (ред. от <Дата>) установлено, что лицам, указанным в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма получаемых ими страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) или досрочной пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 50 процентов месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность или должность муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность или должность муниципальной службы, за каждый полный год стажа свыше 12 лет 6 месяцев стажа у мужчин и 10 лет стажа у женщин, но сумма получаемой им страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) или досрочной пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 60 процентов его месячного денежного содержания. Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Из анализа Закона Архангельской области от 23.12.2016 № 511-31-ОЗ следует, что Закон Архангельской области от 16.04.1998 № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» в части получения ежемесячной доплаты к пенсии утратил силу, вместе с тем введен механизм назначения пенсии за выслугу лет.

В соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области», от 07.07.1999 № 151-23-ОЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» и в целях обеспечения гарантий лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11 сентября 2017 года утверждено «Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее - Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет). При этом постановление главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» от 19.03.2003 № 127 признано утратившим силу (л.д. 63-69).

Согласно протоколу № 57 от 10.01.2014 заседания Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, Ковалёвой Т.Г. был произведен расчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, из которого видно, что размер трудовой пенсии истца составлял 15074,17 руб., месячное денежное содержание, из которого исчислялась доплата - 24 342,71 руб., стаж муниципальной службы - 15 лет 10 месяцев, размер ежемесячной доплаты к пенсии - 60%, сумма доплаты к пенсии - 0 руб. (л.д. 57-59). В судебном заседании представитель ответчика Сорокина В.А. пояснила, что, несмотря на данные обстоятельства, истцу производилась выплата ежемесячной доплаты к пенсии до октября 2017 года, поскольку бюджет муниципального образования позволял это делать.

Согласно п. 7.1. Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет перерасчет пенсии за выслугу лет производится в случаях:

- изменения размера назначенной страховой пенсии;

- изменения размера денежного содержания должности муниципальной службы;

- увеличения стажа на должности муниципальной службы (л.д. 65 оборот.).

Из материалов дела следует, что с 2014 года страховая пенсия Ковалёвой Т.Г. индексировалась в установленном законодательством порядке, то есть увеличивалась, увеличение стажа на должности муниципальной службы не происходило, а изменение размера денежного содержания должности муниципальной службы (индексация) происходило только в 2019 и 2020 годах, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производился также в 2019 и 2020 годах. Согласно расчетам 2019-2020 годов сумма пенсии за выслугу лет у истца составила - 0 рублей. Величина суммы получаемой истцом страховой пенсии превышала 60% месячного денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет (л.д. 87, 102).

Задолженности по выплате истцу пенсии за выслугу (муниципальной пенсии, как называет ее истец) за оспариваемый период с октября 2017 года у ответчика перед истцом не имеется, а доказательств обратного истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Доводы истца Ковалёвой Т.Г. о том, что на нее не может распространяться действие Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11.09.2017, поскольку ежемесячная доплата к страховой пенсии ей была установлена Положением о порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 127 от 19.03.2003 «О порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», не свидетельствуют о незаконности действиях (бездействии) ответчика.

Как указано выше Закон Архангельской области от 16.04.1998 № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» в части получения ежемесячной доплаты к пенсии утратил силу, вместе с тем введен механизм назначения пенсии за выслугу лет.

В связи с принятием постановления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11.09.2017, утратило силу постановление главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 127 от 19.03.2003.

Ни постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11.09.2017, ни само Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», не оспорены и незаконными не признаны.

Органы государственной власти, исходя из принципа разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации), самостоятельны в осуществлении своих полномочий также, как и органы местного самоуправления (ст. 12 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления, предоставлено право принимать муниципальные правовые акты.

По смыслу названных норм органы ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией последнего.

Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

С учетом изложенного выше у ответчика не имелось оснований выплачивать истцу с 01.10.2017 ежемесячную доплату к пенсии (пенсию за выслугу лет).

При таких обстоятельствах суд отказывает Ковалёвой Т.Г. в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Онежский муниципальный район» об обязании выплатить ей муниципальную пенсию с октября 2017 года.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

При этом обязательство по возмещению вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий: претерпевание вреда; неправомерное действие причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и вредом; вина причинителя вреда.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств нарушения личных неимущественных прав и, вследствие этого, причинение физических и нравственных страданий (морального вреда), Ковалёва Т.Г. суду не представила.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Ковалёвой Т.Г. о взыскании морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии, в сумме 10000 рублей, следует отказать.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ, с учетом имущественного положения истца Ковалёвой Т.Г., которая является пенсионером по старости, суд считает возможным освободить ее от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ковалёвой Т.Г. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» об обязании выплатить муниципальную пенсию с октября 2017 года, о взыскании морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии, в сумме 10 000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...

...

2-497/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковалева Татьяна Георгиевна
Ответчики
Администрация МО "Онежский муниципальный район"
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецов Алексей Александрович
Дело на сайте суда
onegasud.arh.sudrf.ru
12.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2020Судебное заседание
10.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее