Дело 2а-48/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 13 марта 2018 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Гричак Н.М.
заместителя прокурора Лазаревой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения «Сизябск» к Совету сельского поселения «Сизябск» и депутату Чупров Е.А. о признании Решения Совета не законным и понуждении прекратить полномочия депутата Совета, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения «Сизябск» в порядке статьи 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к Совету сельского поселения «Сизябск» о признании Решения Совета не законным и понуждении прекратить полномочия депутата Совета, утверждая, что в нарушение требований действующего законодательства, депутатом Совета ФИО9 Е.А. в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ не были представлены сведения о доходах супруги и несовершеннолетнего ребенка, что является основанием для прекращения полномочий депутата Совета, однако несмотря на это и внесенное в адрес Совета представление, Советом сельского поселения «Сизябск» полномочия депутата Совета Чупрова Е.А. не прекращены и 13.11.2017 принято Решение № 4-12/7 о предоставлении отсрочки досрочного прекращения полномочий депутата. В связи с тем, что Решение Совета о предоставлении отсрочки досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 Е.А. противоречит действующему законодательству и является не законным, влечет подрыв авторитета органов местного самоуправления в глазах населения, свидетельствует о нарушении принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленного в статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», препятствует проведению антикоррупционной политики и нарушает как интересы Российской Федерации, так и муниципального образования сельского поселения «Сизябск», прокурор просит признать Решение Совета муниципального образования сельского поселения «Сизябск» от ДД.ММ.ГГГГ № в части предоставления отсрочки о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения «Сизябск» ФИО1 Е.А. не законным и обязать Совет муниципального образования сельского поселения «Сизябск» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда досрочно прекратить полномочия депутата Совета муниципального образования сельского поселения «Сизябск» Чупров Е.А. в связи с утратой доверия.
Определением Ижемского районного суда Республики Коми в качестве административного соответчика привлечен депутат Совета сельского поселения «Сизябск» ФИО1 Е.А.
До рассмотрения дела по существу, прокурор Ижемского района Республики Коми в порядке ст.46 КАС РФ изменив предъявленные административные исковые требования, просит признать Решение Совета муниципального образования сельского поселения «Сизябск» от ДД.ММ.ГГГГ № в части не прекращения полномочий депутата Совета ФИО9 Е.А. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не законным и досрочно прекратить полномочия ФИО1 муниципального образования сельского поселения «Сизябск» ФИО1 Е.А. в связи с утратой доверия.
В судебном заседании заместитель прокурора Ижемского района Лазарева Л.Е. доводы административного искового заявления поддержала, на административных исковых требованиях настаивает.
Представитель Совета сельского поселения «Сизябск» ФИО7 административные исковые требования признала, пояснив, что ФИО1 Е.А. не знал о необходимости предоставления сведений на супругу и ребенка, других уважительных причин нет. Сведения на супругу и ребенка ФИО1 Е.А. представил ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик ФИО1 Е.А. административные исковые требования признал, что пояснив супруга находилась в декретном отпуске, дохода не имела и он не знал о необходимости предоставления сведений. Других уважительных причин у него нет.
Суд, заслушав заместителя прокурора Ижемского района Лазареву Л.Е., представителя Совета сельского поселения «Сизябск» ФИО7, административного ответчика ФИО1 Е.А. и исследовав материалы административного дела приходит к следующему.
Статья 39 КАС РФ, предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).Пункт 4 статьи 5 ФЗ № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 ФЗ № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Законом Республики Коми № 82-РЗ ( в редакции Закона Республики Коми № 22-РЗ от 05.05.2016) установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность в Республике Коми обязан представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Постановлением администрации муниципального района «Ижемский» № 872 от 29.12.2016 утвержден порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в сельском поселении, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно которого, лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Как установлено судом, административный ответчик ФИО1 Е.А. является ФИО1 Сельского поселения «Сизябск» IV созыва, что подтверждается Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ижемского района Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №. л.д.32-33.
ФИО1 Е.А. состоит в зарегистрированном браке с гражданской ФИО2 (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ) и имеет малолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. л.д.27, 29.
Вместе с тем, в нарушение требований антикоррупционного законодательства, в установленный законом срок, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетнего ребенка депутатом ФИО1 Е.А. представлены не были, что не оспаривается административным ответчиком и подтверждается материалами дела.
На основании Решения Совета сельского поселения «Сизябск» № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, которой установлен факт нарушения депутатом ФИО1 Е.А. норм Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Республики Коми от 29.09.2008 № 82-ФЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми», в части не предоставления депутатом ФИО1 Е.А. в установленный срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетнего ребенка.
Доказательств уважительности причин, по которым административным ответчиком ФИО1 Е.А. как депутатом Совета в установленный срок не были представлены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетнего ребенка, административным ответчиком как при проведении проверки, так и суду не представлены.
Несмотря на представление прокурора, Советом сельского поселения «Сизябск» полномочия депутата ФИО1 Е.А. досрочно не прекращены и ФИО1 сельского поселения «Сизябск» принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отсрочки досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 Е.А., которое противоречит законодательству о противодействии коррупции, не предусматривающего предоставления каких-либо отсрочек, вследствие чего подлежит признанию судом не законным.
В силу положений части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые предусмотрены Законом о противодействии коррупции, суд вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата.
Учитывая изложенное, поскольку в нарушение норм Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Республики Коми от 29.09.2008 № 82-ФЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» депутатом ФИО1 Е.А. в установленный срок не были представлены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетнего ребенка, что является основанием досрочного прекращения полномочий ФИО1 и уважительных причин, по которым административным ответчиком ФИО1 Е.А. как депутатом Совета не были представлены указанные сведения административным ответчиком не представлено, оценив представленные суду доказательства в порядке ст.84 КАС РФ, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, а полномочия депутата ФИО1 Е.А. досрочному прекращению в связи с утратой доверия.
Доводы административных ответчиков, что административный ответчик ФИО1 Е.А. не знал о необходимости предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетнего ребенка не могут быть признаны обоснованными и повлиять на принимаемое судом решение, поскольку являясь депутатом Совета, административный ответчик ФИО1 Е.А. должен и обязан был знать соответствующие законы и муниципальные правовые акты принятые администрацией муниципального района «Ижемский» и опубликованные в установленном законом порядке, что последним сделано не было и явилось основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.
В судебном заседании административные ответчики административные исковые требования прокурора признали.
Иных доводов и доказательств административными ответчиками не представлено.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Ижемского района Республики Коми удовлетворить.
Признать Решение Совета муниципального образования сельского поселения «Сизябск» от ДД.ММ.ГГГГ № в части досрочного не прекращения полномочий депутата Совета сельского поселения «Сизябск» Чупров Е.А. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не законным.
Досрочно прекратить полномочия депутата Совета муниципального образования сельского поселения «Сизябск» Чупров Е.А. в связи с утратой доверия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков