Дело № 2-1-5681/2019
64RS0042-01-2019-006541-75
Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Савенковой Н. В.,
при секретаре Фадеевой М. Е.,
с участием истца Самсонова В. Ф., представителя ответчика Арсеньевой А. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсонова В. Ф. к государственному учреждению Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал № 6 г. Энгельса о взыскании единовременного пособия в счет компенсации морального вреда,
установил:
Самсонов В. Ф. обратился в суд с иском к государственному учреждению Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал № 6 г. Энгельса о взыскании единовременного пособия в счет компенсации морального вреда. В обоснование требований ссылается на то, что с 03 июля 1985 года по 01 июля 1999 года работал на шахте «Нагорная» производственного объединения по добыче угля «Кизеуголь». В период работы у него было установлено профзаболевание и 90% утраты профессиональной трудоспособности. В соответствии с п. 5.4 Отраслевого тарифного соглашения, он имеет право на единовременную компенсацию морального вреда в размере 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности. Поскольку профзаболевание установлено у него именно в период работы у ответчика, долевая ответственность за причинение вреда не установлена, то именно ответчик, выполняя действующее законодательство, обязан компенсировать ему причиненный моральный вред в полном объеме. Просит взыскать с государственного учреждения Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал № 6 г. Энгельса в его пользу единовременную компенсацию в счет компенсации морального вреда в связи с утратой профессиональной трудоспособности в сумме 6127200 рублей.
В судебном заседании истец Самсонов В. Ф. исковые требования поддержал по доводам иска. Пояснил, что работал на шахте «Нагорная» производственного объединения по добыче угля «Кизеуголь». Данная организация была ликвидирована. Считает, что обязанность выплатить единовременную компенсацию морального вреда перешла к ответчику.
Представитель Государственного учреждения – Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, действующая на основании доверенности Арсеньева А. Е. исковые требования не признала. Пояснила, что Государственное учреждение – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 6 г. Энгельса не является стороной по настоящему делу, поскольку не обладает правоспособностью юридического лица. Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. Фонд социального страхования не является причинителем вреда в виде профессионального заболевания у Самсонова В. Ф., так как не являлось работодателем истца. Просила в иске отказать в полном объеме.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Самсонова В. Ф. в связи со следующим.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Судом установлено, что Самсонов В. Ф. с 03 июля 1985 года по 01 июля 1999 года работал на шахте «Нагорная» производственного объединения по добыче угля «Кизеуголь» проходчиком подземным, подземным горнорабочим, что подтверждается копией трудовой книжки истца.
31 июля 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО «Кизеуголь» в связи с ликвидацией юридического лица по решению суда (л.д. 21-23).
В период работы на шахте «Нагорная» истцу были установлены профессиональные заболевания - 30% с 19 августа 1996 года, с 13 января 2010 года бессрочно; 30% с 13 апреля 2001 года, с 29 марта 2018 года бессрочно; 30% с 23 декабря 2005 года, с 29 марта 2018 года бессрочно (л.д. 9).
Отделением Фонда социального страхования в соответствии с программой реабилитации пострадавшего по трем страховым случаям установления профессионального заболевания Самсонову производятся ежемесячные страховые выплаты с учетом индексации, оплачиваются дополнительные расходы на приобретение лекарственных средств и предоставляется санаторно-курортное лечение.
Обращаясь в суд с требованиями к государственному учреждению Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал № 6 г. Энгельса о взыскании единовременного пособия в счет компенсации морального вреда Самсонов В. Ф. указал на то, что ответчик, выполняя действующее законодательство, обязан компенсировать причиненный ему моральный вред в полном объеме.
Приведенные истцом доводы являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018 года) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года).
Статьей 8 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение по страхованию осуществляется:1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) в виде страховых выплат:
единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:
медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
проезд застрахованного и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, для заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению страховщика для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу;
санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанность обеспечения безопасных условий и охраны труда работника возлагается на работодателя.
Из положения ст. 237 ТК РФ следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъяснено, что суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и ст. 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», надлежащим ответчиком по требованиям о компенсации морального вреда в связи с профессиональным заболеванием является работодатель (страхователь) или лицо, ответственное за причинение вреда.
Споров о размере страховых выплат, возмещении дополнительных расходов в связи с профессиональным заболеванием с ответчиком у истца не имеется.
Доказательств того, что государственное учреждение Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ является причинителем вреда Самсонову В. Ф., либо в силу иных оснований обязано к возмещению истцу морального вреда в связи с профзаболеванием, материалы дела не содержат.
Таким образом, требования о компенсации морального вреда Самсоновым В. Ф. заявлены к Фонду социального страхования РФ необоснованно.
Кроме того, согласно Положению об отделении Фонда, утвержденного Приказом председателя Фонда социального страхования № 86 от 23 апреля 2003 года, филиалы отделения являются обособленными структурными подразделениями Государственного учреждения – Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, осуществляют его функции, но не обладают правами юридического лица.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Частями 2 и 3 ст. 55 ГК РФ предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Правовых оснований для удовлетворения требований Самсонова В. Ф. судом не установлено, в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 4, 12, 56, 67, 198 ГПК РФ,
решил:
Самсонову В. Ф. в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал № 6 г. Энгельса о взыскании единовременного пособия в счет компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно.
Судья Н. В. Савенкова
Секретарь М. Е. Фадеева