Дело № 2-2365/2022 06 сентября 2022 года
29RS0014-01-2022-002964-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Авалиани Г. М. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов, перерасчете размера пенсии,
установил:
Авалиани Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2020 года по 30 ноября 2020 года, с 24 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года, перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты с 28 февраля 2022 года.
В обоснование требований истец указала, что является получателем пенсии по старости, 25 февраля 2022 года подала в пенсионный орган заявление о перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест6ностях, в удовлетворении которого ответчиком было отказано. Ответчиком при рассмотрении данного заявления не были включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2020 года по 30 ноября 2020 года, с 24 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года, а также период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, который был включен в данный вид стажа решением суда от 13 августа 2021 года. Полагая, что ответчиком необоснованно исключены указанные период из данного стажа, поскольку в спорные периоды истец был зарегистрирован и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске, истец обратилась в суд с заявленным иском, считая также, что с учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанных периодов у нее возникнет право на перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест6ностях с 28 февраля 2022 года.
В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, ее представитель в судебном заседании до перерыва поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании до перерыва возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на недоказанность факта осуществления истцом предпринимательской деятельности в спорные периоды в г.Архангельске.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Авалиани Г.М. №994172, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года № 538н (далее – Перечень).
Пунктом 7 Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы (сведения) о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ).
Из материалов выплатного (пенсионного) дела № 994172 следует, что истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ с 10 августа 2020 года.
Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2022 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением пенсионного органа №53092/22 (с изменениями от 22 июня 2022 года) истцу было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС), - 15 лет, данный вид стажа был установлен как 14 лет 10 месяцев 08 дней.
При этом при расчете права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности с 24 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Остальной спорный период с 01 января 2020 года по 30 ноября 2020 года включен пенсионным органом в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем оснований для его повторного включения в данный вид стажа в судебном порядке не имеется.
Судом установлено, что истец с 10 августа 2006 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске и применяла в 2021 году упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
Таким образом, истец как индивидуальный предприниматель была зарегистрирована в органах контроля за уплатой страховых взносов и налогов в г.Архангельске, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Согласно ответу ИФНС России по г.Архангельску на запрос суда и налоговой декларации по УСН за 2021 год, представленной в налоговый орган 28 февраля 2022 года, истец получала доход от осуществления предпринимательской деятельности в 2021 году.
Кроме того, в арендуемом истцом по договору аренды №38 от 06 июня 2018 года (с дополнительными соглашениями), имевшемуся в материалах пенсионного дела истца, нежилом помещении по адресу: г.Архангельск, ... был установлен контрольно-кассовый аппарат.
Следовательно, совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а также сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждается факт осуществления истцом предпринимательской деятельности на территории с особыми климатическими условиями – местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в оспариваемый ей период с 24 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года, в связи с чем решение ответчика об его исключении из данного вида стажа является необоснованным.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие информации о доходах истца является несостоятельной, поскольку данные сведения имелись в распоряжении налогового органа.
На основании изложенного, требования истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 24 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
При обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии 28 февраля 2022 года с учетом включенного судом по настоящему решению периода и добровольно включенных ответчиком периодов стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС) составлял более требуемых 15 лет, в связи с чем истец имеет право на перерасчет пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты с 01 марта 2022 года.
Таким образом, исковые требований Авалиани Г.М. о перерасчете размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 01 марта 2022 года подлежат удовлетворению.
Требования о перерасчете пенсии с 28 февраля 2022 года в силу изложенных норм права и обстоятельств дела не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Авалиани Г. М. (СНИЛС <№>) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) о включении в стаж периодов, перерасчете размера пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы Авалиани Г. М. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 24 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года, произвести перерасчет размера пенсии Авалиани Г. М. с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 01 марта 2022 года.
В удовлетворении исковых требований Авалиани Г. М. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов в остальной части, перерасчете размера пенсии с 28 февраля 2022 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова