Решение по делу № 33-14572/2019 от 01.08.2019

Судья Сычев И.А.                  Дело № 33-14572/2019

Учет № 069г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 августа 2019 года                  город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Новосельцева С.В. и Сахиповой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Галявиевой Л.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 20 мая 2019 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Восстановить Стоянову О.В. срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений после смерти супруги ФИО12 Л.Ф., умершей <дата> года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Галявиевой Л.Р., поддержавшего жалобу, объяснения представителя истца по доверенности Перешитова Э.М. возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Стоянов О.В. обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани о восстановлении срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

Свои требования истец мотивировал тем, что является правопреемником по закону после смерти своей жены ФИО13 Л.Ф., умершей <дата> года, которой при жизни уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Однако установленный действующим законодательством шестимесячный срок для обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений был им пропущен по уважительной причине из-за тяжелого эмоционального состояния, вызванного смертью супруги. Кроме того, о наличии такого права ему стало известно только в феврале 2019 года при разборе оставшихся после смерти супруги документов, среди которых им было обнаружено соответствующее уведомление пенсионного органа. По изложенным основаниям Стоянов О.В. просил суд восстановить ему срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ФИО14 Л.Ф., пропущенный им по уважительной причине.

В судебном заседании истец Стоянов О.В. заявленные требования поддержал.

Представитель третьего лица Стояновой Я.О. против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель ответчика Галявиева Л.Р. с иском не согласилась и просила отказать в его удовлетворении, полагая, что срок обращения в пенсионный орган пропущен истцом без уважительных причин.

Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителем ответчика ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается, что истцом не приведено каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением в пенсионный орган за получением средств пенсионных накоплений после смерти супруги.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Галявиева Л.Р. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца Перешитов Э.М. просил оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что доводы являются необоснованными.

Третье лицо Сточнова Я.О., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании пункта 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.

Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года.

Реализуя указанные правомочия постановлением от 30 июля 2014 года № 711 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 названных Правил выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в любой территориальный орган Фонда по своему выбору.

При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии – правопреемникам по закону второй очереди.

Пунктом 9 Правил установлено, что территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.

Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Форма извещения правопреемников утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Правил обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями № 2 или 3 к настоящим Правилам.

Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Стоянов О.В. состоял в браке со ФИО15 Л.Ф., умершей <дата> года.

При жизни ФИО16 Л.Ф. являлась лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в специальной части индивидуального лицевого счета которой имеется сумма средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемникам.

В силу пункта 2 вышеназванных Правил истец, являющийся супругом умершей ФИО17 Л.Ф., входит в круг лиц, которым могут быть выплачены средства пенсионных накоплений умершего, по категории «правопреемники по закону». Однако установленный действующим законодательством шестимесячный срок для обращения за их выплатой им был пропущен.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции признал уважительными причины пропуска истцом срока для обращения в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений и пришел к выводу о его восстановлении, ссылаясь на то, что о наличии указанных средств Стоянову О.В. стало известно только в феврале 2019 года.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

Так, согласно приведенным выше нормативным положениям, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.

Обращаясь в суд с настоящим иском, в качестве уважительной причины пропуска указанного срока Стоянов О.В. сослался на тяжелое эмоциональное состояние, вызванное смертью супруги, а также на позднее получение информации о возможном получении правопреемниками пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о психоэмоциональном состоянии истца, которое бы препятствовало ему в современной реализации права на получение средств пенсионных накоплений умершей супруги, ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

Сама по себе причина незнания о возможности получения средств пенсионных накоплений не может расцениваться как уважительная при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока.

При этом необходимо отметить, что ответчик, несмотря на отсутствие в его распоряжении информации о правопреемниках умершего застрахованного лица, соответствующее уведомление, содержащее информацию о наличии права и порядке обращения в пенсионный орган для получения средств пенсионных накоплений, направил по зарегистрированному месту жительства ФИО18 Л.Ф. по адресу: <адрес>, где также проживает сам истец. Согласно штампу на почтовом конверте данное уведомление было получено адресатом 4 августа 2018 года.

При таких обстоятельствах ссылка истца на несвоевременность его извещения о наличии возможности получения пенсионных накоплений умершей супруги не может быть признана судебной коллегией обоснованной.

С учетом приведенной мотивации принятое судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта – об отказе в удовлетворении заявленных Стояновым О.В. требований.

Кроме того, в соответствии с требованиями, закрепленными в статьях 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, со Стоянова О.В. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани подлежит взысканию 3 000 рублей в возмещение уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 20 мая 2019 года по данному делу отменить и принять новое.

В удовлетворении иска Стоянова ФИО19 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани о восстановлении срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица отказать.

Взыскать со Стоянова ФИО20 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани 3 000 рублей в возврат уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-14572/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Другие
Перешитов Эдуард Михайлович
Стоянов О.В.
ГУ - Управление Пенсионного фонда в Вахитовском районе г.Казани
Стоянова Я.О.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Насретдинова Д. М.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
06.08.2019[Гр.] Судебное заседание
03.09.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2019[Гр.] Передано в экспедицию
26.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее