Решение по делу № 2-440/2022 от 13.07.2022

УИД 10RS0010-01-2022-001047-57

Дело № 2-440/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2022 года              г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заместителя прокурора Олонецкого района Королева П.А. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

и.о. прокурора Олонецкого района обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее - КУ РК «Управтодор РК») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Олонецкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а также требований федерального законодательства о защите социально уязвимой категории населения на территории Олонецкого национального муниципального района. Проверкой установлено, что автомобильная дорога общего пользования «....», протяженностью .... км, относится к дорогам регионального или межмуниципального значения и закреплена на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».             В нарушение ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров» на пересечении дорог .... в                 .... Республики Карелия светофор не оборудован звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы. В этой связи прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность организовать установку и применение светофоров со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Определением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г.            к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Олонецкого национального муниципального района, ОМВД России по ...., Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на ответчика обязанность произвести установку светофором со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении                  .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013 в течение 6 месяцев с момента доведения лимитов бюджетных обязательств.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил суд возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по установке светофоров со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении                  .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец окончательно просит суд возложить на ответчика обязанность             в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по установке звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

В судебном заседании заместитель прокурора Королев П.А. уточненные в последнем судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив, что прокуратура просит          суд обязать ответчика организовать работы только по установке звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Ответчик КУ РК «Управтодор РК», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. В письменных возражения на уточненные исковые требования представитель по доверенности Чумаков С.Г. возражал против удовлетворения иска, однако в случае его удовлетворения обратил внимание суда на возможность исполнения решения суда в срок не менее чем 8 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, возражений по последним уточненным исковым требованиям не представило.

Третьи лица ОМВД России по ...., администрация Олонецкого национального муниципального района, администрация Олонецкого городского        поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений по существу заявленных исковых требований не представили.

Принимая во внимание положения ч. 3, 4 ст. 167, ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), отсутствие уважительных причин неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд,                   с учетом мнения истца, приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.

В соответствии с п. 3 ст. 35 данного Федерального закона прокурор в соответствии        с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд            с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона        и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния      дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от хх.хх.хх г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный                   закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или        под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементам обустройства автомобильных дорог, согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, являются сооружения, к которым относятся, в том числе, светофоры.

По смыслу п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии       с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной            власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности      в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6). Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения         соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации      от хх.хх.хх г. , должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, среди прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений регулируется ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от хх.хх.хх г. -ст.

В соответствии с абз. 5 п. 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию по ГОСТ Р ИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регулирует требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Таким образом, законодателем предусмотрена установка звуковых сигналов, дублирующих светофорные сигналы на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.

В судебном заседании установлено, что КУ РК «Управтодор РК» создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения (п. 2.1 Устава). Для достижения целей своей деятельности КУ РК «Управтодор РК» осуществляет выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и другие виды деятельности (п. 2.3 Устава). Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджет-ных средств осуществляет по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, в ведении которого находится казенное учреждение (п. 1.6 Устава).

Светофорный объект в .... на пересечении .... (автомобильная дорога «Олонец-Верховье») и .... (автомобильная дорога «....») в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. -р закреплен на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокурором представлены доказательства отсутствия на момент проведения проверки на светофорном объекте на пересечении .... в .... Республики Карелия звуковой сигнализации для регулирования движения, предусмотренной ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Пешеходным переходом на указанном перекрестке пользуются посетителя МКУ «Олонецкая централизованная библиотечная система», МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока.

Изложенное, отраженное в акте надзорной проверки от хх.хх.хх г., ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, подтверждено отсутствие звуковой сигнализации и в период рассмотрения судом настоящего гражданского дела, в связи с чем суд признает данный факт доказанным.

С учетом вышеприведенных положений закона, Устава КУ РК «Управтодор РК» обязанность по организации выполнения таких работ по оборудованию светофорного объекта звуковой сигнализацией возлагает на КУ РК «Управтодор РК».

В связи с тем, что факт отсутствия на спорном участке автомобильной дороги звуковой сигнализации на светофорном объекте установлен, а их отсутствие создает        угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью людей,               угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.

Вместе с тем в силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того,               что для исполнения требований прокурора требуется время для изыскания КУ РК «Управтодор РК» денежных средств, а также время для процедуры закупки в соответствии      с требованиями Федерального закона от хх.хх.хх г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,        осуществления самих работ по обустройству светофорного объекта, принимая во внимание позицию ответчика, суд находит возможным установить КУ РК «Управтодор РК» срок для исполнения решения суда - 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Предоставление большего срока суд полагает нецелесообразным. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего     в защиту неопределенного круга лиц, к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (ИНН 1001048977) о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по обустройству звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения на пересечении .... в .... Республики Карелия.

Взыскать с казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в бюджет Олонецкого национального муниципального района государственную пошлину по 6 000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья     (подпись)                           И.А. Курсов

....

.....

УИД 10RS0010-01-2022-001047-57

Дело № 2-440/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2022 года              г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заместителя прокурора Олонецкого района Королева П.А. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

и.о. прокурора Олонецкого района обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее - КУ РК «Управтодор РК») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Олонецкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а также требований федерального законодательства о защите социально уязвимой категории населения на территории Олонецкого национального муниципального района. Проверкой установлено, что автомобильная дорога общего пользования «....», протяженностью .... км, относится к дорогам регионального или межмуниципального значения и закреплена на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».             В нарушение ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров» на пересечении дорог .... в                 .... Республики Карелия светофор не оборудован звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы. В этой связи прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность организовать установку и применение светофоров со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Определением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г.            к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Олонецкого национального муниципального района, ОМВД России по ...., Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на ответчика обязанность произвести установку светофором со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении                  .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013 в течение 6 месяцев с момента доведения лимитов бюджетных обязательств.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил суд возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по установке светофоров со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении                  .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец окончательно просит суд возложить на ответчика обязанность             в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по установке звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

В судебном заседании заместитель прокурора Королев П.А. уточненные в последнем судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив, что прокуратура просит          суд обязать ответчика организовать работы только по установке звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Ответчик КУ РК «Управтодор РК», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. В письменных возражения на уточненные исковые требования представитель по доверенности Чумаков С.Г. возражал против удовлетворения иска, однако в случае его удовлетворения обратил внимание суда на возможность исполнения решения суда в срок не менее чем 8 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, возражений по последним уточненным исковым требованиям не представило.

Третьи лица ОМВД России по ...., администрация Олонецкого национального муниципального района, администрация Олонецкого городского        поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений по существу заявленных исковых требований не представили.

Принимая во внимание положения ч. 3, 4 ст. 167, ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), отсутствие уважительных причин неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд,                   с учетом мнения истца, приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.

В соответствии с п. 3 ст. 35 данного Федерального закона прокурор в соответствии        с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд            с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона        и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния      дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от хх.хх.хх г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный                   закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или        под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементам обустройства автомобильных дорог, согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, являются сооружения, к которым относятся, в том числе, светофоры.

По смыслу п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии       с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной            власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности      в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6). Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения         соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации      от хх.хх.хх г. , должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, среди прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений регулируется ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от хх.хх.хх г. -ст.

В соответствии с абз. 5 п. 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию по ГОСТ Р ИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регулирует требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Таким образом, законодателем предусмотрена установка звуковых сигналов, дублирующих светофорные сигналы на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.

В судебном заседании установлено, что КУ РК «Управтодор РК» создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения (п. 2.1 Устава). Для достижения целей своей деятельности КУ РК «Управтодор РК» осуществляет выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и другие виды деятельности (п. 2.3 Устава). Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджет-ных средств осуществляет по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, в ведении которого находится казенное учреждение (п. 1.6 Устава).

Светофорный объект в .... на пересечении .... (автомобильная дорога «Олонец-Верховье») и .... (автомобильная дорога «....») в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. -р закреплен на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокурором представлены доказательства отсутствия на момент проведения проверки на светофорном объекте на пересечении .... в .... Республики Карелия звуковой сигнализации для регулирования движения, предусмотренной ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Пешеходным переходом на указанном перекрестке пользуются посетителя МКУ «Олонецкая централизованная библиотечная система», МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока.

Изложенное, отраженное в акте надзорной проверки от хх.хх.хх г., ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, подтверждено отсутствие звуковой сигнализации и в период рассмотрения судом настоящего гражданского дела, в связи с чем суд признает данный факт доказанным.

С учетом вышеприведенных положений закона, Устава КУ РК «Управтодор РК» обязанность по организации выполнения таких работ по оборудованию светофорного объекта звуковой сигнализацией возлагает на КУ РК «Управтодор РК».

В связи с тем, что факт отсутствия на спорном участке автомобильной дороги звуковой сигнализации на светофорном объекте установлен, а их отсутствие создает        угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью людей,               угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.

Вместе с тем в силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того,               что для исполнения требований прокурора требуется время для изыскания КУ РК «Управтодор РК» денежных средств, а также время для процедуры закупки в соответствии      с требованиями Федерального закона от хх.хх.хх г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,        осуществления самих работ по обустройству светофорного объекта, принимая во внимание позицию ответчика, суд находит возможным установить КУ РК «Управтодор РК» срок для исполнения решения суда - 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Предоставление большего срока суд полагает нецелесообразным. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего     в защиту неопределенного круга лиц, к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (ИНН 1001048977) о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по обустройству звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения на пересечении .... в .... Республики Карелия.

Взыскать с казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в бюджет Олонецкого национального муниципального района государственную пошлину по 6 000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья     (подпись)                           И.А. Курсов

....

.....

УИД 10RS0010-01-2022-001047-57

Дело № 2-440/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2022 года              г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заместителя прокурора Олонецкого района Королева П.А. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

и.о. прокурора Олонецкого района обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее - КУ РК «Управтодор РК») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Олонецкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а также требований федерального законодательства о защите социально уязвимой категории населения на территории Олонецкого национального муниципального района. Проверкой установлено, что автомобильная дорога общего пользования «....», протяженностью .... км, относится к дорогам регионального или межмуниципального значения и закреплена на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».             В нарушение ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров» на пересечении дорог .... в                 .... Республики Карелия светофор не оборудован звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы. В этой связи прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность организовать установку и применение светофоров со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Определением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г.            к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Олонецкого национального муниципального района, ОМВД России по ...., Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил возложить на ответчика обязанность произвести установку светофором со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении                  .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013 в течение 6 месяцев с момента доведения лимитов бюджетных обязательств.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил суд возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по установке светофоров со звуковой сигнализацией для регулирования движения на пересечении                  .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец окончательно просит суд возложить на ответчика обязанность             в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по установке звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

В судебном заседании заместитель прокурора Королев П.А. уточненные в последнем судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив, что прокуратура просит          суд обязать ответчика организовать работы только по установке звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения пересечении .... в .... Республики Карелия в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Ответчик КУ РК «Управтодор РК», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. В письменных возражения на уточненные исковые требования представитель по доверенности Чумаков С.Г. возражал против удовлетворения иска, однако в случае его удовлетворения обратил внимание суда на возможность исполнения решения суда в срок не менее чем 8 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, возражений по последним уточненным исковым требованиям не представило.

Третьи лица ОМВД России по ...., администрация Олонецкого национального муниципального района, администрация Олонецкого городского        поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений по существу заявленных исковых требований не представили.

Принимая во внимание положения ч. 3, 4 ст. 167, ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), отсутствие уважительных причин неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд,                   с учетом мнения истца, приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.

В соответствии с п. 3 ст. 35 данного Федерального закона прокурор в соответствии        с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд            с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона        и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния      дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от хх.хх.хх г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный                   закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или        под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементам обустройства автомобильных дорог, согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, являются сооружения, к которым относятся, в том числе, светофоры.

По смыслу п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии       с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной            власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности      в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6). Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения         соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации      от хх.хх.хх г. , должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, среди прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений регулируется ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от хх.хх.хх г. -ст.

В соответствии с абз. 5 п. 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию по ГОСТ Р ИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регулирует требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Таким образом, законодателем предусмотрена установка звуковых сигналов, дублирующих светофорные сигналы на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.

В судебном заседании установлено, что КУ РК «Управтодор РК» создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения (п. 2.1 Устава). Для достижения целей своей деятельности КУ РК «Управтодор РК» осуществляет выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и другие виды деятельности (п. 2.3 Устава). Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджет-ных средств осуществляет по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, в ведении которого находится казенное учреждение (п. 1.6 Устава).

Светофорный объект в .... на пересечении .... (автомобильная дорога «Олонец-Верховье») и .... (автомобильная дорога «....») в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. -р закреплен на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК».

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокурором представлены доказательства отсутствия на момент проведения проверки на светофорном объекте на пересечении .... в .... Республики Карелия звуковой сигнализации для регулирования движения, предусмотренной ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р ИСО 23600-2013.

Пешеходным переходом на указанном перекрестке пользуются посетителя МКУ «Олонецкая централизованная библиотечная система», МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока.

Изложенное, отраженное в акте надзорной проверки от хх.хх.хх г., ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, подтверждено отсутствие звуковой сигнализации и в период рассмотрения судом настоящего гражданского дела, в связи с чем суд признает данный факт доказанным.

С учетом вышеприведенных положений закона, Устава КУ РК «Управтодор РК» обязанность по организации выполнения таких работ по оборудованию светофорного объекта звуковой сигнализацией возлагает на КУ РК «Управтодор РК».

В связи с тем, что факт отсутствия на спорном участке автомобильной дороги звуковой сигнализации на светофорном объекте установлен, а их отсутствие создает        угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью людей,               угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.

Вместе с тем в силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того,               что для исполнения требований прокурора требуется время для изыскания КУ РК «Управтодор РК» денежных средств, а также время для процедуры закупки в соответствии      с требованиями Федерального закона от хх.хх.хх г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,        осуществления самих работ по обустройству светофорного объекта, принимая во внимание позицию ответчика, суд находит возможным установить КУ РК «Управтодор РК» срок для исполнения решения суда - 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Предоставление большего срока суд полагает нецелесообразным. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего     в защиту неопределенного круга лиц, к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (ИНН 1001048977) о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по обустройству звуковой сигнализации на светофорах для регулирования движения на пересечении .... в .... Республики Карелия.

Взыскать с казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в бюджет Олонецкого национального муниципального района государственную пошлину по 6 000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья     (подпись)                           И.А. Курсов

....

.....

2-440/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Олонецкого района интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республике Карелия"
Другие
Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия
ОМВД России по Олонецкому району
Администрация Олонецкого национального муниципального района
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Судья
Курсов Иван Александрович
Дело на странице суда
olonecky.kar.sudrf.ru
13.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2022Предварительное судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее