Решение по делу № 33-1061/2024 от 11.01.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Казакова Н.В.                         Дело №33-1061/2024

24RS0046-01-2022-005584-96

2.049г.

19 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.,

судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,

при помощнике судьи: Погореловой И.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Савостьянова Евгения Сергеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании недоплаты за сверхурочную работу,

по апелляционным жалобам представителя Савостьянова Е.С. Поздняковой С.А., начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» Дерышева В.В.

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Савостьянова Евгения Сергеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании недоплаты за сверхурочную работу - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Савостьянова Евгения Сергеевича в счет оплаты за сверхурочно отработанное время 9 791 рубль 42 копейки, компенсацию морального вреда 3 000 руб.

В удовлетворении иска Савостьянова Евгения Сергеевича в остальной части - отказать.

Взыскать с ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Савостьянов Е.С. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России», МЧС России о взыскании оплаты за период с 17.06.2019 года по 17.06.2022 года за сверхурочную работу в размере 3 184 464,94 руб., компенсации морального вреда 50 000 рублей.

Требования мотивировал тем, что на основании контракта о прохождении службы от 09.09.2017 года Савостьянов Е.С. выполнял должностные обязанности <данные изъяты> в ФПС №2 МЧС России со сменным режимом службы. Уволен приказом от 17.06.2022 года в запас по выслуге лет по п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона РФ №141-ФЗ от 23.05.2016 года «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При увольнении Савостьянову Е.С. выплачены единовременное пособие в размере семи месячных окладов, премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере 25% оклада. Однако при увольнении не оплачена работа истца за пределами нормальной продолжительности рабочего времени за период с 17.06.2019 года по 17.06.2022 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Савостьянова Е.С. Позднякова С.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на то, что судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФК по Красноярскому краю, Минфин РФ, ФГКУ «СУ ФСП №3 МЧС России», правовая позиция которых не отражена в решении суда. Полагает вывод суда о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением трудового спора неверным, поскольку нарушение трудовых прав истца носит длящийся характер, кроме того, за истцом сохраняется право требовать полного расчета при увольнении в запас. Судом необоснованно отказано истцу в ознакомлении с постовыми журналами, представленными ответчиком на обозрение суда и не приобщенными к материалам дела. При определении размера невыплаченных сумм суду первой инстанции следовало обсудить вопрос о назначении судебной бухгалтерской экспертизы, поскольку суд не обладает специальными познаниями в области финансов.

В апелляционной жалобе начальник ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» Дерышев В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на то, что Приказом МЧС России от 24.09.2018 года №410 утвержден Порядок привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а так же отдельных видов дополнительных отпусков. Согласно п. 94 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничны дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени по рапорту сотрудника выплачивается денежная компенсация. При увольнении Савостьяновым Е.С. такой рапорт не подавался, оснований для взыскания оплаты за сверхурочную работу и компенсации морального вреда не имеется.

Проверив материалы дела, заслушав Савостьянова Е.С., его представителя Позднякову С.А. <данные изъяты>, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» Субботину М.Р. <данные изъяты>, представителя МЧС России Юрченко С.Н. <данные изъяты>, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и ее прекращением, а также с определением правового положения сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.

В силу частей 2,9 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно части 6 ст.54 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В силу положений части 10 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5,6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (инструкцией) и контрактом.

В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Частью 1 статьи 140 ТК РФ предусмотрена возможность введения в организации суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Пунктом 18 раздела 1У приказа МЧС России от 24.09.2018 года №410 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников ФПС ГПС к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени…» предусмотрено, что по просьбе сотрудника ФПС вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МЧС России от 21.03.2013 года №195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС ГПС».

Пунктом 94 Порядка, утвержденного Приказом №195, предусмотрено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени по рапорту сотрудника выплачивается денежная компенсация в следующих размерах: за первые два часа – в полуторном размере часовой ставки, за последующие часы – в двойном размере.

Порядок расчета часовой тарифной ставки указан в пункте 95 Приказа №195.

Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.

Пунктом 18 Порядка определено, что по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".

Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 утверждены условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работников органов, организаций и подразделений системы МЧС России (Приложение N 2 к приказу).

В соответствии с пунктами 1, 2 Условий выплат компенсационного характера выплаты, установленные настоящим Приложением, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России.

Работникам устанавливаются виды выплат компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

В соответствии с п. 6 Приложения № 2 к Приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций, (учреждений) и подразделений системы МЧС России" выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) без учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Согласно пп. "а" п. 2, п. 5, п. 6 Раздела 1 Приложения N 2 к Приказу МЧС России от 14.12.2019 N 747 (ред. от 31.01.2020) "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с контрактом о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (бессрочным) от 04.09.2017 <данные изъяты> Савостьянов Е.С. принят для прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы по должности <данные изъяты>, на срок с 04.09.2017 по достижении предельного возраста пребывания на службе, ему установлен сменный режим службы.

В соответствии с Положением об учете рабочего времени сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России», утвержденным приказом от 19.03.2018, установлен, в том числе сменный режим службы: суточный при продолжительности смены 12 или 24 часа. При сменном режиме не допускается привлечение сотрудника к службе в течение 2 смен (суток) подряд. Учетный период при суммированном учете рабочего времени составляет квартал. Подсчет фактически отработанных сотрудником часов производится ежедневно. Общая продолжительность фактической работы конкретного сотрудника в целом за год не должна превышать нормального числа рабочих часов за указанный период для данной категории сотрудников (п. 2.1, 2.2, 2.3).

Согласно п. 2.6 указанного Положения часы, отработанные сотрудником по инициативе соответствующего руководителя структурного подразделения сверх нормы рабочего времени за учетный период, являются сверхурочными и подлежат компенсированию путем предоставления дополнительного времени отдых равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Количество дополнительных дней отдыха предоставляются сотруднику, служащему по сменному режиму, из расчета количество часов переработки/24х3 (п. 2.7).

Согласно приказа ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» от 19.03.2018 года в отношении Савостьянова Е.С. применялся суммированный учет рабочего времени с установлением графика сменности, продолжительность учетного периода – квартал.В соответствии с приказом от 11.12.2019 ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за третий квартал 2019 года выплачено денежное довольствие в полуторном размере за 10 часов отработанного времени, в двойном размере 110 часов отработанного времени, то есть выплачено в период с 19.06.2019 года по 18.06.2020 года за 120 часов в размере 23074 рубля 86 копеек.

Количество часов, по которым не было рапорта от Севостьянова Е.С. – 192 часа, что составляет 38527 рублей 59 копеек, согласно представленной информации в суд апелляционной инстанции.

Как следует из приказа от 09.10.2020 ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сотрудникам учреждения в количестве 120 часов за третий квартал 2020 года денежное довольствие Савостьянову Е.С. выплачено в полуторном размере за 10 часов отработанного времени, в двойном размере 110 часов отработанного времени, то есть выплачено за 120 часов в размере 23958 рублей 83 копейки. Количество часов, по которым не было рапорта от Севостьянова Е.С. – 385 часов, что составляет 79310 рублей 41 копейка.

Приказом от 10.12.2021 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени за четвертый квартал 2021 года Савостьянову Е.С. денежное довольствие выплачено в полуторном размере за 10 часов отработанного времени, в двойном размере 110 часов отработанного времени, то есть за 120 часов – 25683 рубля 69 копеек.

По расчетным листкам Савостьянова Е.С. ему начислена оплата сверхурочных часов сотрудников за декабрь 2019 года – 23 074,86 руб., за октябрь 2020 года – 23 958,83 руб., за декабрь 2021 – 25 683,69 руб.

За период с 19.06.2021 года по 18.06.2022 года у Савостьянова Е.С. сверхурочное время составляет 19 часов, из расчета: 2 часа в полуторном размере -259 рублей, 17 часов в двойном – 2882 рубля 66 копеек, итого 3141,66 рублей.

Приказом от 30.09.2019 на основании рапорта Савостьянова Е.С. от 25.09.2019 ему предоставлен отпуск продолжительностью 20 дней за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Савостьяновым Е.С. 09.03.2022 начальнику ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» подан рапорт об увольнении со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 18.06.2022.

Кроме того, 13.04.2022 Савостьянов Е.С. подал рапорт о предоставлении отпуска за 2022 год с 14.04.2022.

<данные изъяты> Савостьянов Е.С., <данные изъяты> ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» приказом от 17.06.2022 уволен со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, по п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона №141-ФЗ от 23.05.2016.

Как видно из расчетного листка за июнь 2022 года, при увольнении Савостьянову Е.С. помимо должностного оклада и ежемесячных надбавок выплачена премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей, компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, единовременное пособие при увольнении.

Перечисление денежных средств в счет оплаты денежного довольствия Савостьянову Е.С. подтверждается выпиской из лицевого счета за период с 01.06.2019 по 01.07.2022, заявками на кассовый расход, платежными поручениями.

Проверяя доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, суд первой инстанции установил, что Савостьянов Е.С. был уволен приказом от 17.06.2022 года, с настоящим иском в суд Савостьянов Е.С. обратился 01.09.2022, что подтверждается штампом предприятия почтовой связи на конверте.

Разрешая требования Савостьянова Е.С. в части взыскания денежной компенсации за сверхурочную работу за период с 17.06.2019 по 01.09.2021, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд с указанными требованиями, так как получая ежемесячно расчетные листки, истец знал о составе денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока истцом не представлено.

Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, рапорт об увольнении подан истцом 09.03.2022, истец является работником с суммированным учетом рабочего времени, который увольняется до истечения учетного периода, в связи с чем имеет право на повышенную оплату сверхурочной работы, как и другие работники.

В указанной связи суд исходил из гарантированного истцу Конституцией Российской Федерации права на оплату труда, и поэтому в соответствии со ст. 140 ТК РФ Савостьянову Е.С. при увольнении подлежали выплате все причитающиеся суммы за отработанное время, в том числе за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. По общему правилу подсчет часов переработки при суммированном учете рабочего времени ведется после окончания учетного периода. В случае увольнения работника до окончания учетного периода количество сверхурочных часов исчисляется за период со дня начала текущего учетного периода по день увольнения. Если на дату увольнения количество отработанных работником часов превысит нормальную продолжительность рабочего времени, часы переработки работодатель обязан оплатить в повышенном размере.

Исследовав представленный ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» расчет сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени Савостьянова Е.С., справку от 11.01.2023 года, согласно которой за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сумма за период с 16.06.2019 по 18.06.2022, подлежащая начислению на день увольнения Савостьянова Е.С. за вычетом отгулов и ранее выплаченной компенсации составляет 95 098,89 руб., докладные записки инспектора ГПП СПСЧ №1 и Инспектора ОКиВР о размере денежной компенсации у Савостьянова Е.С. за работу сверх нормального количества рабочих часов с 01.06.2019 по 18.06.2022, расчет Савостьянова Е.С., суд первой инстанции установил, что истцом при подсчете в состав стоимости часа включены доплаты и надбавки, в то время как такие выплаты подлежат исчислению без их учета в силу приведенного выше п. Приложения №2 к Приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747, кроме того, количество часов переработки не соответствует представленным в материалы дела табелям учета рабочего времени и журналам; представленный ответчиком ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» расчет содержит указание на отсутствие оснований для оплаты компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени истца за четвертый квартал 2021 года, первый и второй квартал 2022 года со ссылкой на предоставление ему отгулов, дополнительных дней отпуска. Вместе с тем, как установил суд, из копий приказов о предоставлении отпуска Савостьянову Е.С. и его рапортов не следует, что в 2021 – 2022 году истцу согласовывались и предоставлялись отгулы либо дополнительные дни отпуска в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

При расчете причитающихся истцу выплат суд первой инстанции указал, что учетный период в ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» составляет квартал; с сентября 2021 года по декабрь 2021 года истцом сверхурочно отработано 168 часов, ответчиком в добровольном порядке произведена выплата в декабре 2021 – 25 683,69 руб., в полуторном размере за 10 часов отработанного времени, в двойном размере 110 часов отработанного времени. Так, в октябре 2021 года отработано 96 часов при норме 70 часов, в ноябре отработано 240 часов при норме 165 часов, в декабре отработано 232 часа при норме 165 часов, и при таких обстоятельствах за данный период подлежат оплате 48 часов сверхурочно отработанного времени (168 часов – 120 часов).

Учитывая, что ответчиком за данные отработанные в учетном периоде часы были оплачены в одинарном размере, оплата сверхурочных часов составит:

4 часа х 0,5 х 109,29 руб. (17 960 руб. – должностной оклад / 164,33 руб. среднемесячное количество рабочих часов) = 218,58 руб.

44 часа х 1 х 109,29 руб. (17 960 руб. – должностной оклад / 164,33 руб. среднемесячное количество рабочих часов) = 4 808,76, всего 5 027,34 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 8 043,74 руб. (5 027,34 руб. х 1,6).

Также за фактически отработанное время в период с 01.01.2022 по 17.06.2022, работа истца превышала нормальную продолжительность рабочего времени и не была компенсирована предоставлением оплачиваемых дней отдыха (отгулов), время переработки составило 11 часов (так в январе 2022 отработано 152 часа при норме 143 часа, в феврале 2022 отработано 120 часов при норме 120 часов), за которые оплата сверхурочных часов составит:

2 часа х 0,5 х 109,23 руб. (17 960 руб. – должностной оклад / 164,42 руб. среднемесячное количество рабочих часов) = 109,23 руб.

9 часов х 1 х 109,23 руб. (17 960 руб. – должностной оклад / 164,42 руб. среднемесячное количество рабочих часов) = 983,07 руб., всего 1 092,30 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 1 747,68 руб. (1 092,30 руб. х 1,6).

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России», являющегося самостоятельным юридическим лицом, осуществившим прием на службу истца, производившего выплату ему денежного довольствия, в счет оплаты за сверхурочно отработанное время 9 791,42 руб. (8 043,74 руб. + 1 747,68 руб.).

Ссылка ответчика на то, что обязательным условием для выплаты истцу компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени является подача рапорта в соответствии с п. 18 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 N410, отклонена судом, поскольку из материалов дела видно, что для сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» такой рапорт обязательным и исключительным условием для выплаты компенсации не являлся, в отсутствие рапортов сотрудников ежегодно по инициативе ответчика на основании приказов осуществлялись выплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При таких обстоятельствах в соответствии с положениями ст. 140 ТК РФ Савостьянов Е.С. при увольнении до окончания 2022 года был вправе рассчитывать на соблюдение ответчиком его прав на оплату за службу за сверхурочно отработанное время, в отсутствие предоставления ему отгулов либо дополнительных дней отпуска.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании недоплаты за сверхурочную работу с 17.06.2019 года по 01.09.2021 года, судебная коллегия вместе с тем находит выводы суда первой инстанции о взыскании приведенных выше сумм недоплаты основанными на неверно примененных и истолкованных положениях материального права, регулирующих спорные отношения сторон, противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым дана ненадлежащая оценка.

Как следует из материалов дела, Савостьянову Е.С. за период 2019,2020,2021 годы ответчиком оплачено 360 часов за сверхурочную работу (120 часов в год), за выплатой денежной компенсации взамен предоставлений дней отдыха в течение 3 лет истец не обращался (копии приказов и рапортов в материалах дела отсутствуют), за период работы истца с 01.09.2021 года по 18.06.2022 года истцу приказом от 10.12.2021 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени за четвертый квартал 2021 года денежное довольствие выплачено в полуторном размере за 10 часов отработанного времени, в двойном размере 110 часов отработанного времени, то есть за 120 часов – 25683 рубля 69 копеек.

Как следует из представленных сведений о количестве сверхурочно отработанного времени истца старшим инспектором ОКиВР ФИО15, за период с 01.01.2022 года по 31.03.2022 года сверхурочно отработанное время (-21 час), за период с 01.04.2022 года по 18.06.2022 года (-129 часов).

Из объяснений представителя ответчика Субботиной М.Р., данных суду апелляционной инстанции, истец с января 2022 года по дату увольнения в июне 2022 года не имел сверхурочной работы, так как в январе 2022 года истец был нетрудоспособен (с 28 февраля по 12 февраля), в марте – (с 12 марта по 5 апреля), с 6 апреля по 16 апреля 2022 года находился в отгулах, с 17 апреля по 16 июня 2022 года – в отпуске, с 17 июня по 22 июня – в отгулах, что подтверждается выписками из табелей учета рабочего времени за указанные месяцы (листы дела 55-67 т. 1).

Из рапорта Савостьянова Е.С. от 09.03.2022 года следует, что он просил уволить со службы по выслуге лет, доказательств того, что истец обращался за выплатой денежной компенсации взамен предоставления дней отдыха в соответствии в соответствии с п.18 Порядка, суду не представлено, копии приказов и рапортов в материалах дела отсутствуют. Факт предоставления истцу на основании его рапорта дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу подтверждается рапортом истца от 26.09.2019 года, приказом от 30.09.2019 года о предоставлении Савостьянову Е.С. 20 дней отдыха за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени (л.д.145 т. 3). Доказательств того, что истец обращался за предоставлением дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а ответчик такие дни не предоставлял, суду не представлено.

В указанной связи судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу истца оплаты за сверхурочную работу, в связи с чем решение суда первой инстанции в части взыскания в пользу истца 9791 рубля 42 копеек, компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что суд первой инстанции, привлекая в качестве третьих лиц по настоящему делу Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, ФГКУ «СУ ФСП №3 по Красноярскому краю, не исследовал их правовую позицию по настоящему спору, судебная коллегия во внимание не принимает, так как принятое по делу решение не влияет на права или обязанности указанных лиц.

Довод апелляционной жалобы представителя истца о длящемся нарушении служебных прав истца на оплату сверхурочной работы и отсутствии в связи с этим оснований для выводов суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение в суд, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном толковании положений материального права.

Поскольку судом апелляционной инстанции не установлено нарушения служебно- трудовых прав истца, не имеется оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 18 сентября 2023 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Савостьянова Евгения Сергеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании недоплаты за сверхурочную работу, компенсации морального вреда – отказать.

Председательствующий:                    Киселева А.А.    

Судьи:                    Баимова И.А.

                    Белякова Н.В.            

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2024 года.

33-1061/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Савостьянов Евгений Сергеевич
Ответчики
МЧС России
ФГКУ Специальное управление Федеральной противопожарной службы №2 МЧС РФ
Другие
Позднякова Светлана Анатольевна
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
22.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Передано в экспедицию
19.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее