Дело № 2-882/2018
УИД 24RS0012-01-2018-000870-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Соловьевой К.Н.,
с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Солодянкиной А.И.,
истца Грохотовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах Грохотовой Н.С. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г.Дивногорска обратился в суд с иском в интересах Грохотовой Н.С. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - отделу образования администрации г. Дивногорска, министерству образования Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2018 года по июль 2018 года в размере 33045,66 рублей, мотивируя тем, что в ходе проведения прокуратурой г. Дивногорска проверки по заявлению Грохотовой Н.С. о нарушении работодателем ее социальных прав в части исполнения законодательства об оплате труда установлено, что Грохотова Н.С. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория в качестве <данные изъяты>
Согласно трудовому договору продолжительность рабочей недели Грохотовой Н.С. составляет 40 часов в неделю.
Из расчетных листов следует, что в период с января 2018 года по июль 2018 года Грохотовой Н.С. ежемесячно начислялась заработная плата в размере от количества отработанного времени.
В указанные размеры заработной платы компенсационные выплаты: северная надбавка и районный коэффициент включались с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства начисление заработной платы истца должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Грохотовой Н.С. не начислены и не выплачены суммы заработной платы за: январь 2018 года в размере 4136,40 руб., февраль 2018 года – в размере 4166,41 рублей, март 2018 года - в размере 4136,40 рублей, за апрель 2018 года - в размере 4166,40 рублей, за май 2018 года - в размере 6 697,80 рублей, июнь 2018 года - в размере 6697,80 рублей, за июль 2018 года - в размере 3044,45 рублей, а всего 33045,66 руб.
Прокурор Солодянкина А.И., истец Грохотова Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Представители ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория, третьих лиц - отдела образования администрации г. Дивногорска, министерства образования Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, однако их неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Грохотова Н.С. была принята на работу в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория <данные изъяты>, где работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки.
Согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ работнику установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2552 руб., а также продолжительность рабочего времени – нормальная.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц; с 01.05.2018 в размере 11 163 рублей в месяц.
Таким образом, ответчиком неправильно начислялась заработная плата истцу, поскольку исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ с 01.01.2018 – в размере 9 489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с 01.01.2018 размер заработной платы должен составлять не менее 15182,40 рублей, с 01.05.2018 - не менее 17860,80 рублей с учетом МРОТ в размере 11163 рублей.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам истцу была начислена заработная плата за: январь 2018 года – 11 046 руб., февраль 2018 года – 11 015 руб., март 2018 года - 11 046 руб., апрель 2018 года - 11016 руб., май 2018 года - 11163 руб., июнь 2018 года -11163 руб., июль 2018 года - (с учетом отработанного времени - 80 часов) – 5074,09 рублей.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 33045,66 руб. из расчета:
- за январь 2018 года в размере 4136,40 рублей (9 489 руб.. + 60 % (компенсационные выплаты) – 11 046 руб.);
- за февраль 2018 года в размере 4166,41 рублей (9 489 руб. + 60 % (компенсационные выплаты) -11015,99 руб.);
- за март 2018 года в размере 4136,40 рублей (9 489 руб. + 60 % (компенсационные выплаты) – 11 046 руб.(без учета оплаты труда за совместительство);
- за апрель 2018 года в размере 4166,40 рублей (9 489 руб. + 60 % (компенсационные выплаты)) -11 016 руб.);
- за май 2018 года в размере 6697,80 рублей ((11 163 руб. + 60 % (компенсационные выплаты)) -11 163 руб.(без учета оплаты труда за совместительство));
- за июнь 2018 года в размере 6697,80 рублей ((11 163 руб. + 60 % (компенсационные выплаты)) -11 163 руб. (без учета оплаты труда за совместительство и отпускных));
- за июль 2018 года (с учетом отработанного времени – 80 часов) в размере 3044,45 рублей ((11 163 руб.* 80 час./176 час.) + 60 % (компенсационные выплаты) – 5074,09 руб.).
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1191 рубля 37 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория в пользу Грохотовой Н.С. недоначисленную заработную плату за период с января 2018 года по июль 2018 года в размере 33045 (тридцати трех тысяч сорока пяти рублей) рублей 66 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1191 (одной тысячи ста девяноста одного) рубля 37 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Л.В. Боровкова