Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гордеевой Д.Д.,
с участием административного истца Воробьева П.П., представителя административного ответчика Хыдырханы Р.Б., представителя заинтересованного лица Воробьева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воробьева П. П.ича к министерству строительства <адрес> о признании незаконным отказа, обязании включить в реестр,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику и просил признать незаконным приказ министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании реестра пострадавших граждан» в части отказа во включении Воробьева П. П.ича в реестр пострадавших граждан, отменить его в оспариваемой части, обязать административного ответчика включить административного истца в указанный реестр.
В обоснование своих требований Воробьев П.П. указал, что ему было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Полагает данный отказ незаконным, поскольку, административный истец относится к категории граждан, которые подлежат включению в спорный реестр, так как ей были представлены все необходимые документы, и административного истца соответствует установленным критериям.
Административный истец в судебном заседании доводы административного иска поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал и указал, что у административного истца отсутствует право на включение в реестр.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в ходатайстве о привлечении в качестве заинтересованного лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр от ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 2 установлено, что Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают порядок формирования и ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Формирование и ведение реестра пострадавших граждан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта.
Пункт 5 Правил предусматривает, что включение в реестр осуществляется на основании заявления.
Согласно пункту 6 Правил к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
В силу пункта 10 Правил, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьев П.П. обратился в министерство строительства <адрес>, с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, представил пакет документов. При этом в качестве проблемного объект указал дом по <адрес> стр. в <адрес> в городе Новосибирске.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании реестра пострадавших граждан» Воробьеву П.П. было отказано во включении в реестр на основании подпункта 5 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, а именно не предоставление или предоставление не в полном объеме, а равно предоставление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом №\п, а именно: не представлен договор участия в долевом строительстве, подтверждающий возникновение правоотношений между гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившего обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину; нет доказательств подтверждения оплаты в счет договора участия в долевом строительстве.
Административный истец просит признать указанный отказ незаконным, обязать административного ответчика устранить нарушение его прав.
Суд, анализируя представленный отказ, не находит оснований для признания его незаконным по следующим обстоятельствам.
ООО «Баутехник-Т» осуществляло в качестве застройщика строительства многоквартирного <адрес> стр. в городе Новосибирске.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Баутехник-Т» (заказчик, застройщик) и ООО «СтройЦентр» (подрядчик) заключен договор генерального подряда для строительства, в том числе жилого дома переменной этажностью с помещениями общественного, торгового назначения и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №. В период действия договора генерального подряда оплата выполненных ООО «СтройЦентр» работ производилась ООО «Баутехник-Т» денежными средствами и путем зачета встречных однородных требований, возникших у ООО «Баутехник-Т» к ООО «СтройЦентр» из договоров об участии в долевом строительстве. Договор генерального подряда от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут ООО «Баутехник-Т» в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ. Все неоплаченные договоры участия в долевом строительстве расторгнуты, о чем в ЕГРН сделаны соответствующие регистрационные записи.
Из материалов дела также следует, что между ООО «СибИнвест» (поставщик) и ООО «СтройЦентр» (покупатель) был заключен договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «СибИнвест» обязалось поставить, а ООО «СтройЦентр» принять и оплатить товар. Обязательства ООО «СибИнвест» исполнены, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, товарными накладными, актом сверки взаимных расчетов.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СибИнвест» и Воробьевым П.П. заключен договор № уступки права требования (цессия), в соответствии с которым цедент уступает, а цессионарий принимает право требования к ООО «СтройЦентр» частичной оплаты – 7 выполненных работ в рамках договора № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2539 950 рублей и по договору об уступке прав требования (цессии) N № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 819 040 рублей. Согласно условиям договоров цессии права, переданные по этим договорам, перешли новому кредитору в момент подписания договора. Цессионарий произвел расчет с цедентом за уступленное право требования. В свою очередь ООО «СтройЦентр» и Воробьев П.П. заключили предварительный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стороны обязуются заключить основное соглашение о передаче полномочий по договору участия в долевом строительстве по инвестированию в строительство объекта - «Жилой дом переменной этажности с помещениями общественного, торгового назначения и подземной автостоянкой, расположенной по адресу: <адрес> стр., в <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к предварительному договору № от ДД.ММ.ГГГГ стороны установили срок заключения основных соглашений о передаче полномочий по договорам участия в долевом строительстве, с учетом заключенных дополнительных соглашений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в связи с расторжением договоров участия в долевом строительстве, у ООО «СтройЦентр» отсутствовали основания для заключения договоров по уступке прав требований в отношении объектов долевого строительства.
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением седьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, а также иными, представленными в материалы дела, доказательствами.
В «Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости разъяснено, что при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные. К отношениям, вытекающим из таких договоров, заключенных гражданами - участниками долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной названным Федеральным законом.
Суд, анализируя представленные доказательства, приходит к выводу, что предметом договоров цессии является уступка третьим лицом заявителю права требования к ООО «СтройЦентр» оплаты задолженности по договору подряда, заключенного между третьим лицом и контрагентом ООО «СтройЦентр», а следовательно, административный истец приобрел по договорам цессии право денежного требования к ООО «СтройЦентр», возникшего из обязанности оплатить выполненные контрагентом работы.
Таким образом, административным истцом не был заключен договор долевого участия, оплата застройщику строительства объекта долевого участия не производилась, в связи с чем, административный ответчик обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за Воробьевым П.П. права на включение в реестр пострадавших граждан.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также учитывает следующие обстоятельства.
Согласно разрешениям на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданным мэрией <адрес> ООО «Социальный жилищный комплекс» (правопреемник – ООО «Баутехник»), здание по адресу: <адрес> в настоящее время строится данным юридическим лицом.
В отношении объекты долевого участия - <адрес> стр. заключен договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ с ООО СК «СМУ 9». Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно подпункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и Правила ведения реестра пострадавших граждан, разработаны и утверждены в целях реализации полномочий уполномоченный орган, установленных Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Приказом №\пр от от ДД.ММ.ГГГГ введено понятие проблемного объекта в целях формирования реестра пострадавших граждан с привязкой к объектам жилищного строительства.
В этой связи следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России N 560/пр, не относятся к проблемным объекты строительства: а) введенные в эксплуатацию многоквартирные дома или не завершенные строительством многоквартирные дома, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенные строительством многоквартирные дома, строительство которых осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельных участках, на которых возведены (возводятся) такие объекты; в) не завершенные строительством многоквартирные дома, созданные (создаваемые) на земельных участках в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельные участки, либо договора аренды, договора субаренды таких земельных участков, либо договора безвозмездного пользования земельными участками, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; г) не завершенные строительством многоквартирные дома, созданные (создаваемые) на земельных участках, разрешенное использование которых не допускает строительства на нем данных домов.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что министерство строительство <адрес> обоснованно отказало Воробьеву П.П. во включении в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 5 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Административный иск Воробьева П. П.ича к министерству строительства <адрес> о признании незаконным отказа, обязании включить в реестр оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.Н. Топчилова