Судья: Водяницкая А.Х. Дело № 33а-11172/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 28 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Самарцевой В.В.
судей: Ефимовой Е.О. и Ворониной Т.А.
при секретаре судебного заседания – Шибаловой А.В.
с участием: представителя Воробьева С.В. – Питума М.А., представителей Гришутиной Е.А. – Захаровой М.Ю. и Есиповой Е.М., прокурора Усова М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В.
в порядке апелляционного производства
дело по апелляционной жалобе Воробьева С.В.
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 17 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Гришутиной ФИО22 к Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, Воробьеву ФИО23 о признании незаконным и отмене постановления о регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛА:
Гришутина Е.А. обратилась в Кстовский городской суд Нижегородской области с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от 03 августа 2017 г. № 127 «О регистрации Воробьева ФИО24 кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 17 августа 2017 года административный иск Гришутиной ФИО25 удовлетворен.
Признано незаконным и отменено постановление Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области № 127 от 3 августа 2017 года «О регистрации Воробьева ФИО26 кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».
В апелляционной жалобе Воробьев С.В. ставит вопрос об отмене решения Кстовского городского суда Нижегородской области от 17 августа 2017 года, как незаконного и необоснованного, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании судебной коллегии представитель Воробьева С.В. Питум М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил об отмене решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав явившихся по делу лиц и прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с ч.2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В силу п.2 и 2.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В соответствии с ч.2, ч.3.1 ст.27 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего
К заявлению, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, прилагаются: 1) заверенная кандидатом копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; 2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
В силу ч.2 ст.32 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; 3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате; 4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.
В соответствии с ч.1 ст.54 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления соответствующей избирательной комиссии о его выдвижении, но до представления документов в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата. На выборах в сельских поселениях в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей, избирательный фонд кандидата может создаваться без открытия специального избирательного счета. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. Кандидат одновременно с представлением документов на регистрацию уведомляет избирательную комиссию о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета.
В силу ст.35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.
Согласно ч.3 ст.29 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закона.
В силу ч.8 ст.31 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.
Согласно подпунктам в, в.1, д п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержат ч.13 ст.33 и п.3,4 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», согласно которым регистрация кандидата не производится в случае, если количества достоверных подписей избирателей (количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными) недостаточно для регистрации;
основаниями отказа в регистрации кандидата являются: 1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 2 статьи 22 настоящего Закона; 3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований федеральных законов, настоящего Закона.
В силу п.3, 3.1, подпунктов «е», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
Недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 15.06.2017г. решением городской Думы города Кстово № 907 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов городской Думы города Кстово четвертого созыва.
Территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области своим постановлением от 27 июня 2017г. №4 возложила на себя полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-20 по выборам депутатов городской Думы города Кстово, в том числе окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5.
21.07.2017г. Воробьев С.В. обратился в ТИК Кстовского района Нижегородской области, исполняющую полномочия окружной избирательной комиссии, с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово Нижегородской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, указав при этом в заявлении, что в случае избрания депутатом обязуется в пятидневный срок с момента извещения его об избрании депутатом сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата Законодательного собрания, и представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Подтвердил также, что он не давал согласия другому избирательному объединению на выдвижение его кандидатом в депутаты городской Думы.
Содержащееся в заявлении Воробьева С.В. о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу обязательство в случае избрания его депутатом в пятидневный срок со дня извещения об этом представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей, по своему смысловому содержанию аналогично обязательству прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Указание им на сложение обязанностей, несовместимых со статусом депутата Законодательного собрания, суд первой инстанции расценил как техническую ошибку, не влекущую отказ в регистрации, тем более, что им в тексте заявления дважды указано наименование представительного органа, в который он дает согласие баллотироваться – городская Дума г.Кстово.
Ошибочное указание другого органа представительной власти не искажает смысла заявления о согласии баллотироваться кандидатов в депутаты именно городской Думы г. Кстово, поскольку общеизвестным фактом является то обстоятельство, что выборы в Законодательное Собрание Нижегородской области 10 сентября 2017 года не проводятся, выборы в этот день проводятся в городскую Думу г. Кстово.
25.07.2017г. кандидат Воробьев ФИО27 представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва, в том числе подписные листы в количестве 27 штук.
03.08.2017г. Территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 приняла решение №127 «О регистрации Воробьева ФИО28 кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».
Ранее 20.07.2017г. территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 приняла решение № 37 «О регистрации Гришутиной ФИО29 кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».
Разрешая требования Гришутиной Е.А. по существу, суд первой инстанции, пришел к выводу о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области № 127 от 3 августа 2017 года «О регистрации Воробьева ФИО30 кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5», отменив его.
Признавая постановления Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области № 127 от 3 августа 2017 года «О регистрации Воробьева Сергея Владимировича кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5» незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм действующего законодательства, признав недостоверными (недействительными) 8 подписей избирателей: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, пришел к выводу о том, что при недостаточном количестве собранных подписей территориальная избирательная комиссия не вправе регистрировать кандидата.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые достаточно тщательно и всесторонне были исследованы судом первой инстанции в их совокупности в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ.
Исследуя и оценивая подписные листы избирателей, представленные Воробьевым С.В., суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Недостоверность подписей избирателей подтверждена специалистом экспертом ФИО19 Сомневаться в профессиональности заключения эксперта у суда первой инстанции и судебной коллегии оснований не имеется.
Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 17 августа 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьева С.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: