Дело № 2-418/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда 29 октября 2018 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания М
с участием прокурора Мерзлякова А.А.,
представителя ответчика КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» Бахматовой О.Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Березовского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному автономному учреждению социального обслуживания населения «Озерский психоневрологический интернат», Министерству по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края, ГКУ «Имущественное казначейство по Пермскому краю» о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на ограничение доступа лиц в незавершенное строительством здание, и выделении денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Краевому государственному автономному учреждению социального обслуживания населения «Озерский психоневрологический интернат», Министерству по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края о возложении на Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания населения «Озерский психоневрологический интернат» обязанность провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание школы на <данные изъяты> мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанности по выделению денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на ограничение доступа в незавершенное строительством здание школы на <данные изъяты> мест, совмещенное с детским садом на <данные изъяты> мест, расположенное по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой Березовского района на основании поручения прокуратуры Пермского края проведена проверка на предмет соблюдения краевым государственным автономным учреждением социального обслуживания населения «Озерский психоневрологический интернат» (КГАУ СОН «Озерский ПНИ») требований законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения государственной собственностью. В ходе проверки установлено, что незавершенное строительством здание школы на <данные изъяты> мест, совмещенное с детским садом на <данные изъяты> мест, расположенное по адресу: ул<адрес> (далее - здание школы, незавершенное строительством здание), принято в государственную собственность Пермского края из собственности Березовского муниципального района на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года, и закреплено на праве оперативного управления за КГАУ СОН «Озерский ПНИ», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края», п. 3.1 Положения о Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 № 88-п, министерство осуществляет полномочия собственника краевого имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия и учреждения.
Согласно п. 9.3, 9.14 Устава КГАУ СОН «Озерский ПНИ», учреждение несет бремя содержания имущества, находящегося у него в оперативном управлении, обязано поддерживать это имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением этого имущества состоянии, а также обязано обеспечивать сохранность имущества.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведен осмотр здания школы и участка местности, на котором это здание расположено. Установлено, что по периметру здания отсутствует ограждение, в здании отсутствуют двери, оконные блоки, коммуникации (инженерные системы и оборудование). По результатам осмотра составлен акт с приложением фотоматериалов. Отсутствие заполнения оконных и дверных проемов способствует беспрепятственному проникновению внутрь здания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в результате чего не исключена возможность несчастных случаев. Изложенное свидетельствует о создании непосредственной угрозы возможности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Данное нарушение свидетельствует и о ненадлежащем несении собственником здания - Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края бремени по его содержанию, поддержанию в надлежащем техническом состоянии.
Выявленные нарушения гражданского законодательства, законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения государственной собственностью в Российской Федерации, недопустимы, поскольку создают реальную угрозу нарушения конституционно-закрепленных прав граждан, в т.ч. несовершеннолетних, на жизнь и здоровье, могут привести к получению травм, в т.ч. смертельных, в результате несчастных случаев.
Согласно уточненному исковому заявлению прокурора Березовского района, он просит возложить обязанности по проведению мероприятий, направленных на ограничение доступа неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание школы на Государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края».
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что поскольку в настоящее время осуществлена передача имущества- незавершенного строительством здания школы из оперативного управления КГАУ СОН «Озерский ПНИ» Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям, а обеспечение сохранности возложено на ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края», указанные юридические лица должны нести соответственно обязанности по содержанию и обеспечению сохранности имущества. При этом, проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой установлено, что незавершенное строительством здание школы до настоящего времени не ограждено, в здание имеется свободный доступ посторонних лиц, окна и двери не установлены, оконные проемы заколочены не полностью.
Представитель ответчика КГАУ СОН «Озерский ПНИ» пояснила, что действительно согласно актам передачи незавершенное строительством здание школы изъято из оперативного управления учреждения, передано обратно Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Хранителем здания выступает ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края».
Представители ответчиков: Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. В ранее представленных отзывах по делу Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с исковыми требованиями не согласилось, поскольку объект- незавершенное строительством здание- находится в собственности Пермского края, передано в оперативное управление КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат», в связи с чем расходы по содержанию объекта должны быть возложены на данное учреждение. Учредителем учреждения выступает Минсоцразвития Пермского края, которое и должно выделять денежные средства для осуществления охраны незавершенного строительством здания. Просят исключить Министерство из числа ответчиков.
Согласно письменным возражениям, поданным ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» незавершенное строительством здание передано им для осуществления хранения, заключен договор на оказание услуг по охране здания, будет заключен государственный контракт на выполнение работ по консервации здания. В связи с этим, каких-либо правовых оснований для возложения на учреждение обязанностей по сохранности объекта не имеется.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, полагает исковые требования, с учетом их уточнения, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаны высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
На основании ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 28.12.2010 № 390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
В силу ст.12 ФЗ от 28.12.2010 № 390-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя принадлежащего ему имущества.
На основании ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 20.06.2013 года № 146-п имущество- незавершенное строительством здание принято в государственную собственность Пермского края из собственности Березовского муниципального района (л.д.15-16, 17-18).
Как следует из акта проверки прокуратуры Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ года, незавершенное строительством здание школы на <данные изъяты> мест, совмещенное с детским садом на <данные изъяты> мест, расположенное по адресу: <адрес>, принято в государственную собственность Пермского края из собственности Березовского муниципального района на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года. На момент осмотра установлено, что по периметру здания отсутствует ограждение. На участок и к зданию имеется свободный доступ неограниченного круга лиц. Окна и двери в здании отсутствуют, оконные проемы заколочены досками частично (л.д.23-26). Аналогичная проверка проведена прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе которой установлено, что нарушения, установленные ранее, не устранены. Какие-либо лица, осуществляющие охрану здания, отсутствуют. К акту проверки приложена фототаблица (л.д.126-129).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект незавершенного строительства площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в <адрес> находится в собственности субъекта Российской Федерации- Пермский край, передан в оперативное управление КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» (л.д. 21-22, 95-98).
Согласно приказу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года, незавершенное строительством здание изымается из оперативного управления КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» в состав казны Пермского края (л.д.42).
Согласно акту приема- передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ года КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» передает, а ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» принимает на сохранность имущество- незавершенное строительством здание. (л.д. 102-103).
ДД.ММ.ГГГГ года незавершенное строительством здание передается КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (л.д.114).
В соответствии со ст.8 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» правомочия собственника имущества от имени Пермского края осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, а также исполнительные органы государственной власти Пермского края в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Пермского края. Организации, должностные и иные лица могут осуществлять правомочия собственника имущества от имени Пермского края в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Пермского края.
В силу ч.1 ст.13 закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК уполномоченный орган осуществляет в рамках своей компетенции полномочия собственника краевого имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия и учреждения, имущества казны, а также полномочия собственника по передаче краевого имущества в пользование юридическим и физическим лицам; осуществляет от имени Пермского края юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Пермского края при управлении и распоряжении краевым имуществом.
На основании п.1.1. Положения о Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 № 88-п, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, преимущественно осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений) Пермского края, в том числе в области земельных отношений и интеллектуальной собственности.
Согласно Уставу ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» целью деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, возложенных на учредителя. (п.3.1). Предметом деятельности учреждения является обеспечение сохранности, в том числе содержания и эксплуатации государственного краевого имущества, не востребованного органами государственной власти Пермского края, государственными органами Пермского края, государственными учреждениями и унитарными предприятиями Пермского края (п.3.2.1). Учреждение ведет учет, осуществляет эксплуатацию, содержание, обеспечивает сохранность государственного краевого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и (или) переданного на хранение ( п.3.3.1.1.)
Как установлено в судебном заседании, незавершенное строительством здание было принято в государственную собственность Пермского края, передано в оперативное управление КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат». Далее данное имущество было изъято из оперативного управления КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» и передано на хранение ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края». В настоящее время документы на осуществление государственной регистрации прекращения права оперативного управления переданы в регистрирующий орган (л.д.146).
Таким образом, поскольку имущество, находясь в собственности Пермского края, изъято из оперативного управления КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат», и передано ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края», на хранение, последнее обязано принимать меры по обеспечению сохранности имущества. Предоставленный в материалы дела договор обеспечения сохранности имущества не означает фактическое выполнение мероприятий, направленных на ограничение доступа в здание неопределенного круга лиц, поскольку при проведении повторной проверки прокуратурой было установлено, что до настоящего времени доступ посторонних лиц в здание не ограничен, физическая охрана здания отсутствует. Так как указанные меры к моменту рассмотрения дела в суде не приняты, исковые требования прокурора к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» подлежат удовлетворению. Также подлежат удовлетворению и требования к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о выделении денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на ограничение доступа в незавершенное строительством здание, поскольку бремя содержания имущества несет собственник, Министерство в данном случае действует от его имени.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Прокурор просит установить ответчикам следующие сроки для исполнения решения суда- в отношении возложения обязанности по проведению мероприятий, направленных на ограничение доступа неопределенного круга лиц в здание- до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении исполнения обязанности по финансированию указанных мероприятий- до ДД.ММ.ГГГГ года. Суд находит данный срок разумным и достаточным для выполнения указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» обязанность провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание школы на <данные изъяты> мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанность по выделению денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на ограничение доступа в незавершенное строительством здание школы на <данные изъяты> мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Вавикина