АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2022 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Малеванного В.П.,
судей Петровой Л.А., Литвиновой Т.Н.,
при помощнике судьи Герун А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саньковой Юлии Борисовны к Департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска, Министерству Социальной защиты Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением
по апелляционной жалобе истца Саньковой Ю.Б.
на решение Южно-Сахалинского городского суда от 15 сентября 2022 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
18 марта 2022 года Санькова Ю.Б. обратилась в суд с иском к Департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска, Министерству социальной защиты Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.
В обоснование требований указала, что относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав, отец записан в свидетельство о рождении по указанию матери, с 1985 года находилась на воспитании в детском доме. Неоднократно привлекалась к уголовной ответственности и находилась в местах лишения свободы, документы, касающиеся предоставления жилья, утрачены. При обращении в 2014 году в Департамент образования и науки Приморского края ей сообщили о необходимости предоставления документов, возможность восстановления которых у нее отсутствует. В феврале 2020 года она обратилась в Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в чем ей отказано распоряжением №15 от 20 января 2020 года. Просила возложить на ответчиков обязанность обеспечить ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
15 сентября 2022 года судом принято приведенное выше решение, на которое Саньковой Ю.Б. подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене. В обоснование жалобы, излагая приведенные в исковом заявлении обстоятельства, указывает, что суд признал, что она относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей, однако, не принял во внимание, что непредставление заявления в органы местного самоуправления о включении в список таких граждан не является основанием для погашения льготы в виде обеспечения жилым помещением. Считает необоснованным отказ Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска во включении ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства, поскольку она является сиротой и не имеет жилого помещения для соответствующей регистрации. Обращает внимание, что в силу закона обязанность по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включение их в соответствующий список, является обязанностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указывает, что в решении суда первой инстанции не содержится оснований, послуживших отказом в удовлетворении исковых требований. Полагает, что льгота на получение жилого помещения у нее возникла в период действия Жилищного кодекса РСФСР, тогда как суд не применил положения статьи 37 данного кодекса. Ссылается на то, что право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ней до фактического обеспечения жильем вне зависимости от того, что она не состоит на соответствующем учете. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента образования администрации города Южно-Сахалинск Козина Я.В. просит решение суда оставить без изменения.
Истец Санькова Ю.Б. и ее представитель, представители ответчиков Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска, Министерства Социальной защиты Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В связи с изложенным, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Санькова Ю.Б. <данные изъяты> осталась без попечения родителей, поскольку мать истца Ф.И.О.5 на основании судебного решения лишена родительских прав в отношении дочери, сведения об отце в ее свидетельство о рождении внесены со слов матери.
С 16 июля 1985 года по 28 декабря 1994 года Санькова Ю.Б. являлась воспитанницей ГОУ «Детский дом города Дальнереченска», после окончания пребывания в котором личное дело было передано истцу.
Санькова Ю.Б. неоднократно привлеклась к уголовной ответственности, отбывала наказание в местах лишения свободы.
Из ответов соответствующих органов следует, что Санькова Ю.Б. на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории Приморского и Хабаровского края не состояла и не состоит.
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска 20 января 2020 года отказал Саньковой Ю.Б. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая спор по существу на основании приведенных норм права, в том числе в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установив, что доказательств обращения в компетентный орган с заявлением об обеспечении жилым помещением до достижения возраста 23 лет Санькова Ю.Б. в материалы дела не представила, а приведенные причины невозможности подачи такого заявления являются неуважительными, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При этом суд исходил из того, что вопрос о постановке на соответствующий учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительных характер, а право на обеспечение таких граждан жилыми помещениями до фактического обеспечения сохраняется при условии обращения их с заявлением о постановке на учет до достижения 23 лет, тогда как факт обращения Саньковой Ю.Б. до указанного возраста в компетентные органы не подтвержден.
Также суд исходил из того, что в период с 1997 по 2001 года, а также после освобождения из мест лишения свободы в 2014 году Санькова Ю.Б. имела возможность обратиться с заявлением о постановке на учет, однако, обратилась с таким заявлением только в 2020 году в возрасте 42 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствует установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
По смыслу приведенного выше закона постановка на учет для получения жилых помещений лиц указанной в нем категории носит заявительный характер, при этом за реализацией права указанные лица должны обратиться до достижения возраста 23 лет.
Поскольку приведенные требования закона, являющиеся основанием для обеспечения жилыми помещениями лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Саньковой Ю.Б. не соблюдены, наличие уважительных и исключительных причин, объективно препятствовавших обращению истца за реализацией жилищных прав как до достижения возраста 23 лет, так и вплоть до 2020 года, не имеется, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, а обжалуемое решение законным и обоснованным.
Доводы Саньковой Ю.Б. в апелляционной жалобе о том, что у нее имеется право на обеспечение жилым помещением, поскольку соответствующие органы исполнительной власти не исполнили свои обязанности по оформлению необходимых документов для постановки ее на соответствующий учет как ребенка-сироты, судебная коллегия отклоняет, поскольку по достижении совершеннолетия Санькова Ю.Б. не приняла действенных мер для восстановления своих жилищных прав, за получением документов, подтверждающих ее статус ребенка-сироты, обратилась только в 2014 году, тогда как уважительных причин столь длительного бездействия не имелось.
Вопреки доводам жалобы право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, восстановление срока постановки на льготный жилищный учет законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям норм Жилищного кодекса РСФСР, действовавших на момент их возникновения, с учетом приведенных выше обстоятельств, выводов суда первой инстанции не опровергают и основанием к отмене решения признаны быть не могут, поскольку постановленное решение им не противоречит.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению позиции, изложенной истцом в исковом заявлении, являвшейся предметом исследования суда и нашедшей верное отражение и правильную оценку в судебном решении, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Саньковой Ю.Б. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 декабря 2022 года.
Председательствующий В.П. Малеванный
Судьи Т.Н. Литвинова
Л.А. Петрова