26RS0029-01-2023-006554-90
Дело № 2-4838/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 25 декабря 2023 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Е.А.
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптевой Е.В.,
представителя ответчика – НО СК «Фонд капитального ремонта» Подколзиной И.С., действующей на основании доверенности № 20590 от 30.12.2022 года,
при секретаре Рудомановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Пятигорска в интересах Платова В.И. к НО СК «Фонд капитального ремонта», ООО «Атриум» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Пятигорска обратился в Пятигорский городской суд в интересах пенсионера Платова В.И. с исковым заявлением к НО СК «Фонд капитального ремонта», ООО «Атриум», в котором просил суд признать незаконным бездействие Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" по исполнению краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части организации проведения ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Фучика, д.21; признать незаконным бездействие ООО "Атриум" по невыполнению в срок, установленный договором от 04.07.2022 года №288/22, работ по ремонту крыши многоквартирного дома; обязать Некоммерческую организацию Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" принять меры по исполнению краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, в срок до 31 декабря 2023 года; в случае неисполнения НО СК "Фонд капитального ремонта", ООО "Атриум" установленного решением суда обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, в соответствии со статьей 308.3 ГК РФ возложить на ответчиков обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней - просрочки <данные изъяты> рублей, исходя из расчета <данные изъяты> рублей в день, за вторые 5 дней просрочки <данные изъяты> рублей, исходя из расчета <данные изъяты> рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на <данные изъяты> рублей. Уплату судебной неустойки возложить на ответчика в бюджет <адрес обезличен>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города по результатам проведенного анализа исполнения законодательства, регулирующего вопросы реализации на территории города Пятигорска мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, выявлены нарушения.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 23.09.2013 № 326-рп «О создании некоммерческой организации Ставропольского края Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» создана Некоммерческая организация Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (далее - НО СК «Фонд капремонта»), которая наделена полномочиями в том числе, по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ставропольского края.
Исполнителем программы капитального ремонта в Ставропольском крае и региональным оператором является ответчик по делу - НО СК «Фонд ремонта».
В рамках реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в т.ч. расположенных на территории города Пятигорска, между НО СК «Фонд капремонта» и подрядной организацией ООО «Атриум» 04.07.2022 заключен договор № 288/22 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Согласно условиям указанного договора ООО «Атриум» взяло на себя обязательства в срок до 30.11.2022 выполнить работы по ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного в <адрес обезличен>.
Из содержания пункта 12 указанного договора следует, что за нарушение конечного и промежуточного сроков выполнения работ предусмотрены санкции в где взыскания штрафов и пени.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ст. 309 гражданского кодекса Российской Федерации и условий заключенного договора, регламентирующего предмет договора и сроки выполнения работ, ООО «Атриум» не приступило к выполнению работ по ремонту кровли фасада, подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
При этом, НО СК «Фонд капремонта», как заказчиком работ, не был организован контроль качества и соблюдения сроков выполнения работ подрядной организацией.
По результатам проведенной прокуратурой города проверки 08.02.2023 в адрес руководителя НО СК «Фонд капремонта» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, связи с ненадлежащим исполнением обязанностей в т.ч. по подготовке материалов для претензионной и исковой работы в отношении подрядных организаций к дисциплинарной ответственности привлечен начальник отдела по обследованию многоквартирных домов НО СК «Фонд капремонта».
В поступившем в прокуратуру города 13.03.2023 ответе на данное представление за подписью первого заместителя НО СК «Фонд капремонта» Марьясова А.В. указано, что в связи с невыполнением работ по ремонту подвальных помещений, кровли и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> НО СК «Фонд капремонта» в отношении подрядной организации ведется претензионная работа.
Однако, до настоящего времени ООО «Атриум» работы по ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в рамках ранее заключенного договора 04.07.2022 № 288/22 не начаты.
Из информации начальника отдела (территориальный) технического заказчика НО СК «Фонд капремонта» Бахмет А.С. от 15.05.2023, поступившей в прокуратуру города, следует, что в настоящее время фондом ведется работа по подготовке работ по капитальному ремонту крыши вышеуказанного многоквартирного дома.
В соответствии с постановлением администрации города Пятигорска от 10.03.2022 № 331 утвержден муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в отношении общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес обезличен> края, на 2018-2022 годы» проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> 2022 года на более поздний срок не переносился.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что по состоянию на 01.08.2023 указанный договор между НО СК «Фонд капремонта» и ООО «Атриум» не расторгнут, НО СК «Фонд капремонта» не подготовлено техническое задание по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в ценах на 2022 год, а также в целях реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома не приняты меры к заключению договора с иной подрядной организацией.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных прав и интересов собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> на благоприятные условия проживания.
Определением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02.10.2022 гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес обезличен> в интересах Платова В.И. к НО СК «Фонд капитального ремонта», ООО «Атриум» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, взыскании судебной неустойки, передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Ставрополя.
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя гражданское дело по названному иску принято к производству.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес обезличен> Лаптева Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, НО СК "Фонд капитального ремонта" - Подколзина И.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку в настоящее время согласно дополнительному соглашению от 06.09.2023 в соответствии с ч. 1 ст. 450 ГК РФ, НО СК «Фонд капитального ремонта» расторг договор с ООО «Атриум», в том числе в части выполнения работ по ремонту крыши МКД, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В настоящий момент на сайте ЕИС закупки проводятся в рамках конкурентных процедур конкурс на сумму контракта <данные изъяты> рубля.
Представитель ответчика ООО «Атриум» в судебное заседание не явился, о дате месте и времени извещены своевременно и надлежащим образом.
Платов В.И. в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает возможным частично удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу п.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
Согласно ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с положениями ст.178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 23.09.2013 № 326-рп в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, создать некоммерческую организацию Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".
Постановлением администрации г. Пятигорска от 01.09.2014 № 3152 определено формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" в отношении многоквартирных домов, указанных в Приложении к настоящему постановлению, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, в том числе, многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии с ч.1 ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ставропольского края, установлены Законом Ставропольского края от 28.06.2013 № 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее - Закон № 57-кз).
Согласно ч. 1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы".
В целях исполнения программы и краткосрочного плана некоммерческой организацией Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» заключены договора подряда.
В судебном заседании установлено, что 04.07.2022 между, НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» и ООО «Атриум» заключен договор №288/22 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (л.д.11-29).
Согласно п. 1.1. договора в соответствии с условиями договора подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, виды, объем, требования к работам по капитальному ремонту, а также адресный перечень МКД указаны в техническом задании, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение 1 к договору) (л.д. 11).
Согласно п. 3.1 подрядчик выполняет работы по договору в срок, указанный в техническом задании (приложение 1) в соответствии с графиком производства работ по капитальному ремонту, утвержденным заказчиком в соответствии с п. 5.1.2 договора (л.д. 12).
Согласно лота №1 технического задания объектом №6 выполнения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома является дом, расположенный по адресу: СК, <адрес обезличен> (л.д. 30).
Согласно п. 5 технического задания работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД указанных в п. 1-2 технического задания должны быть начаты и завершены в соответствии с графиком оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, утвержденным сторонами, в соответствии с условиями договора. Период выполнения каждого вида работ по капитальному ремонту в МКД отражен в графике (л.д. 31).
В соответствии с приложением "График оказания услуги и (или) выполнения работ по капительному ремонту", период работ по указанному дому определен с 16 июня по 30 ноября 2022 года.
31.07.2023 собственниками МКД <номер обезличен> по <адрес обезличен> в адрес, НО СК «Фонд капитального ремонта» и прокуратуры <адрес обезличен> направлено письмо по вопросам связанным с ремонтом кровли (л.д. 64-67).
Кроме того от имени собственников МКД <номер обезличен> по <адрес обезличен> в НО СК «Фонд капитального ремонта» 06.04.2023 обратился Платов С.К. с требованием о разъяснении расходовании средств по взносам на капитальный ремонт, которые вносят собственники МКД (л.д. 70-72).
08.02.2023 в адрес директора НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» прокуратурой г. Пятигорска вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 156-159).
23.03.2023 НО СК «Фонд капитального ремонта» рассмотрено представление прокуратуры г. Пятигорска и дан ответ о ведении с подрядной организацией претензионной работы.
В настоящее время дополнительным соглашением №4 к договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 04.07.2022 №288/22 от 06.09.2023 НО СК «Фонд капитального ремонта» расторгло с ООО «Атриум» договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего многоквартирных домов от 04.07.2022 №288/22 в части выполнения работ по капитальному ремонту в том числе по адресу: СК, <адрес обезличен>.
До настоящего времени работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>, не выполнены, что представитель ответчика не оспаривала.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04 июля 2018 года, региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Бездействие, НО СК "Фонд капительного ремонта" заключается именно в невыполнении действий, направленных на своевременное расторжении и заключение нового соглашения, на основании которого подрядчик имел бы право и обязанность возобновить выполнение работ по капитальному ремонту, предусмотренных договором.
В данном случае только после обращения собственников МКД в прокуратуру и после обращения прокурора г. Пятигорска в суд был расторгнут договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 04.07.2022 №288/22 с ООО «Атриум».
Обязанность по организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в установленные региональной программой и краткосрочным планом сроки лежит на НО СК «Фонд капитального ремонта».
В этой связи суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ООО "Атриум" по невыполнению в срок, установленный договором от 04.07.2022 за №288/22, работ по ремонту крыши.
Кроме того, данные требования касаются исполнения обязательств по договору, стороной которого истец не является. Законом или договором в данном случае не предусмотрено, что обязательства по договору на выполнение работ по капитальному ремонту от 04.07.2022 года создают права для третьих лиц в отношении какой-либо из сторон обязательства. Соответственно прокурор, а также собственник помещения в МКД, не обладают правом на предъявление требований, фактически направленных на понуждение к исполнению договора, заключенного между НО СК "Фонд капитального ремонта" и ООО "Атриум".
Достаточным и надлежащим способом защиты прав истца в данном случае является возложение на НО СК "Фонд капитального ремонта" обязанности принять меры по организации и обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту крыши, которые также включают в себя организацию надлежащего и своевременного контроля за выполнением работ подрядной организацией.
В силу п.1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Поскольку о возложении на ООО "Атриум" обязанности по исполнению обязательства в натуре истец не просил, в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия данного лица отказано, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора в части взыскания с ООО "Атриум" судебной неустойки.
Осуществление функций регионального оператора, определенных ст.180 ЖК РФ, предполагает его участие в отношениях гражданско-правового характера, в том числе связанных с аккумулированием взносов на капитальный ремонт, совершением операций по специальному счету, выполнение функций технического заказчика работ по капитальному ремонту и финансирование соответствующих расходов.
Участием регионального оператора, создаваемого в форме фонда (ч. 1 ст. 178 ЖК РФ), в гражданско-правовых отношениях обусловлено и правило о субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178).
На участие регионального оператора в гражданско-правовых отношениях указывают и правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в ранее приведенном Обзоре судебной практики.
Вместе с тем, прокурор просит возложить на ответчика уплату неустойки в бюджет города Пятигорска, который в гражданско-правовых отношениях с НО СК "Фонд капитального ремонта" не состоит, при этом ответственность у регионального оператора установлена перед собственниками помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требования прокурора о присуждении судебной неустойки в отношении НО СК "Фонд капитального ремонта", что вместе с тем не препятствует собственникам помещений в многоквартирном доме обратиться в суд с требованием о взыскании судебной неустойки в свою пользу в случае неисполнения ответчиком настоящего судебного решения.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░ 31.12.2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04.07.2022 № 288/22, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░