Решение по делу № 2-3294/2023 от 26.09.2023

Дело № 2-3294/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года     город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Дзюба В.Г.,

при секретаре судебного заседания Синцовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кандалинцева Владимира Александровича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" об обязании совершить действия по внесению изменений в договор социального найма,

установил:

истец обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании совершить действия по внесению изменений в договор социального найма, ссылаясь на то, что с 2013 года постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: г. Севастополь, ул. Николая Музыки, д. 92, ком. 106, является нанимателем изолированного жилого помещения на основании договора № УЖП/ДСН от 29.08.2016 социального найма жилого помещения. В связи с тем что, выявлены разночтения в площади жилого помещения принятого к учету, с целью их устранения распоряжением Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в реестр собственности <адрес> площади объекта – 17,4 кв.м. Истец обратился в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о внесении изменений в действующий договор социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении услуги было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, истец просил суд обязать Департамент капитального строительства <адрес> внести изменения в часть I пункта 1 договора социального найма жилого помещения № УЖП/ДСН-672 от ДД.ММ.ГГГГ изложив его в следующей редакции:« 1. Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из одной комнаты в общежитии, общей площадью 17,4 кв.м., по адресу: <адрес>, комната , кадастровый , для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение».

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 18.10.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда".

        Истец Кандалинцев Владимир Александрович в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 177). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление с отметкой о вручении (л.д. 172). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление с отметкой о вручении (л.д. 170,171,173). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.

Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком. <адрес> зарегистрирован: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 148).

Севастопольским морским торговым портом на имя ФИО1 был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на занятие жилой площади в общежитии комнаты расположенной по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, орден выдан на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола Севастопольского морского торгового порта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124).

На основании договора № УЖП/ДСН-672 от 29.08.2016 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ком. , общей площадью кв.м., жилой площадью кв.м. в указанное помещение вселен ФИО1 (л.д. 20-25).

Кандалинцев Владимир Александрович обратился в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № УЖП/ДСН-672.

26.07.2023 истцу отказано в предоставлении государственной услуги (исх. .1-50/02/23) по тем основаниям, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 106 относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр <адрес>» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение (изменение) договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми жилые помещения общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных х помещений. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О закреплении недвижимого имущества – жилых помещений, включенных в реестр города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий <адрес>, за государственным унитарным предприятием «Городская служба жилищного фонда». Учитывая изложенное, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания внесения изменений в договор социального найма отсутствуют (л.д. 60-61).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес> – жилое помещение общежития, общая площадь <адрес> кв.м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ как имущество, находящееся в казне города Севастополя, и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" на основании распоряжения Департамента № 1675-РДИ от 01.04.2021 (л.д. 144-145).

В материалах дела имеется выписка из ЕГРН, согласно которой право собственности на указанное жилое помещение с кадастровым номером: 91:03:002002:4285 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Севастополем, площадью 17,4 кв.м. (л.д. 46-48).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, составляющее имущественную казну (л.д. 144-145).

В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О внесении изменений в Реестр собственности <адрес> в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, ком. внесены изменения в Реестр собственности города Севастополя, изменена площадь указанного объекта с «17,1 кв.м.» на «17,4 кв.м.» (л.д. 38).

Согласно техническому паспорту, составленному ГУП «БТИ г. Севастополя» по состоянию на 08.08.2018, комната по адресу <адрес>, площадью кв.м. Сведения о самовольной реконструкции, перепланировки отсутствуют (л.д. 167).

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. включено в Реестр собственности <адрес> как жилое помещение общежития (л.д. 144-145).

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения о том, что жилое помещение – комната по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Принимая во внимание, что истцу была выделена жилая комната , истец постоянно проживал в спорном жилом помещении с 2013 года, зарегистрирован в спорном жилом помещении, является нанимателем изолированного жилого помещения на основании договора № УЖП/ДСН от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения, право на пользование нанимателя данным помещением оспорено не было, распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ внесены изменения в Реестр собственности города Севастополя, изменена площадь указанного объекта с «17,1 кв.м.» на «17,4 кв.м.», согласно техническому паспорту, сведения о самовольной реконструкции, перепланировки отсутствуют, суд приходит к выводу, что истец приобрел право пользования данной комнатой по договору социального найма площадью 17,4 кв.м., в связи с чем, его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кандалинцева Владимира Александровича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" об обязании совершить действия по внесению изменений в договор социального найма, удовлетворить.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) внести изменения в часть I пункта 1 договора социального найма жилого помещения № УЖП/ДСН-672 от 29 августа 2016 года изложив их в следующей редакции:« 1. Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из одной комнаты в общежитии, общей площадью 17,4 кв.м., по адресу: <адрес>, комната , кадастровый , для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 17 ноября 2023 года.

Судья                                                                                                        В.Г. Дзюба

2-3294/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кандалинцев Владимир Александрович
Ответчики
Департамента капитального строительства города Севастополя
Другие
Зима Дмитрий Александрович
Департамент городского хозяйства города Севастополя
ГБУ г.Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Дзюба Виктория Григорьевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Подготовка дела (собеседование)
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее