№ 2-382/2022
УИД 35RS0022-01-2022-000424-83
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.им.Бабушкина 12 мая 2022 года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи Варловой Е.С.,
при секретаре Поповой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах к администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах (далее – Территориальный отдел, истец) обратился в суд с иском к администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области (далее – администрации Рослятинского сельского поселения, ответчик), в котором просил признать бездействие ответчика, выраженного в неисполнении требования санитарного законодательства, незаконным; возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать места накопления (контейнерные площадки) для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в д. Жубрино твердым покрытием и ограждением в соответствии с п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, обеспечить проведение уборки контейнерных площадок д. Жубрино в соответствии с п. 8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ по обращению гражданина в отношении администрации Рослятинского сельского поселения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и проведено административное расследование. Установлено, что при оборудовании контейнеров (накопителей) для сбора ТКО по адресу: д. <адрес> не соблюдаются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: места накопления (контейнерные площадки) не оборудованы водонепроницаемым покрытием и ограждением, не обеспечено проведение уборки контейнерных площадок. В адрес администрации направлено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений. По результатам внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено. Нарушение требований санитарного законодательства не устранено по настоящее время.
Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика глава Рослятинского сельского поселения Федотовская О.В., действующая на основании прав по должности, иск признала в полном объеме. Пояснила, что выявленные нарушения будут устранены в срок до 01.07.2022, поскольку необходимые средства для обработки контейнеров, железобетонные плиты и металл для оборудования водонепроницаемого покрытия площадки и устройства ее ограждения закуплены. Подрядная организация найдена, договор еще не заключен.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, в том числе по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения сельского поселения вопросы, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона не относятся. Вместе с тем, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с Законом Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями области закреплен вопрос местного значения, как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила). Данное постановление вступило в законную силу с 01.01.2019.
Согласно п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу п. 8 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела вынесено определение №-АР/СЭ о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении администрации Рослятинского сельского поселения и проведении административного расследования. В результате административного расследования был выявлен ряд нарушений требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе п.п. 2,1, 2.7 СанПиН 2.7.1.3550-19, ст. 11, 21 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившихся в необорудовании либо оборудовании с нарушением санитарных требований контейнерных площадок в д. Жубрино, а также в необеспечении уборки данных контейнерных площадок.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Рыбниковой Е.В. вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а также составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении администрации Рослятинского сельского поселения, который направлен в Тотемский районный суд для рассмотрения.
Постановлением Тотемского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по указанному делу прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку действие СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 прекращено с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения №-т/р от ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом в отношении администрации Рослятинского сельского поселения была проведена внеплановая выездная проверка. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком не выполнены п.п. 3, 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ: места накопления (контейнерные площадки) для сбора ТКО в д. Жубрино не оборудованы водонепроницаемым покрытием и ограждением, не обеспечено проведение уборки контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарного законодательства, что является нарушением пунктов 3, 8 СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом, на территории Рослятинского сельского поселения в д. Жубрино ответчиком не исполняются обязанности по обустройству мест (площадок) накопления ТКО и их санитарной обработке.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, предложенный истцом для устранения нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах к администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области, выразившееся в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным.
Обязать администрацию Рослятинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
- оборудовать места накопления (контейнерные площадки) для сбора ТКО в д. <адрес> твердым покрытием и ограждением;
- обеспечить проведение уборки мест накопления (контейнерные площадки) для сбора ТКО в д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2022 года.
Судья Е.С. Варлова