Решение по делу № 2-158/2024 от 07.03.2024

УИД 11RS0017-01-2024-000213-61 Дело № 2-158/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Визинга Республики Коми 18 апреля 2024 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Касевой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфёновой Жанны Пантелеймоновны к администрации муниципального района «Сысольский» о признании постановления незаконным и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Парфёнова (ФИО) Ж.П. обратилась я в суд с иском к администрации муниципального района «Сысольский» (далее по тексту – АМР «Сысольский») с требованиями признать незаконным постановление администрации муниципального района «Сысольский» от 18.10.2022 об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представленными по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать АМР «Сысольский» включить Парфёнову Жанну Пантелеймоновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список детей – сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений. В обосновании иска указала, что Парфёнова Ж.П. относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты><данные изъяты>. В октябре 2022 года Парфёнова Ж.П. обратилась в администрацию муниципального района «Сысольский» с заявлением о включении в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Извещением от 18.10.2022 и Постановлением АМР «Сысольский» от 18.10.2022 Парфёновой Ж.П. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине превышения возраста 23 года. Считает, что мер по защите её прав, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не предпринималось, права о возможности получения специализированного помещения не разъяснялись ей до 23 лет.

Истец Парфёнова Ж.П. уведомлена о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца, действующая на основании доверенности, Яровикова Н.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям искового заявления и доводов истца Парфёновой Ж.П. Дополнительно показала, что после смерти родителей истец проживала в <адрес> Республики Коми. Предоставленная истцом справка от 23.04.2013 подтверждает, что до ДД.ММ.ГГГГ Парфёнова Ж.П. проживала в <адрес>. Попечителем являлась сестра ФИО2. ФИО2, как попечитель, не обращалась в орган администрации для постановки Парфёновой Ж.П. в Список детей сирот, которые подлежат обеспечением жильём. Не обращалась в администрацию по данному вопросу и истец. Парфёнова Ж.П. проживала в <адрес> Республики Коми в квартире у сестры ФИО2 до 2018 года, затем переехала в <адрес>, вышла замуж. По материнскому капиталу Парфёнова Ж.П. в 2020 году приобрела жилье в <адрес>. Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв. м., что меньше учетной нормы на каждого члена семьи. В администрацию по поводу постановке на учет Парфёнова Ж.П. не обращалась, так как ей ранее поясняли, что имеет закрепленное жилье – дом родителей, который находится в настоящее время в непригодном для проживания состоянии. Кроме того, дом не поставлен на кадастровый учет. Истец делала запросы в различные административные органы по дому, по ее личному делу, ответы носили характер отписки. Только в 2022 году истец узнала о том, что дом родителей не был закреплен за ней. Так как Парфёнова Ж.П. решила, что у нее право было нарушено по включению в список для получения жилья детей сирот, то Парфёнова Ж.П. в возрасте <данные изъяты> года обратилась в администрацию Сысольского района для включения в список. Считает, что истца Парфёнову Ж.П. ввели в заблуждение о том, что за ней закреплено жилье в <адрес> Республики Коми. Когда Парфёнова Ж.П. поехала в 2022 году в <адрес>, то увидела, что родительский дом разрушен. В администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Парфёновой Ж.П. сказали, что документы, закрепляющие за ней жилье отсутствуют, потому что родители при жизни дом в собственность официально не оформляли. Парфёнова Ж.П. писала заявление о признании жилья аварийным, но ей отказали, потому что правоустанавливающих документов на дом не имелось. Парфёнова Ж.П. также обращалась в национальный архив, где тоже никаких сведений по дому не было. Обратиться в администрации для включения в список детей –сирот, в целях предоставления жилья, до 2022 года Парфёнова Ж.П. не имела возможности. Вначале Парфёнова Ж.П. училась в <адрес>, затем в <адрес> в ПУ период с 2006 по 2010 на <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году вышла замуж в <адрес>, проживала в <адрес>, снимала квартиру. В администрацию муниципального района «Сысольский» по вопросу включения в список детей сирот Парфёнова Ж.П. не обращалась, так как думала, что надо было обращаться в администрацию <адрес>. Вопросом включения в список детей сирот Парфёнова Ж.П. решила заняться в 2022 году, так как материально стала зарабатывать больше, до этого работала неофициально. Имела маленький заработок, не позволяющий осуществлять поездки. В 2020 году на материнский капитал Парфёнова Ж.П. приобрела квартиру в <адрес>, так как имеет двое детей. Считает, что право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда у Парфёновой сохранилось и после достижения 23 лет.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сысольский» Ягодин Н.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал представленный суду отзыв, в котором ответчик АМР «Сысольский» возражал против удовлетворения исковых требований Парфёновой Ж.П. Дополнительно показал, что Парфёнова Ж.П. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители умерли. Парфёновой Ж.П. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку после достижения истцом возраста 18 лет в 2016 году и до 23 лет ею не предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.е. Парфёнова Ж.П. не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включение в список, предоставлении жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот. Обращение Прфёновой Ж.П. в администрацию муниципального района "Сысольский" о реализации жилищных прав последовало лишь в 2022 году, т.е. по достижении истцом <данные изъяты> лет, при этом в качестве доказательств, уважительности причин длительного бездействия не истцом представлено.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Парфёнова Ж.П. относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке межрайонного сектора опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать истца - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец –ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Личного дела Парфёновой Ж.П. (ФИО) в Межрайонном секторе опеки и попечительства не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ года находилась под попечительством ФИО2.

С ДД.ММ.ГГГГ Парфёнова Ж.П. зарегистрирована на территории <адрес> Республики Коми, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности (<данные изъяты>) по адресу: <адрес>.

Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, от ДД.ММ.ГГГГ, Парфёнова Ж.П. является собственником <данные изъяты> доли собственности на квартиру по адресу : <адрес>.ю площадью <данные изъяты> кв. м. На основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

26.09.2022 Парфёнова Ж.П. обратилась с заявлением в администрацию муниципального района «Сысольский» о включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от 18.10.2022 Парфёновой Ж.П. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в связи с тем, что представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в список - возраст превышает 23 года.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям, изложенным в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а такж детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1229-0, от 29 января 2019 г. N 185-0 и от 30 января 2020 г. N 89-0).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пунктов 7 и 8 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми.

В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", согласно п. 2 ст. 7 которого жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

П. 1 ст. 1 указанного закона устанавливает, что к таким гражданам относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, в процессе рассмотрения гражданского дела установлено, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу Парфёновой Ж.П. обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Суд считает установленным, что истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет она обращалась в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок; в связи с чем, приходит к выводу о том, что Парфёнова Ж.П. утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В судебном заедании установлено и подтверждается, помимо пояснений истца, материалами дела, что с заявлением о включении Парфёнову Ж.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в администрации, с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях истец впервые обратился в 2022 году в возрасте <данные изъяты> года. Причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения в судебном заседании представитель истца Яровикова Н.А. обосновывала незнанием истцом законодательства, а также трудным материальным положением истца. Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.

Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявляла о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставала. Фактически пояснения стороны истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что до 2022 года истца Парфёнову Ж.П. не интересовал вопрос её включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не могут быть приняты судом во внимание в качестве уважительной причины и доводы представителя истца Яровиковой Н.А. о том, что Парфёнова Ж.П. проживая в период с 2004 года по 2018 года в <адрес> Республики Коми, не имела возможности обратиться в АМР «<данные изъяты>», администрацию сельского поселения «<данные изъяты>», с заявлением о включение её в Список, так как поездка требовала затрат на проезд, а у нее было трудное материальное положение.

При этом, согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).

В данном случае учитывая отсутствие в материалах дела письменных доказательств обращения истца в администрации, в том числе, её устного обращения, вопреки доводам иска, не установлено.

Доводы иска о нарушении прав истца, поскольку органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления мер по защите моих жилищных прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей не предпринимали, права о возможности получения ей специализированного жилого помещения не разъясняли как до 18 лет, так и до 23 лет, правового значения не имеют, поскольку истец не была лишена возможности самостоятельно обратиться после достижения совершеннолетия, но до достижения возраста 23-х лет.

Доводы искового заявления о том, что в жилом помещении по расположенном адресу: <адрес> котором Парфёнова Ж.П. является собственником <данные изъяты> доли в общей долевой собственности, площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., соответственно на долю Парфёновой Ж.П. приходится меньше учетной нормы правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Оценив представленные доказательства по делу в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец достигла возраста 23 лет, ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, ранее с заявлением в администрацию о принятии на учет не обращалась, уважительных причин, объективно препятствующих истцу в установленный законом срок обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилья до 23 лет суду не представлено, кроме того, суд учитывает, что обстоятельств, объективно препятствующих истцу, которому на момент обращения исполнилось <данные изъяты> года, обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию МР «Сысольский» ранее 26.09.2022 судом не установлено, последующее обращение истца в администрацию муниципального района «Сысольский» 26.09.2022 в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения, правового значения не имеет, доводы о наличие у истца уважительных причин несвоевременного обращения для постановки на учет, при рассмотрении дела подтверждения не нашли, а потому, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Парфёновой Жанны Пантелеймоновны к администрации муниципального района «Сысольский» о признании незаконным постановления администрации муниципального района «Сысольский» от 18.10.2022 об отказе во включении в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представленными по договорам найма специализированных жилых помещений. Возложении обязанности на АМР «Сысольский» включить Парфёнову Жанну Пантелеймоновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Мотивированное решение составлено 22 апреля 2024 года.

Судья - подпись

Копия верна. судья Г.Д. Фомина

УИД 11RS0017-01-2024-000213-61 Дело № 2-158/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Визинга Республики Коми 18 апреля 2024 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Касевой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфёновой Жанны Пантелеймоновны к администрации муниципального района «Сысольский» о признании постановления незаконным и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Парфёнова (ФИО) Ж.П. обратилась я в суд с иском к администрации муниципального района «Сысольский» (далее по тексту – АМР «Сысольский») с требованиями признать незаконным постановление администрации муниципального района «Сысольский» от 18.10.2022 об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представленными по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать АМР «Сысольский» включить Парфёнову Жанну Пантелеймоновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список детей – сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений. В обосновании иска указала, что Парфёнова Ж.П. относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты><данные изъяты>. В октябре 2022 года Парфёнова Ж.П. обратилась в администрацию муниципального района «Сысольский» с заявлением о включении в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Извещением от 18.10.2022 и Постановлением АМР «Сысольский» от 18.10.2022 Парфёновой Ж.П. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине превышения возраста 23 года. Считает, что мер по защите её прав, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не предпринималось, права о возможности получения специализированного помещения не разъяснялись ей до 23 лет.

Истец Парфёнова Ж.П. уведомлена о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца, действующая на основании доверенности, Яровикова Н.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям искового заявления и доводов истца Парфёновой Ж.П. Дополнительно показала, что после смерти родителей истец проживала в <адрес> Республики Коми. Предоставленная истцом справка от 23.04.2013 подтверждает, что до ДД.ММ.ГГГГ Парфёнова Ж.П. проживала в <адрес>. Попечителем являлась сестра ФИО2. ФИО2, как попечитель, не обращалась в орган администрации для постановки Парфёновой Ж.П. в Список детей сирот, которые подлежат обеспечением жильём. Не обращалась в администрацию по данному вопросу и истец. Парфёнова Ж.П. проживала в <адрес> Республики Коми в квартире у сестры ФИО2 до 2018 года, затем переехала в <адрес>, вышла замуж. По материнскому капиталу Парфёнова Ж.П. в 2020 году приобрела жилье в <адрес>. Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв. м., что меньше учетной нормы на каждого члена семьи. В администрацию по поводу постановке на учет Парфёнова Ж.П. не обращалась, так как ей ранее поясняли, что имеет закрепленное жилье – дом родителей, который находится в настоящее время в непригодном для проживания состоянии. Кроме того, дом не поставлен на кадастровый учет. Истец делала запросы в различные административные органы по дому, по ее личному делу, ответы носили характер отписки. Только в 2022 году истец узнала о том, что дом родителей не был закреплен за ней. Так как Парфёнова Ж.П. решила, что у нее право было нарушено по включению в список для получения жилья детей сирот, то Парфёнова Ж.П. в возрасте <данные изъяты> года обратилась в администрацию Сысольского района для включения в список. Считает, что истца Парфёнову Ж.П. ввели в заблуждение о том, что за ней закреплено жилье в <адрес> Республики Коми. Когда Парфёнова Ж.П. поехала в 2022 году в <адрес>, то увидела, что родительский дом разрушен. В администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Парфёновой Ж.П. сказали, что документы, закрепляющие за ней жилье отсутствуют, потому что родители при жизни дом в собственность официально не оформляли. Парфёнова Ж.П. писала заявление о признании жилья аварийным, но ей отказали, потому что правоустанавливающих документов на дом не имелось. Парфёнова Ж.П. также обращалась в национальный архив, где тоже никаких сведений по дому не было. Обратиться в администрации для включения в список детей –сирот, в целях предоставления жилья, до 2022 года Парфёнова Ж.П. не имела возможности. Вначале Парфёнова Ж.П. училась в <адрес>, затем в <адрес> в ПУ период с 2006 по 2010 на <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году вышла замуж в <адрес>, проживала в <адрес>, снимала квартиру. В администрацию муниципального района «Сысольский» по вопросу включения в список детей сирот Парфёнова Ж.П. не обращалась, так как думала, что надо было обращаться в администрацию <адрес>. Вопросом включения в список детей сирот Парфёнова Ж.П. решила заняться в 2022 году, так как материально стала зарабатывать больше, до этого работала неофициально. Имела маленький заработок, не позволяющий осуществлять поездки. В 2020 году на материнский капитал Парфёнова Ж.П. приобрела квартиру в <адрес>, так как имеет двое детей. Считает, что право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда у Парфёновой сохранилось и после достижения 23 лет.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сысольский» Ягодин Н.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал представленный суду отзыв, в котором ответчик АМР «Сысольский» возражал против удовлетворения исковых требований Парфёновой Ж.П. Дополнительно показал, что Парфёнова Ж.П. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители умерли. Парфёновой Ж.П. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку после достижения истцом возраста 18 лет в 2016 году и до 23 лет ею не предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.е. Парфёнова Ж.П. не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включение в список, предоставлении жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот. Обращение Прфёновой Ж.П. в администрацию муниципального района "Сысольский" о реализации жилищных прав последовало лишь в 2022 году, т.е. по достижении истцом <данные изъяты> лет, при этом в качестве доказательств, уважительности причин длительного бездействия не истцом представлено.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Парфёнова Ж.П. относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке межрайонного сектора опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать истца - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец –ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Личного дела Парфёновой Ж.П. (ФИО) в Межрайонном секторе опеки и попечительства не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ года находилась под попечительством ФИО2.

С ДД.ММ.ГГГГ Парфёнова Ж.П. зарегистрирована на территории <адрес> Республики Коми, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности (<данные изъяты>) по адресу: <адрес>.

Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, от ДД.ММ.ГГГГ, Парфёнова Ж.П. является собственником <данные изъяты> доли собственности на квартиру по адресу : <адрес>.ю площадью <данные изъяты> кв. м. На основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

26.09.2022 Парфёнова Ж.П. обратилась с заявлением в администрацию муниципального района «Сысольский» о включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от 18.10.2022 Парфёновой Ж.П. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в связи с тем, что представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в список - возраст превышает 23 года.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям, изложенным в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а такж детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1229-0, от 29 января 2019 г. N 185-0 и от 30 января 2020 г. N 89-0).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пунктов 7 и 8 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми.

В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", согласно п. 2 ст. 7 которого жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

П. 1 ст. 1 указанного закона устанавливает, что к таким гражданам относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, в процессе рассмотрения гражданского дела установлено, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу Парфёновой Ж.П. обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Суд считает установленным, что истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет она обращалась в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок; в связи с чем, приходит к выводу о том, что Парфёнова Ж.П. утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В судебном заедании установлено и подтверждается, помимо пояснений истца, материалами дела, что с заявлением о включении Парфёнову Ж.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в администрации, с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях истец впервые обратился в 2022 году в возрасте <данные изъяты> года. Причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения в судебном заседании представитель истца Яровикова Н.А. обосновывала незнанием истцом законодательства, а также трудным материальным положением истца. Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.

Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявляла о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставала. Фактически пояснения стороны истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что до 2022 года истца Парфёнову Ж.П. не интересовал вопрос её включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не могут быть приняты судом во внимание в качестве уважительной причины и доводы представителя истца Яровиковой Н.А. о том, что Парфёнова Ж.П. проживая в период с 2004 года по 2018 года в <адрес> Республики Коми, не имела возможности обратиться в АМР «<данные изъяты>», администрацию сельского поселения «<данные изъяты>», с заявлением о включение её в Список, так как поездка требовала затрат на проезд, а у нее было трудное материальное положение.

При этом, согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).

В данном случае учитывая отсутствие в материалах дела письменных доказательств обращения истца в администрации, в том числе, её устного обращения, вопреки доводам иска, не установлено.

Доводы иска о нарушении прав истца, поскольку органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления мер по защите моих жилищных прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей не предпринимали, права о возможности получения ей специализированного жилого помещения не разъясняли как до 18 лет, так и до 23 лет, правового значения не имеют, поскольку истец не была лишена возможности самостоятельно обратиться после достижения совершеннолетия, но до достижения возраста 23-х лет.

Доводы искового заявления о том, что в жилом помещении по расположенном адресу: <адрес> котором Парфёнова Ж.П. является собственником <данные изъяты> доли в общей долевой собственности, площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., соответственно на долю Парфёновой Ж.П. приходится меньше учетной нормы правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Оценив представленные доказательства по делу в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец достигла возраста 23 лет, ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, ранее с заявлением в администрацию о принятии на учет не обращалась, уважительных причин, объективно препятствующих истцу в установленный законом срок обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилья до 23 лет суду не представлено, кроме того, суд учитывает, что обстоятельств, объективно препятствующих истцу, которому на момент обращения исполнилось <данные изъяты> года, обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию МР «Сысольский» ранее 26.09.2022 судом не установлено, последующее обращение истца в администрацию муниципального района «Сысольский» 26.09.2022 в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения, правового значения не имеет, доводы о наличие у истца уважительных причин несвоевременного обращения для постановки на учет, при рассмотрении дела подтверждения не нашли, а потому, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Парфёновой Жанны Пантелеймоновны к администрации муниципального района «Сысольский» о признании незаконным постановления администрации муниципального района «Сысольский» от 18.10.2022 об отказе во включении в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представленными по договорам найма специализированных жилых помещений. Возложении обязанности на АМР «Сысольский» включить Парфёнову Жанну Пантелеймоновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Мотивированное решение составлено 22 апреля 2024 года.

Судья - подпись

Копия верна. судья Г.Д. Фомина

2-158/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Парфёнова Жанна Пантелеймоновна
Ответчики
АМР "Сысольский"
Другие
Яровикова Надежда Александровна
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Фомина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
sysola.komi.sudrf.ru
07.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2024Предварительное судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее