УИД: 16RS0051-01-2023-012964-23
Дело №5-114/2024
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00,
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2024 года город Казань
Судья Советского районного суда города Казани Мельникова О.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Жураев Дониёрбек Дилшодбек, <дата изъята> года рождения, гражданина Республики Узбекистана,
УСТАНОВИЛ:
<дата изъята> в Советский районный суд города Казани из ОП №13 «Азино-2» Управления МВД России по городу Казани поступили материалы дела об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении Жураев Дониёрбек Дилшодбек, <дата изъята> года рождения, гражданина Республики Узбекистана.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе, вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как исходит из содержания статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 и частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В соответствии с частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, за совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из протокола об административном правонарушении, составленного начальником смены дежурной части отдела полиции №13 «Азино-2» Управления МВД России по городу Казани ФИО3 <дата изъята> в 11 часов 37 минут, следует, что гражданину Жураеву Д.Д., <дата изъята> года рождения, гражданину Республики Узбекистана, вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. Как указано в данном протоколе Жураев Д.Д., гражданин Республики Узбекистана, русским языком не владеет, в услугах переводчика нуждается, и ему требуется перевод протокола.
Согласно постановлению заместителя начальника №13 «Азино-2» УМВД России по г. Казани ФИО4 иностранному гражданину Жураеву Д.Д. назначен переводчик. При этом, из протокола об административном правонарушении следует, что Жураеву Д.Д. были разъяснены права и обязанности, и что он ознакомлен с протоколом, в присутствии переводчика. Однако в протоколе переводчик не предупрежден об ответственности.
Указанное лишает протокол статуса процессуального документа, являющегося допустимым доказательством по делу.
Данный недостаток протокола об административном правонарушении не может быть устранен при рассмотрении дела об административном правонарушении с помощью иных средств доказывания.
Более того, должностное лицо, составившее и направившее протокол об административном правонарушении на рассмотрение в суд, не обеспечило явку Жураева Д.Д. в судебное заседание, в связи с чем рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, невозможно.
В соответствии с частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, за совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Указанное обстоятельство, с учетом специфики рассмотрения дела, влекущего административное выдворение, является существенным нарушением требований КоАП РФ, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела.
Согласно имеющемуся сообщению Прокуратуры Советского района г. Казани в материалах дела, <дата изъята> из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РТ поступила информация о том, что Жураев Д.Д. <дата изъята> года рождения, находящийся в межгосударственном розыске за компетентными органами Республики Узбекистан, <дата изъята> убыл в аэропорт <адрес изъят> и был передан конвою МВД Республики Узбекистан для дальнейшей экстрадиции.
По сведениям специального отдела УФСИН России по РТ Жураев Д.Д. убыл <дата изъята> в 13 часов 50 минут самолетом рейса HY 698 Казань-Самарканд.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалы предоставлены не в полном объеме и протокол об административном правонарушении имеет существенные недостатки, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, недоставки лица, с учетом специфики рассмотрения дела, влекущего административное выдворение, что является существенным нарушением требований КоАП РФ, прихожу к выводу о необходимости возврата протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 28.2, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Жураев Дониёрбек Дилшодбек, <дата изъята> года рождения, уроженца Республики Узбекистан, гражданина Республики Узбекистан, с приложенными к нему материалами возвратить в ОП №13 «Азино-2» Управления МВД России по городу Казани для устранения недостатков.
Судья подпись Мельникова О.В.