Решение по делу № 2-426/2023 от 10.01.2023

№2-426/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 февраля 2023 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.В.,

при секретаре Хажеевой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-426/2023 по исковому заявлению Челищевой В. В. к Социальному фонду Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию (в части исчисления льготного стажа),

У С Т А Н О В И Л:

Челищева В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Социальному фонду Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию (в части исчисления льготного стажа).

В обоснование заявленных требований указала, что она в соответствии с пп. 19 п.1, ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ имеет право на назначение (получение) страховой пенсии по старости не зависимо от возраста, при наличии 25-ти летнего стажа по педагогической деятельности. В связи с этим она ... обратилась в ОПФ для назначения пенсии. Однако ответчик своим решением №... от ... в назначении пенсии отказал, в связи с недостаточностью льготного стажа, который был исчислен как 8 лет 10 месяцев 10 дней. При этом в льготный стаж не были включены праздничные дни Республики Башкортостан, а также период работы в качестве «педагог-психолог» в Отделении «социальный приют для детей и подростков ГБУ Восточный межрайонный центр «...». Считает вышеназванное решение ответчика незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением. Ответчик без законных оснований исключил из специального стажа нерабочие праздничные дни, в том числе: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., а всего - 14 календарных дней. Данные дни являлись в Республике Башкортостан нерабочими праздничными днями. Дополнительные праздничные дни, установленные в Республике Башкортостан, по своему статусу ничем не отличаются от остальных нерабочих праздничных дней и соответственно подлежат включению в специальный стаж. Ответчик также не засчитал в специальный стаж период работы в качестве «педагога-психолога» в Отделении «социальный приют для детей и подростков ГБУ Восточный межрайонный центр «...» с ... по ... по причине «учреждение не предусмотрено Списком № 781». Как следует из п. 1.13 раздела указанного Списка, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входят: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков. Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должностях «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка. Она с ... работает в Белорецком социальном приюте для детей и подростков в должности «педагог-психолог». Данный приют, в соответствии с Распоряжением Правительства РБ №...-р от ... с ... был реорганизован (путем объединения) в ГУ «...», который в последующем был переименован в ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...». При этом социальный приют для детей и подростков стал функционировать на правах филиала данного центра, а с ... как самостоятельное отделение «социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк». При этом ее должность, а также функциональные обязанности и фактическое место работы не изменилось, и она до настоящего времени работает в качестве «педагога-психолога» в социальном приюте для детей и подростков г. Белорецка. В соответствии с Уставом ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» утвержденного Министром семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» - отделение социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк,расположенное по адресу: ..., является структурным подразделением центра. Из Положения об отделении социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «...» следует, что целью деятельности отделения является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации... (п.2.1, положения). При этом отделение в числе иных функций, осуществляет функции социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности... (п.2.2.2.) Ее работа в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» дает право на зачет указанного периода в льготный стаж для исчисления права на досрочную страховую пенсию. Указанное нашло свое подтверждение и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2020 года № 18-КГ-20-81-К4. Спорный период работы в социальном центре для детей и подростков, имеет место с ... по настоящее время. В указанный период имели место бесплатные отпуска: ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... (всего 24 дня), которые действительно не входят в льготный стаж. В то же время нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан, приходящиеся на указанный период, подлежат зачету в льготный стаж по указанным выше основаниям. Таким образом, в льготный стаж, по данному требованию, подлежит включению 6 лет 8 месяцев 7 дней. При включении спорных периодов в льготный стаж, он на дату обращения в ОПФ (т.е. на ...), составит 25 лет 7 месяцев 4 дня. Таким образом, получается, что необходимый 25-ти летний льготный стаж у нее выработан по состоянию на .... Просит признать решение ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ об отказе в назначении пенсии за №... от ... необоснованным в части исчисления льготного стажа. Обязать ответчика зачесть в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды: А) нерабочие праздничные дни: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...;

Б) работы в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» с ... по ... (за исключением отпусков без содержания - ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...) и с учетом (включением) праздничных выходных дней: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и .... Считать 25-ти летний льготный педагогический стаж дающий право на страховую пенсию по старости по подпункту 19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» выработанным по состоянию на ....

Истец Челищева В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Социального фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.

В представленном отзыве на исковое заявление указывает, что Челищева В.В. ... обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Решением №... от ... ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Требование истца о включении периода работы в должности «педагога-психолога» в ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ «Восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям», ГБУ «Восточный межрайонный центр «Семья»» с ... по ... не подлежит удовлетворению, так как данное учреждение не предусмотрено Списком № 781. Что касается выходных и нерабочих (праздничных) дней, устанавливаемых региональным законодательством, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж дополнительных выходных дней, в связи с праздничными датами Республики Башкортостан. Следовательно, не имеется оснований для включения дополнительных праздничных дней в стаж на соответствующих видах работ. Просит в удовлетворении исковых требований Челищевой В.В. отказать, рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «Семья» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно пп.19 п.1 ст. ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (55 лет для женщин) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В судебном заседании установлено, что Челищева В.В. ... обратилась с заявлением в ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан (в настоящее время - Социальный фонд Российской Федерации по Республике Башкортостан) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан №... от ... «об отказе в установлении пенсии» в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано.

Ответчик исключает из специального педагогического стажа истца периоды работы Челищевой В.В.: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... – нерабочие праздничные дни в Республике Башкортостан.

Согласно ст. 72 Трудового Кодекса Республики Башкортостан – праздничными нерабочими днями являются: 11 октября - день Республики - День принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (Башкирской Советской Социалистической Республики), а также дни, на которые приходятся следующие религиозные праздники: 7 января - Рождество Христово; Ураза - байрам; Курбан - байрам.

Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты «б», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Исходя из системного толкования Конституции Российской Федерации, положений статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающей полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также статьи 72 ТК РБ суд считает, что перечисленные выше праздничные дни установлены законодательным органом Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, в связи с чем их исключение из специального стажа истца произведено пенсионным органом необоснованно.

Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Челищевой В.В. в части обязания ответчика: зачесть в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, необоснованно исключенные ответчиком нерабочие праздничные дни, в том числе:..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ....

Также ответчик не применяет льготное исчисление стажа к периодам работы Челищевой В.В.в качестве «педагог-психолог» в Отделении «социальный приют для детей и подростков ГБУ Восточный межрайонный центр «Семья».

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» встаж работы, дающей право на назначение пенсии, засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входят, в том числе социальный приют для детей и подростков.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ... №..., в разделе "Наименование должностей" в пункте 1 поименована должность "педагог-психолог".

Из трудовой книжки истца следует, что Челищева В.В. с ... работала в МУ «...» в должности «педагог-психолог».

... указанное учреждение реорганизовано в ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ... и ... РБ», который в последующем был переименован в ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...».

При этом социальный приют для детей и подростков стал функционировать на правах филиала данного центра, а с ... как самостоятельное отделение - «социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк».

Из Устава ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «...», с учетом изменений, вносимых в Устав Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Положения об отделении социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, должностной инструкции педагога-психолога следует, что должность истца, ее функциональные обязанности и фактическое место работы не изменилось и согласно записям в трудовой книжке истца последняя продолжает работать в должности «педагог-психолог» в социальном приюте для детей и подростков г. Белорецка.

Согласно Устава ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» утвержденного Министром семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» - отделение социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк, расположенное по адресу: РБ, ..., является структурным подразделением центра.

Из Положения об отделении социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «Семья» следует, что целью деятельности отделения является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (п.2.1 положения). При этом отделение в числе иных функций, осуществляет функции социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности (п.2.2.2 положения).

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в пунктах 1 и 2 Примерного положения о социальном приюте предусмотрено, что Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социального приюта для детей (далее именуется - приют), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения приют разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно пункта 9 Примерного положения о социальном приюте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 года № 896, в соответствии со своими задачами приют:

а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

д) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте.

В силу абз. 3 ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда РФ, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ.

В апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.03.2016 года № АПЛ16-37 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.12.2015 № АКПИ15-1198, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 1.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781» изложена следующая правовая позиция:

«В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Из оспариваемой нормы не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.

Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей».

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 514-О, от 29 мая 2014 г. N 1112-О, от 23 июня 2015 г. N 1272-О).

При анализе представленных доказательств в совокупности суд приходит к выводу, что имело место изменение организационной структуры и наименования учреждения, где работала истица, но вместе с тем она продолжала занимать должность «педагог-психолог» и исполнять обязанности по работе с несовершеннолетними в этом же учреждении, функциональные обязанности подразделения (социального приюта для детей и подростков) как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись.

С учетом изложенного суд полагает, что работа истца с ... по день обращения к ответчику в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, являющегося самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...», дает право на зачет указанного периода в льготный стаж для исчисления права на досрочную страховую пенсию.

При этом из материалов дела, в том числе из справки ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «Семья» от ... №..., следует, что в указанный период имели место бесплатные отпуска истца: ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., ... по ... (всего 24 дня) которые не входят в льготный стаж.

В то же время нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан, приходящиеся на указанный период, подлежат зачету в льготный стаж по основаниям указанным выше, т.к. исходя из системного толкования Конституции Российской Федерации, положений статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающей полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также статьи 72 ТК Республики Башкортостан, исключение из специального стажа истца нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан произведено пенсионным органом необоснованно.

В том числе по указанным ранее основаниям подлежат зачету в специальный педагогический стаж истца следующие нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан, приходящиеся на период работы истца с ... по ... в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и ....

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период работы истицы в должности«педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «Семья,с... годапо ... (за исключением бесплатных отпусков)подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При зачете в специальный стаж спорных периодов, льготный стаж Челищевой В.В. на дату обращения истца к ответчику (т.е. на ...), составит 25 лет 7 месяцев 4 дня, следовательно, необходимый 25-ти летний льготный стаж у Челищевой В.В. выработан по состоянию на ....

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Челищевой В. В. к Социальному фонду Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию (в части исчисления льготного стажа) удовлетворить.

Признать решение ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ об отказе в назначении пенсии за №... от ... необоснованным в части исчисления льготного стажа.

Обязать Социальный фонд Российской Федерации по Республике Башкортостан зачесть в специальный педагогический стаж Челищевой В. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:

1) нерабочие праздничные дни: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...;

2) периоды работы Челищевой В. В. в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» с ... по ... (за исключением отпусков без содержания - ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...) и с учетом (включением) праздничных выходных дней: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и ....

Считать 25-ти летний льготный педагогический стаж Челищевой В. В., дающий право на страховую пенсию по старости по подпункту 19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», выработанным по состоянию на ....

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено ....

Председательствующий судья: С.В. Бондаренко

№2-426/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 февраля 2023 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.В.,

при секретаре Хажеевой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-426/2023 по исковому заявлению Челищевой В. В. к Социальному фонду Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию (в части исчисления льготного стажа),

У С Т А Н О В И Л:

Челищева В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Социальному фонду Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию (в части исчисления льготного стажа).

В обоснование заявленных требований указала, что она в соответствии с пп. 19 п.1, ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ имеет право на назначение (получение) страховой пенсии по старости не зависимо от возраста, при наличии 25-ти летнего стажа по педагогической деятельности. В связи с этим она ... обратилась в ОПФ для назначения пенсии. Однако ответчик своим решением №... от ... в назначении пенсии отказал, в связи с недостаточностью льготного стажа, который был исчислен как 8 лет 10 месяцев 10 дней. При этом в льготный стаж не были включены праздничные дни Республики Башкортостан, а также период работы в качестве «педагог-психолог» в Отделении «социальный приют для детей и подростков ГБУ Восточный межрайонный центр «...». Считает вышеназванное решение ответчика незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением. Ответчик без законных оснований исключил из специального стажа нерабочие праздничные дни, в том числе: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., а всего - 14 календарных дней. Данные дни являлись в Республике Башкортостан нерабочими праздничными днями. Дополнительные праздничные дни, установленные в Республике Башкортостан, по своему статусу ничем не отличаются от остальных нерабочих праздничных дней и соответственно подлежат включению в специальный стаж. Ответчик также не засчитал в специальный стаж период работы в качестве «педагога-психолога» в Отделении «социальный приют для детей и подростков ГБУ Восточный межрайонный центр «...» с ... по ... по причине «учреждение не предусмотрено Списком № 781». Как следует из п. 1.13 раздела указанного Списка, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входят: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков. Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должностях «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка. Она с ... работает в Белорецком социальном приюте для детей и подростков в должности «педагог-психолог». Данный приют, в соответствии с Распоряжением Правительства РБ №...-р от ... с ... был реорганизован (путем объединения) в ГУ «...», который в последующем был переименован в ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...». При этом социальный приют для детей и подростков стал функционировать на правах филиала данного центра, а с ... как самостоятельное отделение «социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк». При этом ее должность, а также функциональные обязанности и фактическое место работы не изменилось, и она до настоящего времени работает в качестве «педагога-психолога» в социальном приюте для детей и подростков г. Белорецка. В соответствии с Уставом ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» утвержденного Министром семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» - отделение социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк,расположенное по адресу: ..., является структурным подразделением центра. Из Положения об отделении социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «...» следует, что целью деятельности отделения является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации... (п.2.1, положения). При этом отделение в числе иных функций, осуществляет функции социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности... (п.2.2.2.) Ее работа в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» дает право на зачет указанного периода в льготный стаж для исчисления права на досрочную страховую пенсию. Указанное нашло свое подтверждение и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2020 года № 18-КГ-20-81-К4. Спорный период работы в социальном центре для детей и подростков, имеет место с ... по настоящее время. В указанный период имели место бесплатные отпуска: ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... (всего 24 дня), которые действительно не входят в льготный стаж. В то же время нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан, приходящиеся на указанный период, подлежат зачету в льготный стаж по указанным выше основаниям. Таким образом, в льготный стаж, по данному требованию, подлежит включению 6 лет 8 месяцев 7 дней. При включении спорных периодов в льготный стаж, он на дату обращения в ОПФ (т.е. на ...), составит 25 лет 7 месяцев 4 дня. Таким образом, получается, что необходимый 25-ти летний льготный стаж у нее выработан по состоянию на .... Просит признать решение ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ об отказе в назначении пенсии за №... от ... необоснованным в части исчисления льготного стажа. Обязать ответчика зачесть в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды: А) нерабочие праздничные дни: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...;

Б) работы в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» с ... по ... (за исключением отпусков без содержания - ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...) и с учетом (включением) праздничных выходных дней: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и .... Считать 25-ти летний льготный педагогический стаж дающий право на страховую пенсию по старости по подпункту 19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» выработанным по состоянию на ....

Истец Челищева В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Социального фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.

В представленном отзыве на исковое заявление указывает, что Челищева В.В. ... обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Решением №... от ... ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Требование истца о включении периода работы в должности «педагога-психолога» в ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ «Восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям», ГБУ «Восточный межрайонный центр «Семья»» с ... по ... не подлежит удовлетворению, так как данное учреждение не предусмотрено Списком № 781. Что касается выходных и нерабочих (праздничных) дней, устанавливаемых региональным законодательством, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж дополнительных выходных дней, в связи с праздничными датами Республики Башкортостан. Следовательно, не имеется оснований для включения дополнительных праздничных дней в стаж на соответствующих видах работ. Просит в удовлетворении исковых требований Челищевой В.В. отказать, рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «Семья» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно пп.19 п.1 ст. ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (55 лет для женщин) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В судебном заседании установлено, что Челищева В.В. ... обратилась с заявлением в ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан (в настоящее время - Социальный фонд Российской Федерации по Республике Башкортостан) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан №... от ... «об отказе в установлении пенсии» в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано.

Ответчик исключает из специального педагогического стажа истца периоды работы Челищевой В.В.: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... – нерабочие праздничные дни в Республике Башкортостан.

Согласно ст. 72 Трудового Кодекса Республики Башкортостан – праздничными нерабочими днями являются: 11 октября - день Республики - День принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (Башкирской Советской Социалистической Республики), а также дни, на которые приходятся следующие религиозные праздники: 7 января - Рождество Христово; Ураза - байрам; Курбан - байрам.

Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты «б», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Исходя из системного толкования Конституции Российской Федерации, положений статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающей полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также статьи 72 ТК РБ суд считает, что перечисленные выше праздничные дни установлены законодательным органом Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, в связи с чем их исключение из специального стажа истца произведено пенсионным органом необоснованно.

Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Челищевой В.В. в части обязания ответчика: зачесть в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, необоснованно исключенные ответчиком нерабочие праздничные дни, в том числе:..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ....

Также ответчик не применяет льготное исчисление стажа к периодам работы Челищевой В.В.в качестве «педагог-психолог» в Отделении «социальный приют для детей и подростков ГБУ Восточный межрайонный центр «Семья».

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» встаж работы, дающей право на назначение пенсии, засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входят, в том числе социальный приют для детей и подростков.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ... №..., в разделе "Наименование должностей" в пункте 1 поименована должность "педагог-психолог".

Из трудовой книжки истца следует, что Челищева В.В. с ... работала в МУ «...» в должности «педагог-психолог».

... указанное учреждение реорганизовано в ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ... и ... РБ», который в последующем был переименован в ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...».

При этом социальный приют для детей и подростков стал функционировать на правах филиала данного центра, а с ... как самостоятельное отделение - «социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк».

Из Устава ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «...», с учетом изменений, вносимых в Устав Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Положения об отделении социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, должностной инструкции педагога-психолога следует, что должность истца, ее функциональные обязанности и фактическое место работы не изменилось и согласно записям в трудовой книжке истца последняя продолжает работать в должности «педагог-психолог» в социальном приюте для детей и подростков г. Белорецка.

Согласно Устава ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» утвержденного Министром семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» - отделение социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк, расположенное по адресу: РБ, ..., является структурным подразделением центра.

Из Положения об отделении социальный приют для детей и подростков в г.Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «Семья» следует, что целью деятельности отделения является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (п.2.1 положения). При этом отделение в числе иных функций, осуществляет функции социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности (п.2.2.2 положения).

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в пунктах 1 и 2 Примерного положения о социальном приюте предусмотрено, что Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социального приюта для детей (далее именуется - приют), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения приют разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно пункта 9 Примерного положения о социальном приюте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 года № 896, в соответствии со своими задачами приют:

а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

д) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте.

В силу абз. 3 ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда РФ, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ.

В апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.03.2016 года № АПЛ16-37 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.12.2015 № АКПИ15-1198, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 1.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781» изложена следующая правовая позиция:

«В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Из оспариваемой нормы не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.

Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей».

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 514-О, от 29 мая 2014 г. N 1112-О, от 23 июня 2015 г. N 1272-О).

При анализе представленных доказательств в совокупности суд приходит к выводу, что имело место изменение организационной структуры и наименования учреждения, где работала истица, но вместе с тем она продолжала занимать должность «педагог-психолог» и исполнять обязанности по работе с несовершеннолетними в этом же учреждении, функциональные обязанности подразделения (социального приюта для детей и подростков) как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись.

С учетом изложенного суд полагает, что работа истца с ... по день обращения к ответчику в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, являющегося самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...», дает право на зачет указанного периода в льготный стаж для исчисления права на досрочную страховую пенсию.

При этом из материалов дела, в том числе из справки ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «Семья» от ... №..., следует, что в указанный период имели место бесплатные отпуска истца: ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., ... по ... (всего 24 дня) которые не входят в льготный стаж.

В то же время нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан, приходящиеся на указанный период, подлежат зачету в льготный стаж по основаниям указанным выше, т.к. исходя из системного толкования Конституции Российской Федерации, положений статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающей полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также статьи 72 ТК Республики Башкортостан, исключение из специального стажа истца нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан произведено пенсионным органом необоснованно.

В том числе по указанным ранее основаниям подлежат зачету в специальный педагогический стаж истца следующие нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан, приходящиеся на период работы истца с ... по ... в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и ....

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период работы истицы в должности«педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «Семья,с... годапо ... (за исключением бесплатных отпусков)подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При зачете в специальный стаж спорных периодов, льготный стаж Челищевой В.В. на дату обращения истца к ответчику (т.е. на ...), составит 25 лет 7 месяцев 4 дня, следовательно, необходимый 25-ти летний льготный стаж у Челищевой В.В. выработан по состоянию на ....

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Челищевой В. В. к Социальному фонду Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию (в части исчисления льготного стажа) удовлетворить.

Признать решение ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ об отказе в назначении пенсии за №... от ... необоснованным в части исчисления льготного стажа.

Обязать Социальный фонд Российской Федерации по Республике Башкортостан зачесть в специальный педагогический стаж Челищевой В. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:

1) нерабочие праздничные дни: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...;

2) периоды работы Челищевой В. В. в должности «педагог-психолог» социального приюта для детей и подростков в г.Белорецк, который является самостоятельным структурным подразделением (на правах отделения) ГБУ РБ «Восточный межрайонный центр «...» с ... по ... (за исключением отпусков без содержания - ..., ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ...) и с учетом (включением) праздничных выходных дней: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...,..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и ....

Считать 25-ти летний льготный педагогический стаж Челищевой В. В., дающий право на страховую пенсию по старости по подпункту 19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», выработанным по состоянию на ....

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено ....

Председательствующий судья: С.В. Бондаренко

2-426/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Челищева Валентина Викторовна
Ответчики
Социальный фонд Российской Федерации по Республике Башкортостан
Другие
ГБУ РБ " Восточный межрайонный центр "Семья"
Суд
Белорецкий городской суд Республики Башкортостан
Судья
Бондаренко С.В.
Дело на странице суда
belorecky.bkr.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Подготовка дела (собеседование)
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее