Решение по делу № 33-7568/2021 от 11.10.2021

Дело № 33-7568/2021 (в суде первой инстанции № 2-1082/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2021 года                         город Хабаровск    

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Сосновского А.В.,

судей Тарасовой А.А., Поливода Т.А.,

при секретаре Павленко Д.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиминой О.Ф. к Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» о признании незаконным решения о снятии с учета, признании права состоять на учете, возложении обязанности по восстановлению на учете, по апелляционной жалобе Зиминой О.Ф. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 11 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Сосновского А.В., пояснения представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» - Лайтнер Ю.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зимина О.Ф. обратилась в суд с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» и просила признать незаконным решение от 01.12.2020 г. об исключении истца и члена ее семьи из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признать за ней право состоять на данном учете, а также возложить на ответчика обязанность восстановить ее на учете с 15.10.2014 г. составом семьи 2 человека.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с 08.10.2004 г. на основании договора служебного найма проживает в служебной квартире, предоставленной её мужу – Зимину Н.И. в связи с работой в войсковой части 52015 по адресу: <адрес>, совместно с сыном Тетенькин С.С.. 15.10.2014 г. истец, Зимин Н.И. и Тетенькин С.С. включены в единый реестр граждан-участников программы «Жилище» по категории – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». 31.01.2015 г. Зимин Н.И. умер. 01.12.2020 г. ответчиком истцу сообщено об исключении ее и сына из вышеназванного реестра, по тем основаниям, что на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ, у её супруга Зимина Н.И. общий трудовой стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, составляет менее 10 лет. Истец полагает решение ответчика об исключении истца с сыном из числа участников программы и снятии с учета незаконным.

Решением Кировского районного суда гор. Хабаровска от 11 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Зиминой О.Ф. отказано.

Не согласившись с указанным судебным постановлением, истец Зимина О.Ф. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы истец ссылается на то, что выводы суда о том, что решение о переселении граждан с территории закрытого военного городка Парин, Министерством обороны РФ не принималось, не соответствует действительности. Решение о предоставлении ГЖС принято в установленном законом порядке и граждане, состоящие на учете по категории: «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» обеспечиваются в полном объеме сертификатами. Факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Истец Зимина О.Ф. и третье лицо Тетенькин С.С., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Зимина О.Ф. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Учитывая изложенное и руководствуясь положениями ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Лайтнер Ю.С. выразила согласие с решением суда первой инстанции.

На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» - Лайтнер Ю.С., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено Зимину Н.И. и членам его семьи: Зиминой О.Ф., Тетенькину С.С. по ордеру от 05.10.2004 г. № 2466 в связи с работой в войсковой части 52015, дислоцирующейся в данном населенном пункте (л.д.49).

Зимин Н.И. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» Министерству обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с составом семьи 3 человека, совместно с Фоминой О.Ф. и Тетенькин С.С., с датой постановки на учет – 15.10.2014 г..

31.01.2015 г. Зимин Н.И. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.19).

Зимина О.Ф. с сыном Тетенькиным С.С. проживают в закрытом военном городке по адресу: <адрес>.

Письмом от 14.12.2016 г. (л.д.10) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило истцу, что по состоянию на 08.12.2016 г. Зимина О.Ф. включена в единый реестр как лицо, реализующее право на получение ГЖС, вместо Зимина Н.И., который являлся участником ведомственной целевой программы с 15.10.2014 г. по день смерти 31.01.2015 г., с датой постановки на учет 15.10.2014 г., с составом семьи 2 человека, в том числе сын Тетенькин С.С..

Письмом №27/2/26290 от 01.12.2020 г. (л.д.11) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило истцу об исключении её с 01.12.2020 г. из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков составом семьи 2 человека. В обоснование принятого решения указано, что состав участников ведомственной целевой программы истец включена как лицо, реализующее право на получение ГЖС, вместо Зимина Н.И., который являлся участником ведомственной целевой программы с 15.10.2014 г. и по день смерти 31.01.2015 г.. Согласно записям из представленной копии трудовой книжки Зимина Н.И., он имел трудовые отношения в вышеуказанной войсковой части с 23.12.1996 г. по 13.11.2009 г.. В закрытый военный городок Зимин Н.И. вселен до введенного в действие Федеральным Законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ Жилищного Кодекса Российской Федерации. У граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны Российской Федерации (обязательный 10-летний стаж, дающий право на обеспечение постоянным жильем), учитывается на дату его вступления в законную силу, а именно на 01.03.2005 г.. Общий трудовой стаж Зимина Н.И. в организации подведомственной Минобороны РФ на 01.03.2005 г. составлял 8 лет 2 месяца, то есть менее 10 лет. Предоставление ГЖС предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков. В данном случае такого решения о переселении граждан с территории закрытого военного городка № 1, место дислокации - г. Комсомольск-на-Амуре-31, Министерством обороны Российской Федерации не принималось. В связи с чем, Зимин Н.И. необоснованно был включен в состав участником федеральной целевой программы «Жилище», т.к. права на участие в ведомственной целевой программе по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» по линии Министерства обороны Российской Федерации не имел. Истцу также указано, что она, как лицо, реализующее право на получение ГЖС вместо Зимина Н.И., также неправомерно включена в состав участников ведомственной целевой программы. При этом самостоятельного права на участие в ведомственной целевой программе как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка, истец не имеете, так как её трудовой стаж в организациях, подведомственных Минобороны России, на 01.03.2005 г. составил менее 10 лет, а именно 9 лет 5 месяцев 13 дней.

Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что принятое ответчиком решение основано на законе, права состоять на учете истец и член ее семьи не имеют, поскольку Зимина О.Ф. в качестве нуждающейся в получении жилого помещения не признавалась, на учёте не состояла, необходимого 10-летнего стажа (в период до вступления в действие Жилищного кодекса РФ) в организациях, подведомственных МО РФ не имеет. Сам по себе факт проживания истца и члена её семьи в военном городке не является самостоятельным основанием для признания их участниками ведомственной целевой программы.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может и находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Зимина О.Ф. проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, которые проживали в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состояли в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имели право состоять на данном учете, не могли быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Применительно пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо учитывать, что статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Пункт 4 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал, что без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения не могут быть выселены семьи военнослужащих.

Материалами дела подтверждается, что на основании ордера от 05.10.2004 г. № 2466 Зимину Н.И. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. В данном ордере в качестве членом семьи Зимина Н.И. указаны: Зимина О.Ф. (жена) и Тетенькин С.С. (сын жены) (л.д.49).

Зимин Н.И. с составом семьи 3 человека был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» Министерству обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с составом семьи 3 человека, совместно с Фоминой О.Ф. и Тетенькин С.С., с датой постановки на учет – 15.10.2014 г..

Исходя из положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710, необходимость обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

К таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Также данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в пункте 5 которых определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2017 года №217 был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до 24 июня 2019 года.

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась:

- военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанным в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и членам семей военнослужащих, указанным в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а");

- гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, названным в подпункте "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт "б").

В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение №1 к Порядку).

Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года №515.

Названные нормативные правовые акты не устанавливают в качестве обязательного условия получения сертификата наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи из закрытого военного городка, или решения о его переселении из закрытого военного городка.

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года №1462-О, от 25 мая 2017 года №1137-О, от 27 июня 2017 года №1297-О, от 28 сентября 2017 года №1922-О, от 19 декабря 2017 года №2995-О).

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», устанавливающим порядок получения такой категорией граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений называет желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).

Таким образом, самостоятельным и достаточным основанием для признания права истца на получение государственного жилищного сертификата будет являться факт постоянного законного проживания Зиминой О.Ф. с членом ее семьи в закрытом военном городке при наличии у нее желания переселиться из такого городка.

Как следует из материалов дела, Зимина О.Ф. была принята на данный учет как член семьи Зимина Н.И. совместно со своим сыном Тетенькиным С.С., продолжает проживать в пос. Парин, который включен в перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, до настоящего времени не обеспечена постоянным жильем на территории Российской Федерации.

Следовательно, выводы суда первой инстанции о законности решения от 01 декабря 2020 года являются неправильными, не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим возникшие отношения.

При таких обстоятельствах дела, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Зиминой О.Ф. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 11 августа 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Зиминой О.Ф. к Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» о признании незаконным решения о снятии с учета, признании права состоять на учете, возложении обязанности по восстановлению на учете отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение об исключении Зиминой О.Ф. и члена ее семьи Тетенькина С.С. из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 01 декабря 2020 года.

Возложить на Федеральное государственное автономное учреждение «Росжилкомплекс» обязанность восстановить Зимину О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат с 15.10.2014 года, с составом семьи два человека: включая ее и Тетенькина С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:                    

Судьи:                                

33-7568/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Зимина Ольга Федоровна
Ответчики
ФГАУ Росжилкомплекс филиал Восточный
Другие
Тихомиров Дмитрий Владимирович
Тетенькин Святослав Сергеевич
Парщик Галина Сергеевна
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Сосновский Александр Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
13.10.2021Передача дела судье
27.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее