Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
р.п.Шаховская, Московская область 13 декабря 2023 года
Волоколамский городской суд Московской области (постоянное судебное присутствие в г.о.Шаховская) в составе:
председательствующего судьи Соломасовой Ю.Н.,
при секретаре Зайцевой В.А.,
с участием защитника Солдаткина Д.В.,
рассмотрев жалобу защитника Солдаткина Д. В., действующего в интересах Солдаткина В. Д., на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майора полиции Егорова А. Н. от 03.10.2023 №№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майора полиции Егорова А.Н. от 03.10.2023 года №№, Солдаткин В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 Кодекса РФ Об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Начальником ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майором полиции Егоровым А.Н. установлено, что 28.09.2023 года в 13 час. 55 мин. по адресу: <адрес> водитель Солдаткин В.Д. управлял транспортным средством марки БЦМ 6539-01 государственный регистрационный номер №, с тахографом, не соответствующим установленным требованиям, чем нарушил приказ №440 от 28.10.2020 Приказа Минтранса России.
Не согласившись с постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майора полиции Егорова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №№, защитник Солдаткин Д.В., действующий в интересах Солдаткина В.Д., представил в суд жалобу, в которой просит постановление от 03.10.2023 года отменить.
В обосновании жалобы указал, что в отношении Солдаткина В.Д. начальником ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майором полиции Егоровым А.Н. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №№ от 03.10.2023 года.
Ему вменяется, что на транспортном средстве под управлением Солдаткина В.Д. вместо цифрового технического средства контроля режима труда и отдыха водителя – тахографа установлен аналоговый тахограф, в связи с чем Солдаткин В.Д. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств обязаны: оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ни Солдаткин В.Д., ни собственник транспортного средства не являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют коммерческую перевозку грузов на постоянной основе.
Тахограф в транспортном средстве установлен заводом изготовителем и соответствует нормам и требованиям установленным в Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
В соответствии с приказом Минтранса России от 13.02.2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» в соответствии с приложением № 1 раздела 1 части 1 установлено, что требования к тахографам устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.
Эксплуатация Солдаткиным В.Д. транспортного средства марки БЦМ 6539-01 на шасси Вольво г/н № в его трудовые обязанности не входит, осуществляется на безвозмездной основе совершенно добровольно.
Согласно п.2 порядка утвержденного Приказа Минтранса России от 26.10.2020 № 438 «об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как следует из содержания протокола, в грузовом автомобиле установлен тахограф, вместе с тем не указано, каким требованиям приказа Минтранса РФ от 26.10.2020 года №438 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» не соответствует этот тахограф, поэтому, считает, что событие административного правонарушения применительно к требованиям ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ не установлено.
Также в протоколе и в материалах дела не отражено, осуществлялась ли перевозка пассажиров и груза, отсутствуют сведения о том, кому принадлежит транспортное средство.
При принятии и рассмотрении дела уполномоченное должностное лицо, в нарушении требований ст.ст.26.1-26.2 КоАП РФ, не приняло во внимание указанные обстоятельства, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и вынести законное и обоснованное постановление.
Солдаткина В.Д. надлежащим образом не известили о дате и месте рассмотрения постановления об административном правонарушении.
Согласно ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Данное постановление было направлено спустя 3 месяца с момента вынесения, тем самым, считает, что были грубо нарушены сроки.
Солдаткин В.Д., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, поэтому суд считает возможным рассмотреть жалобу с участием его защитника Солдаткина Д.В. по доверенности.
Защитник по доверенности Солдаткин Д.В. подтвердил, что Солдаткин В.Д. извещен о времени и месте рассмотрения дела, жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, дополнив что, никакой груз Солдаткин В.Д. не перевозил и данное транспортное средство является единственным средством передвижения Солдаткина В.Д.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, исследовав письменные материалы дела, подлинное дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности применения мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По настоящему делу уполномоченным должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении указанные требования закона в полном мере не выполнены.
В соответствии со ст.20 п.1 Федерального закона № 196- ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 года №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (п.1).
Приказом Минтранса РФ от 26.10.2020 года N 438 утвержден «Порядок оснащения транспортных средств тахографами», который применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств), в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п.2). Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских (п.3). В ходе оснащения транспортного средства тахографом мастерская осуществляет установку тахографа, сведения о модели которого в соответствии с Правилами использования учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях тахографов; активизацию тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее - блок СКЗИ тахографа); настройку тахографа; опломбирование тахографа (п.5).
Приказом Минтранса РФ от 28.10.2020 года N440 утверждены «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» (приложение №1), и разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.
Тем же приказом утверждено приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами», согласно которого оснащению тахографами подлежат, в том числе, грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами (п.1).
За управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, предусмотрена административная ответственность по ст.11.23 ч.1 КоАП РФ.
В пункте 1 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, являющихся Приложением № 3 к Приказу Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440, установлена обязанность водителей по использованию тахографов в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха.
Исходя из подпункта 1,2 пункта 12 данных Правил, водителем запрещается эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим требованиям тахографом; использование тахографа без карты водителя.
Судом установлено, что 28.09.2023 года в 13 час. 55 мин. по адресу: <адрес>, Солдаткин В.Д. управлял грузовым транспортным средством - марки БЦМ 6539-01 государственный регистрационный знак №, принадлежащим Солдаткину Д.В., что подтверждается протоколом об административном правонарушении, карточкой учета транспортного средства и не опровергается защитником.
Учитывая, что максимальная разрешенная масса указанного грузового автомобиля составляет 35000/13000 кг (то есть превышает 3,5 тонн), что подтверждается карточкой учета транспортного средства, то в соответствии с п.2 приказа Минтранса РФ от 26.10.2020 года №438 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами», физические лица, осуществляющие его эксплуатацию, в целях обеспечения безопасности дорожного движения должны оснащать его тахографом.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и на его основании может быть установлено и доказано событие административного правонарушения, которое подлежит оценке по общим правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Как следует из содержания протокола, и подтверждено защитником, в этом грузовом автомобиле установлен тахограф, вместе с тем не указано, каким требованиям приказа Минтранса России №440 от 28.10.2020 не соответствует этот тахограф, поэтому событие административного правонарушения применительно к требованиям ст.11.23 ч.1 КоАП РФ не установлено.
Также в протоколе об административном правонарушении и в материалах дела не отражено, осуществлялась ли перевозка пассажиров и груза.
При принятии и рассмотрении дела уполномоченное должностное лицо, в нарушение требований ст.ст.26.1-26.2 КоАП РФ, не приняло во внимание указанные обстоятельства, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и вынести законное и обоснованное постановление.
Доводы защитника Солдаткина Д.В. о процессуальных нарушениях, связанных с ненадлежащим извещением Солдаткина В.Д. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежат отклонению, по следующим основаниям.
28.09.2023 года при составлении протокола об административном правонарушении №№ должностным лицом ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому г.о. Рудневым С.Н. в графе «место и время рассмотрения дела об административном правонарушении» указано «г.Волоколамск, Холмогорка, д.7, ГИБДД по Волоколамскому г.о., 03.10.2023 года к 10 часам», при этом, в данной графе имеется собственноручная подпись Солдаткина В.Д. (л.д.10).
Так, собственноручная подпись Солдаткина В.Д. в постановлении № № от 03.10.2023 года, вынесенном начальником ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майором полиции Егоровым А.Н., имеется в графе копию постановления получил – 03.10.2023г., в графе «наличие события административного правонарушения и назначенное административное наказание» должностное лицо сделал отметку: «оспаривает», «от подписи отказался», тем самым данные обстоятельства подтверждают присутствие Солдаткина В.Д. при рассмотрении дела об административном правонарушении в указанную дату.
Какие - либо заявления Солдаткина В.Д. о нарушении его процессуальных прав в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно п.6 ст.24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст.4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности обсуждаться не может.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, основанием для прекращения производства по делу является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности привлечения к административной ответственности в два месяца по делу в соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ истекли 28.11.2023 года, что является основанием для прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Волоколамскому городскому округу майора полиции Егорова А. Н. от 03.10.2023 №№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ в отношении Солдаткина В. Д. – отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в 10-ти дневный срок со дня вручения или получения копии решения.