Судья Бахорина М.А. |
№ 33-4796/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2018 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Маловой Н.Б., Гудковой Г.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 09 октября 2018 г. по иску Субботина И. В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Субботин И.В. обратился с иском по тем основаниям, что решением ответчика от 21 августа 2018 г. ему отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с тем, что период военной службы по призыву не входит в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Не согласившись с решением ответчика, истец просил включить в стаж период прохождения им военной службы в районе Крайнего Севера, обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 сентября 2018 г.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд возложил обязанность на ответчика включить истцу период прохождения военной службы по призыву с 28 апреля 1978 г. по 10 мая 1980 г. в стаж работы в районах Крайнего Севера. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также суд взыскал с ГУ - УПФ РФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Кондопожского муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что в период службы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение периодов службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера. Положение о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г., предусматривало, что период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, по старости по выбору обратившегося за назначением, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако, оснований включать период прохождения службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется. Помимо этого, периоды службы в армии не могут рассматриваться как осуществление трудовой деятельности, и, соответственно, давать право на включение спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Субботин И.В. является получателем страховой пенсии по старости, 15 августа 2018 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости с приложением справки, указывающей на прохождение им военной службы в г. Кандалакша Мурманской области с 28 апреля 1978 г. по 10 мая 1980 г.
Из трудовой книжки истца следует, что после увольнения с военной службы 03 июня 1980 г. истец был принят в Пудожский КМТС "Кареллеспром" (г. Пудож).
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела письменными доказательствами, пояснениями сторон, ответчиком не опровергнуты.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) от 21 августа 2018 г. № 104 в соответствии с п.9 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано в перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом РФ от 20 ноября 1992 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Правовыми предписаниями, изложенными в ст.30 указанного нормативного акта, предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу ч.8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)", с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно п.3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абз.3 подп. "а", абз.3 подп. "б" и абз.3 подп. "в" п.1 данного постановления, применяются соответствующие положения п.п.97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подп. "к").
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона РФ от 20 ноября 1992 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с изменениями и дополнениями) г. Кандалакша Мурманской области является районом Крайнего Севера; г. Пудож Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Субботиным И.В. требований, в связи с чем удовлетворил их частично, поскольку основное условие, а именно - поступление на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы для зачета периода срочной военной службы в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., Субботиным И.В. соблюдено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Кроме того, данные доводы ответчика судебная коллегия находит основанными на неверном толковании норм материального права.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 09 октября 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи