Судья Хвалько О.П. Дело № 33-15009/2021 2.068
Дело № 2-1976/2021 УИД 24RS0017-01-2021-002240-09
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Платова А.С.,
судей Баимовой И.А., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Субботиным А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Литвинова Максима Игоревича к ГУ – Управление Пенсионного Фонда в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) об оспаривании решения, возложении обязанности по включению периодов прохождения обучения на курсах повышения квалификации в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ГУ – ОПФ РФ по Красноярскому краю Метешиной С.Э.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Литвинова Максима Игоревича к ГУ – Управление Пенсионного Фонда в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) признать от 02.06.2020 №200000027593/388120/20 в части отказа Литвинову Максиму Игоревичу включить в стаж работы периодов нахождения на курсах повышении квалификации: с 03.11.2014 года по 30.11.2014 года, с 12.05.2019 года по 25.05.2019 года, с 07.10.2019 года по 02.11.2019 года – календарно.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) включить в календарном исчислении в стаж работы периоды прохождения Литвиновым Максимом Игоревичем курсов повышения квалификации: с 03.11.2014 года по 30.11.2014 года, с 12.05.2019 года по 25.05.2019 года, с 07.10.2019 года по 02.11.2019 года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) назначить Литвинову Максиму Игоревичу страховую пенсию по старости с учетом указанных в п. 20 ч.1, ч.1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» требований, с момента возникновения такого права.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей».
Заслушав докладчика, представителя ГУ – ОПФ РФ по Красноярскому краю Королеву А.С. (на основании доверенности от 10.11.2021г.), представителя процессуального истца – прокурора Смирнову Я.Е., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд в интересах Литвинова М.И. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) с указанным иском, в котором с учетом уточнений от 16.09.2021 года, просил признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) от 02.06.2020 №200000027593/388120/20 незаконным; обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) включить в календарном исчислении в стаж работы периоды прохождения Литвиновым М.И. курсов повышения квалификации: с 03.11.2014 года по 30.11.2014 года, с 07.10.2019 года по 02.11.2019 года, с 12.05.2019 года по 25.05.2019 года; обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) назначить Литвинову М.И. страховую пенсию по старости с учетом указанных в п. 20 ч.1, ч.1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» требований, с момента возникновения такого права.
Требования мотивированы тем, что Литвинов М.И. 22.05.2020 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) от 01.06.2020 года №200000027593/388120/20 Литвинову М.И. в установлении пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку в стаж незаконном не были включены в календарном исчислении 00 лет 02 месяца 08 дней периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в служебной командировке в период работы истца в КГБУЗ «Красноярская клиническая больница №1» в должности анестезиолога-реаниматолога отделения, анестезиологии-реанимации: с 03.11.2014 года по 30.11.2014 года, с 07.10.2019 года по 02.11.2019 года, с 12.05.2019 года по 25.05.2019 года. Поскольку в спорные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата и основное место работы, в силу занимаемой истцом должности, он обязан проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, указанные периоды работы Литвинова М.И. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 подлежали льготному исчислению из расчета 1 год на 1 год и 6 месяцев.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ – ОПФ РФ по Красноярскому краю Метешина С.Э. просит решение суда в части взыскания государственной пошлины в размере 900 руб. отменить, ссылаясь на неправомерное взыскание с ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в доход местного бюджета государственной пошлины, поскольку органы Пенсионного фонда РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, не заявивших об уважительной причине неявки в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении рассмотрения дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ – ОПФ РФ по Красноярскому краю Королеву А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части взыскания в доход местного бюджета государственной пошлины, а также изменению в части установления права на назначение пенсии, с указанием конкретной даты, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Право медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение было предусмотрено и пп. 20 п. 1 ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Литвинов М.И. с 01.08.2000 года был принят в Краевую клиническую больницу г. Красноярска (переименована в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница») на должность врача-интерна в отделение анестезиологии-реанимации № 1. Приказом от 28.06.2001 года № 65 Литвинов М.И. переведен на должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделение анестезиологии - реанимации № 1.
На основании приказа от 07.04.2008 № 89 Литвинов М.И. переведен в отделение анестезиологии-реанимации № 2 кардиохирургического центра на должность врача анестезиолога-реаниматолога, где продолжает работать.
В период с 03.11.2014 по 30.11.2014 Литвинов М.И. проходил курсы повышения квалификации в Красноярском государственном медицинском университете с целью усовершенствования по циклу «Анестезиология и реаниматология» сроком 28 календарных дней.
В период с 07.10.2019 по 02.11.2019 Литвинов М.И. проходил курсы повышения квалификации в Красноярском государственном медицинском университете по направлению «Анестезиология и реаниматология» сроком 27 календарных дней.
В период с 12.05.2019 по 25.05.2019 Литвинов М.И. находился в служебной командировке в ФГБУ НМИЦ им. В.А. Алмазова в г. Санкт-Петербурге с целью повышения квалификации по циклу «Транспищеводная эхокардиография», что подтверждается приказом от 15.04.2019 № 00000000206/2.
22.05.2020 года Литвинов М.И. обратился за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) от 01.06.2020 года №200000027593/388120/20 Литвинову М.И. в установлении пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку специальный стаж при оценке пенсионных прав Литвинова М.И. на дату обращения (22.05.2020 года) составил 29 лет 11 месяцев 10 дней, при требуемом 30 лет.
В специальный стаж не включены, заявленные истцом, следующие периоды курсов повышения квалификации: с 03.11.2014 года по 30.11.2014 года; с 07.10.2019 года по 02.11.2019 года - курсы повышения квалификации в период работы в должности анестезиолога – реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации № 2 КГБУЗ «Краевая 1 клиническая больница», а также период нахождения в командировке с 12.05.2019 года по 25.05.2019 года, т.к. не выполнялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение.
Документами в деле подтверждено, что Литвинов М.И. работал в спорные периоды в КГБУЗ «Красноярская краевая больница» полный рабочий день на полную ставку, на курсах повышения квалификации находился с отрывом от производства, за все вышеперечисленные периоды за Литвиновым М.И. сохранялась средняя заработная плата и рабочее место, осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно лицевым счетам расчетным листкам за указанные периоды работодателем производились начисления и оплаты Литвинову М.И. периодов прохождения на курсах повышения квалификации в размере среднего заработка.
Удовлетворяя требования истца о включении вышеуказанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, на курсы повышения квалификация, специализацию Литвинова М.И. была направлена работодателем, повышение квалификации является обязательным условием дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.
Решение суда в указанной части не обжаловано в апелляционном порядке, в связи с чем, судебная коллегия в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не усматривает оснований для проверки решения в полном объеме.
Вместе с тем, признавая правильным выводы суда первой инстанции о включении спорных периодов в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также о возложении обязанности на пенсионный орган назначить истцу страховую пенсию досрочно с даты возникновения такого права, судебная коллегия усматривает, судом первой инстанции не установлено, достаточно ли специального стажа истца для назначения ему указанной пенсии, и с какой даты следует признать наличие такого права у Литвинова М.И., а также назначить ему пенсию досрочно.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 12 месяцев срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны, в том числе в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
В этой связи, для правильного разрешения вопроса о дате, с которой следует назначить Литвинову М.И. страховую пенсию по старости, суду следовало установить дату, по состоянию на которую у Литвинова М.И. выработана требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ, в данном случае 30 лет, после чего с учетом положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" определить дату возможного назначения пенсии.
Учитывая представленный в суд апелляционной инстанции представителем ответчика расчет, необходимый для досрочного назначение стаж работы, предусмотренный п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (30 лет) был выработан Литвиновым М.И. 07.11.2019г.
Таким образом, право истца на назначение страховой пенсии по старости наступило не ранее чем через 6 месяцев, то есть с 08.05.2020 г. - 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
22.05.2020 года Литвинов М.И. обратился за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) назначить Литвинову М.И. страховую пенсию по старости с учетом указанных в п. 20 ч.1, ч.1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» требований, с момента возникновения такого права, подлежит уточнению указанием на дату назначения пенсии с 22.05.2020 г.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27 декабря 1991 года, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации входят в состав государственной казны Российской Федерации, которая отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с отказом истцу в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Таким образом, участие ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, и в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции в части взыскания с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в доход местного бюджета государственной пошлины 900 руб. подлежит отмене.
Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 сентября 2021 года в части взыскания с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей отменить.
Решение в части возложения обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) назначить Литвинову Максиму Игоревичу страховую пенсию по старости с учетом указанных в п. 20 ч.1, ч.1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» требований, с момента возникновения такого права, уточнить указанием на дату назначения пенсии с 22.05.2020 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2021 года.