Решение по делу № 2-2652/2019 от 22.08.2019

Принято в окончательной форме 21.11.2019

76RS0024-01-2019-003034-95

Дело № 2-2652/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2019 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Короткевич А.И., при участии

представителя истца по доверенности (л.д.20) Долгановой С.Д.,

представителя ответчика по доверенности (л.д.35) Вышеславовой А.В.,

от третьих лиц – не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Наталии Петровны к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжения, восстановлении на учете,

установил:

Куликова Н.П. обратилась в суд с иском к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля о признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации от 10.07.2019 №305 «О снятии Куликовой Н.П. (и членов ее семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», восстановлении семьи Куликовой Н.П. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с включением в единый список граждан за №451.

В обоснование иска указано, что семья Куликовой Н.П. в составе двух человек (Куликова Н.П., дочь Куликова А.В.), проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес>, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24.02.1999 поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в единый список за № 451. Письмом территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля от 25.06.2019 №01-15/451 истец была уведомлена о том, что ей предлагается субсидия на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в размере 763 002 руб. Однако распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля от 10.07.2019 №305 семья Куликовой Н.П. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №189-ФЗ, а именно, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. В обоснование своих доводов ответчик указывает на то, что совместно с Куликовой Н.П. и ее дочерью Куликовой А.В. в жилом помещении по вышеуказанному адресу зарегистрирована мать истца Куликова Т.И., в которой на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.10.1994 в собственности имеется жилой дом общей площадью 49,6 кв.м. по адресу: <адрес>. В связи с чем обеспеченность общей площади жилого помещения на члена семьи превышает учетную норму. С указанным распоряжением истец не согласна, поскольку жилой дом по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит Куликовой Т.И. с 1994 года, тогда как истец и ее дочь поставлены на учет в 1999 году. Нуждаемость истца в жилом помещении подтверждалась документально, в том числе, предоставлялась справка о наличии в собственности Куликовой Т.И. указанного жилого дома. Таким образом, жилищные условия истца с момента постановки ее на учет не изменились. Кроме того, мать истца Куликова Т.И. на учете в улучшении жилищных условий не состояла, поэтому принадлежащий ей дом учету при определении уровня обеспеченности жилыми помещениями не подлежит. Жилой дом по адресу: <адрес>, 1950 года постройки, имеет 75% износа, а из инженерных коммуникаций существует только электроснабжение и печное отопление. Указанные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом жилого помещения по состоянию на 10.06.2008. Таким образом, жилой дом по указанному адресу не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем не может учитываться при определении уровня обеспеченности жилыми помещениями. Истец принята на учет до 01.03.2005, жилищные условия истца и членов ее семьи по сравнению с годом постановки на жилищный учет не изменились, в связи с чем оснований для снятия семьи истца с данного учета не имелось.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Куликова Т.И., Департамент строительства Ярославской области, МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля.

В судебном заседании истец Куликова Н.П. не участвовала, извещена надлежаще. Представитель истца по доверенности Долганова С.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля Вышеславова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала.

Третьи лица Куликова А.В., Куликова Т.И. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.

Третьи лица Департамент строительства Ярославской области, МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще. Ранее от представителя Департамента строительства Ярославской области в суд поступил письменный отзыв на иск, в котором представитель третьего лица просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полагал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела, суд установил следующее.

Согласно выписке из протокола №8 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Фрунзенского района от 24.02.1999, Куликова Н.П. принята на учет получения жилой площади в порядке льготной очереди, являлась одинокой матерью, инвалид III группы по общему заболеванию бессрочно, в составе семьи из двух человек: Куликова Н.П., Куликова А.В. (дочь).

Согласно сведениям территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от 23.10.2019, семья Куликовой Н.П. в составе двух человек: Куликова Н.П., Куликова А.В. (дочь), проживающие по адресу: <адрес>, была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно п.п. «а» п.9 раздела 2 Решения исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов и президиума Ярославского областного совета профессиональных союзов №65 от 27.02.1989 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области», где нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в отдельных квартирах и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 кв.м. и менее. Семья Куликовой Н.П. состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в едином списке граждан с 24.20.1999 за №451. В категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 №1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившими силу постановления администрации Ярославской области от 01.02.2006 №32» семья Куликовой Н.П. была включена в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, и ветеранов боевых действий по городу Ярославлю в 2018 году за №6.

10.07.2019 распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля №305 семья Куликовой Н.П. в составе двух человек: Куликова Н.П., ее дочь Куликова А.В. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоящих в едином списке граждан с 24.02.1999 №451, на основании ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Этим же распоряжением семья Куликовой Н.П. исключена из списков граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» и Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 01.01.2005.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., определены в ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона.

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Из содержания указанных норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были предусмотрены ст.29 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с п.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (п.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР), а также и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Таким образом, одним из оснований для постановки на учет в силу указанной нормы являлась обеспеченность гражданина жилым помещением на одного члена семьи ниже установленного уровня.

На момент принятия семьи Куликовой Н.П. на жилищный учет действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утв. решением исполкома Ярославского облсовета НД и Президиума облсовпрофа ЯО от 27.02.1989 N 65 (в ред. от 22.04.1992, далее - Правила), которые подлежат применению на основании п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР.

Подпунктом «а» п. 9 Правил предусматривалось, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в отдельных квартирах и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 кв. м и менее.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий являлось проживание в отдельной квартире при обеспеченности жилой площадью 6 кв.м. и менее на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что на момент постановки семьи Куликовой Н.П. на учет они проживали в отдельной однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 31,3 кв.м., жилой площадью 17,2 кв.м. В указанном жилом помещении были зарегистрированы по месту жительства: мать истца Куликова Т.И. (собственник), ее сын Куликов А.П. (впоследствии снят с регистрационного учета), Куликова Н.П. (дочь), Куликова А.В. (внучка).

Соответственно, как на состав семьи из четырех человек (17,2 / 4 = 4,3 кв.м.), так и на состав семьи из трех человек (17,2 / 3 = 5,7 кв.м.), обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла менее 6 кв.м.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что до настоящего времени Куликова Н.П., ее мать Куликова Т.И., дочь Куликова А.В. проживают и зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу, обеспеченность жилой площадью составляет 5,7 кв.м., то есть менее 6 кв.м. Таким образом, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в силу п.1 ст.29 ЖК РСФСР, п.п. «а» п.9 Правил давали семье истца право на получение жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время не отпали.

Оснований, предусмотренных ст.32 ЖК РСФСР, для снятия семьи истца с учета, в ходе судебного разбирательства также не установлено. Жилищные условия семьи истца с момента постановки на учет не изменились и не улучшились, семья Куликовой Н.П. продолжает занимать жилое помещение по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,2 кв.м. Отсутствие у Куликовой Н.П., третьего лица Куликовой А.В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Ярославской области от 29.07.2019, а также справками от 28.06.2019 Верхне-Волжского филиала Ярославского отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Таким образом, нуждаемость Куликовой Н.П., Куликовой А.В. в предоставлении жилого помещения не утрачена.

Суд также отмечает, что при снятии семьи Куликовой Н.П. с жилищного учета, ответчик, по существу, исходил из установленного ч.2 ст.51 ЖК РФ порядка определения обеспеченности жилым помещением, в соответствии с которым при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вместе с тем, как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР, так и Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утв. решением исполкома Ярославского облсовета НД и Президиума облсовпрофа ЯО от 27.02.1989 N 65, такого порядка не предусматривали (в том числе, при постановке на учет по основанию, указанному п.п. «а» п.9 Правил), как не содержали и такого понятия как член семьи собственника жилого помещения.

Законодательное изменение порядка определения обеспеченности жилым помещением в целях постановки на жилищный учет, по мнению суда, не должно влечь снятие с жилищного учета семьи истца, принятой до 1 марта 2005 года. Законность постановки семьи Куликовой Н.П. на учет представителем ответчика не оспаривалась.

Суд учитывает, что в настоящее время обеспеченность семьи Куликовой Н.П. общей площадью жилого помещения, исходя из состава семьи, который учитывался территориальной администрацией при вынесении оспариваемого распоряжения, составляет менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в размере 12 кв.м. При этом суд принимает во внимание, что техническим заключением ООО «АртГруппПроектПлюс» от 12.11.2019 по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес> подтверждается, что жилой дом по указанному адресу является непригодным для проживания и создает угрозу жизни и здоровью людей. Соответственно, при определении уровня обеспеченности семьи истца жилыми помещениями жилой дом по указанному адресу учету не подлежит.

При указанных обстоятельствах обжалуемое распоряжение главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля от 10.07.2019 №305 «О снятии Куликовой Н.П. (и членов ее семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» законным признать нельзя. Семья Куликовой Н.П. подлежит восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты снятия с указанного учета, то есть с 10.07.2019, с включением в единый список граждан за № 451.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Куликовой Наталии Петровны удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля от 10.07.2019 №305 «О снятии Куликовой Н.П. (и членов ее семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Восстановить семью Куликовой Наталии Петровны в составе двух человек (Куликова Наталия Петровна, Куликова Анастасия Васильевна) на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 10.07.2019, с включением в единый список граждан за № 451.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья     Е.М. Пестерева

2-2652/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Куликова Наталия Петровна
Другие
МКУ «Агентство по строительству г.Ярославля»
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля
Долганова С.Д.
Департамент строительства Ярославской области
Куликова Т.И.
Куликова А.В.
Куликова Н.П.
Куликова Анастасия Васильевна
Куликова Татьяна Ивановна
Долганова Светлана Дмитриевна
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
22.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2019Передача материалов судье
26.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2019Судебное заседание
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
15.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее