Решение по делу № 2а-513/2022 от 19.05.2022

Дело № 2а-513/2022

УИД 44RS0003-01-2022-000738-20                                                                   

                                                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2022 года                                                                                                     город Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре Лелиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Шарья Костромской области к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области - Карповой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа г.Шарья Костромской области действуя через своего представителя, обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области - Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от ДД.ММ. по исполнительному производству №000-ИП. В обоснование административного искового заявления указала, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 19.11.2021 года по делу №2-798/2021 удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию городского округа г.Шарья Костромской области обязанности предоставить Т.Ю.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа г.Шарья Костромской области.

Постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 08.04.2022г. на основании исполнительного листа №000 было возбуждено исполнительное производство №000-ИП. Указанным постановлением администрации установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от ДД.ММ. с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Ссылаясь на ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства. Указывают, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Администрация считает, что ею предпринимались все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.

В связи с тем, что бюджет на 2022 год городского округа город Шарья, утверждённый решением Думы городского округа город Шарья от 23.12.2021 года № 65-ДН, являлся дефицитным, а дополнительные денежные средства на обеспечение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей помимо предусмотренных областных субвенций на исполнение указанных государственных полномочий не содержало, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц осуществляется исключительно за счет направленных областью субвенций.

Администрацией принимаются меры по организации приобретения жилых помещений для исполнения решений судов. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья на официальном сайте государственных закупок в сети «Интернет» (zakupki.gov.ru) размещен план закупок на 2022 год, в соответствии с которым запланировано на 2022 год проведение аукционов в электронной форме на предмет приобретения жилых помещений для детей сирот, объем финансового обеспечения 162 101 615,00 рублей.

21 января 2022 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений между Администрацией городского округа г.Шарья и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области было заключено соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа г.Шарья Костромской области субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений №6. Таким образом субвенциями предусмотрено 5 207 600, 00 рублей.

На вышеперечисленные субвенции КУМИ администрации городского округа г.Шарья планируется заключить не менее 5 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 17.05.2022 год уже заключено 2 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос о предоставлении жилого помещения Т.Ю.Н. будет рассмотрен на ближайшей жилищной комиссии. Т.Ю.Н. будет обеспечен жилым помещением.

Помимо вышеперечисленного, администрация считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.

Администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась исходя из существа правоотношения.

Определением суда от 19 мая 2022 года в качестве административного соответчика по делу привлечено УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица - Т.Ю.Н. (л.д. 1).

Представитель административного истца Гасанов З.Ф. в судебном заседании не участвовал, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.22)

В судебное заседание административный ответчик судебный пристав - исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карпова О.А. надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.19), в судебное заседание не явилась, судебный пристав-исполнитель ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия (л.д.26).

Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.21).

Заинтересованное лицо Т.Ю.Н. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.20,31).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу частей 1 и 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 данного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 30 этого же Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства при последующих предъявлениях исполнительного документа (подпункт 2 части 14).

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

При рассмотрении дела установлено, что решением Шарьинского районного суда от 09.11.2021 года, вступившим в законную силу 09.02.2022 года на администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Т.Ю.Н., ДД.ММ. года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа _________ (л.д.7-8).

На основании исполнительного листа №2-798/2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. 08.04.2022г. было возбуждено исполнительное производство №000-ИП в отношении должника администрации городского округа г.Шарья Костромской области (л.д.12) которое получено должником - администрации городского округа г.Шарья 14.04.2022г. (вх.№2163/02-11).

В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение исполнено не было.

Постановлением СПИ МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от ДД.ММ. №000 с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д.12 оборот).

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 09.11.2021 года, вступившим в законную силу 09.02.2022 года на администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Т.Ю.Н., на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Распределение денежных средств, являющихся доходами бюджета, является компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы городского округа город Шарья.

Согласно Соглашения №000 от ДД.ММ. о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа г.Шарья Костромской области субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений заключенного между Администрацией городского округа г.Шарья Костромской области и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, предусмотрено выделение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 5207600 рублей в 2022 году, 5207600 руб. - в 2023 году, 5207600 руб. - в 2024 году (л.д.14-15).

Согласно дополнительного соглашения от 24 мая 2022 года к Соглашению №34730000-1-2022-003 от 21.01.2022 года выделение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 5207600 рублей в 2022 году уменьшено до 3 078 700 рублей (л.д.24).

Председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в котором предусмотрено приобретение жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории городского округа город Шарья Костромской области (л.д. 13-13 оборот).

Согласно информации предоставленной администрацией городского округа город Шарья на дату обращения в суд не исполнено 81 решение Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений лицам из числа обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа (л.д. 10-11).

Согласно информации предоставленной администрацией городского округа город Шарья на дату обращения в суд, обеспечено жилыми помещениями 10 человек лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11 оборот).

В подтверждение отсутствия вины администрации городского округа г. Шарья в неисполнении решения суда, представлены справка Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области от 15.06.2022г. согласно которой в настоящее время в муниципальном специализированном жилищном фонде администрации городского округа город Шарья Костромской области отсутствуют свободные жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23).

По мнению суда, администрацией городского округа город Шарья представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер с учетом отсутствия необходимых денежных средств для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.

При данных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Администрации городского округа город Шарья Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа город Шарья Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от ДД.ММ. №000 в рамках исполнительного производства №000-ИП.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                        Карпова С.В.      

2а-513/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа г. Шарья Костромской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карпова О.А.
Другие
Туманов Юрий Николаевич
УФССП по Костромской области
Шарьинский межрайонный прокурор в интересах Туманова Ю.Н.
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Карпова С.В.
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация административного искового заявления
19.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее