Дело № 2а-1360/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Белозеровой О.Л.,
с участием административного истца - помощника прокурора Вертинской Г.В.,
административного ответчика Шафигуллина Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 29 октября 2018 года дело по административному иску прокурора города Инты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Шафигуллину Р. Ф. о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Шафигуллину Р.Ф. о прекращении права управления транспортным средством в связи с ухудшением здоровья, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами, путем изъятия водительского удостоверения <....> от 29.04.2013. В обоснование административного заявления прокурор указал, что Шафигуллин Р.Ф. имеет водительское удостоверение <....> от 29.04.2013, согласно справке ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" имеет противопоказания к управлению транспортным средством, поскольку в соответствии с <....> №__ взят на "<....> Имеющееся у Шафигуллина Р.Ф. заболевание является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица, поскольку данное создание реальной угрозы безопасности дорожного движения лицом, имеющим право управления транспортным средством при наличии противопоказаний к занятию указанной деятельностью, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб и иной вред.
Административный истец - помощник прокурора Вертинская Г.В., в судебном заседании поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Шафигуллин Р.Ф. в судебном заседании исковые требования признал.
Заинтересованное лицо - ОМВД России по г. Инте, о времени и месте рассмотрения дела извещено, в суд своего представителя не направило.
Извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела в качестве специалиста <....> ФИО1 в судебное заседание не явился.
Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Федеральный закон от 10.12.1995) основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Статьей 6 Федерального закона от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание" определено, что гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний. Решение комиссии может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 "О реализации закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, где общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В таблице проводимых работ, видов профессиональной деятельности, категорий должностей и дополнительных медицинских психиатрических противопоказаний указаны водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта, в том числе: мотоциклов, мотороллеров, мотонарт всех типов и марок (категория А) мини - тракторов и мотоблоков (прошедших регистрацию в ГИБДД), автомобилей с ручным управлением для инвалидов всех категорий (инвалидов ВОВ и других инвалидов из числа военнослужащих, инвалидов труда и инвалидов с детства); мопедов всех типов и марок (категория А); водителей автомобилей, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число мест, помимо сиденья водителя – 8 (категория В), с правом работы по найму, тракторов и других самоходных машин, а также автомобилей предназначенных для перевозки грузов, полная масса которых превышает 3500 кг (категория С). В качестве противопоказаний к данному виду деятельности указаны алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств). Вопрос о допуске решается индивидуально при предоставлении положительной характеристики-ходатайства по месту работы и информации по месту жительства из органов внутренних дел).
В соответствии с требованиями вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 допуск больных алкоголизмом к управлению транспортными средствами возможен только при стойкой ремиссии после прохождения специального лечения при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств.
Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинским потреблении наркотических и других одурманивающих средств. В соответствии с разделом 1 указанной Инструкции лица, которым установлены диагнозы хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях. Разделом 2 указанной Инструкции предусмотрено, что в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями 5 лет. Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим отделением территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение другого наркологического учреждения, осуждение с лишением свободы на срок свыше года, направление в лечебно-трудовой профилакторий, в связи со смертью. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной. В соответствии с разделом 3 указанной Инструкции осмотры наркологических больных необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения. Больные хроническим алкоголизмом, обратившиеся за медицинской помощью впервые (вновь взятые на диспансерный учет) (больные 1 группы) должны проходить осмотры один раз в месяц. При наличии у них ремиссии с момента выписки более 1 года больные переводятся во 2 группу (больные с ремиссией от 1 года до 2 лет), для них установлена частота осмотров один раз в два месяца. Для больных с ремиссией свыше 2 лет (3 группа) частота осмотров установлена 1 раз в 3 месяца.
Согласно медицинской документации административного ответчика из <....> Шафигуллин Р.Ф. состоит на <....>
Согласно заключению <....> от 25.07.2018 №__ Шафигуллин Р.Ф. 25.07.2018 взят на <....>. Имеется запись о том, что административный ответчик направлен на лечение <....>. В период с 02.07.2018 по 06.07.2018 административный ответчик находился на стационарном лечении в <....> Выписан по окончанию курса <....>, переведен на ОДС. При постановке на диспансерное наблюдение административному ответчику под роспись были разъяснены последствия постановки на диспансерный учет, в том числе запрет на управление транспортными средствами, а также правила диспансерного учета.
Согласно информации ОМВД России по городу Инте, Шафигуллин Р.Ф. имеет водительское удостоверение <....> от 29.04.2013.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования вышеуказанного закона "О безопасности дорожного движения" и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании исследованных доказательств по делу суд приходит к выводу, что управление административным ответчиком транспортными средствами, являющимися по смыслу ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации источниками повышенной опасности, с учетом установленного диагноза <....> будет создавать реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и самого административного ответчика.
Шафигуллин Р.Ф. состоит на диспансерном наблюдении в связи с наличием <....> Срок диспансерного наблюдения по заболеванию <....> только при условии периодического посещения врача, то есть при наличии объективных данных о <....> может идти речь о стойкой ремиссии.
Государственная пошлина в размере 300 руб., от которой прокурор при подаче иска освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика на основании ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к Шафигуллину Р. Ф. о прекращении права управления транспортным средством удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортными средствами Шафигуллина Р. Ф., __.__.__ года рождения, имеющего водительское удостоверение, дающее право управлять транспортными средствами категории <....>, выданное 29.04.2013, путем изъятия водительского удостоверения.
Взыскать с Шафигуллина Р. Ф. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.11.2018.
Судья И.М. Румянцева
<....>
<....>
<....>