Дело № 2а-213/2020
УИД:05RS0020-01-2020-001603-86
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 июля 2019 года с. ЮбилейноеКизлярского района РД
Кизлярскийрайонный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., при секретаре Волкодав И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО СП «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД о признании незаконным бездействия администрации СП «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД, выразившиеся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель, и об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления путем проведения работ по очистке территории от отходов производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к МО СП «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД о признании бездействия незаконным, понуждения к совершению действий.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ № в марте 2020 года с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по <адрес> и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на административной территории муниципального образования сельского поселения «сельсовет Болыпеарешевский».
В ходе проверки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:02:000080:476, расположенном на расстоянии I км от населенного пункта сельского поселения «сельсовет Большеарешевский», правообладателем которого, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, а также Реестра муниципального имущества администрации сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» размещенного на сайте администрации <адрес> (http;//www.kizlyar- HYPERLINK "http://rayon.ru/" rayon.ru/), является упомянутая администрация, выявлен факт образования несанкционированной свалки отходов производства и потребления на площади 3 га.
Согласно справке госинпектора Управления Россельхознадзора по РД ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ образованием несанкционированной свалки на указанном земельном участке нарушены требования ст.ст. 12, 13, 42 и 79 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которым целями охраны земель органами местного самоуправления являются предотвращение и ликвидация загрязнения отходами производства и потребления, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, соблюдения экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от разного рода негативного воздействия.
Кроме того, согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования составленого специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка на вышеуказанном земельном участке образовалась в результате бездействия администрации сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, чем нарушены требования ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 0.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, а также нарушены требования СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ) определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ запрещается размещение отходов в границах населенных пунктов (пункт 5); на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7); запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (пункт 10).
Согласно пункту 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) « Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») обязывает органы местного самоуправления в участии в деятельности по охране окружающей среды.
Частью 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за своевременное транспортирование бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы (пункт 15.1); бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат сбору и транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами пообращению с ТКО. Расходы по вывозу бесхозяйных отходов с территории общего пользования несут органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (пункт 15.2); лицо, разместившее отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил настоящего Порядка (в случае если невозможно установить такое лицо, - собственник земельного участка, на котором размещены отходы), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором на оказание услуг по обращению с отходами (пункт 16.2).
Для решения указанных вопросов органы местного самоуправления сельского поселения в соответствии с пунктами 1,2,3 части 1 и частью 3 статьи 4, пунктами 3 и 6.1 части 1 и частью 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ обладают соответствующими полномочиями: составление и бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждения отчета об исполнении бюджетапоселения; установление, изменение отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок в, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, и другими.
В соответствии со статьями 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательства не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями на данный конкретный момент.
С учетом предоставленных законом органам местного самоуправления полномочий у администрации сельского поселения имеется реальная возможность для решения указанных вопросов местного значения.
Бездействием АСП «сельсовет Болышеарешевский» в сфере с отходами на территории сельского поселения - невыполнением приведенных требований закона, целью которых является исключение негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, :я предусмотренные статьями 37, 41 и 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от L03.1999 № 52-ФЗ права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; на защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем, так как возникла потенциальная угроза не соблюдения нормативов качества окружающей среды, тем самым обеспечения благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются, гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с стоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются посредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поэтому Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель категории сельскохозяйственного назначения, расположенных на части земельного участка муниципальной собственности сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД с кадастровым номером 05:02:000080:476.
Также он просит обязать администрацию сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> Республики Дагестан ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, и принять меры по недопущению повторных нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на указанном земельном участке.
Представитель административного истца помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 поддержал в суде исковые требования и просил удовлетворить их по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика - муниципального образования сельского поселения "сельсовет Большеарешевский " ФИО6 в суде признал исковые требования обоснованными и заявил, что он примет все меры по устранению нарушений и ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления. Несанкционированная мусоросвалка располагалась там еще до его избрания на должность главы МО «сельсовет Большеарешевский». После прокурорской проверки им принимаются конкретные меры по переносу мусоросвалки в другую местность, которая соответствует этим целям.
Доводы искового заявления прокурора нашли свое подтверждение в ходе разбирательства дела.
Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительного рынка.
Такие же полномочия имеет и прокурор при проверке исполнения законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии со ст. 12, ч. 3 ст. 36, ч. 1 ст. 130 и ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, условия и порядок пользования землей собственником определяются на основе федерального закона, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ) определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ запрещается размещение отходов в границах населенных пунктов (пункт 5); на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7); запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (пункт 10).
Согласно пункту 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) « Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») обязывает органы местного самоуправления в участии в деятельности по охране окружающей среды.
Частью 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за своевременное транспортирование бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы (пункт 15.1); бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат сбору и транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами по обращению с ТКО. Расходы по вывозу бесхозяйных отходов с территории общего пользования несут органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (пункт 15.2); лицо, разместившее отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил настоящего Порядка (в случае если невозможно установить такое лицо, - собственник земельного участка, на котором размещены отходы), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором на оказание услуг по обращению с отходами (пункт 16.2).
Судом установлено, что Муниципальное образование сельского поселения «сельсовет Большеарешевский", является муниципальным казенным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета МР «<адрес>» РД.
В преамбуле к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» отмечено, что этот Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» усматривается, что указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Преамбула); санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при не котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); граждане имеют право на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8).
Из вышеперечисленных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе и законодательства о эпидемиологическом благополучии населения, создается угроза окружающей среде и здоровью человека.
Таким образом, бездействием СП «сельсовет Болышеарешевский» в сфере с отходами на территории сельского поселения - невыполнением приведенных требований закона, целью которых является исключение негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, :я предусмотренные статьями 37, 41 и 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от L03.1999 № 52-ФЗ права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; на защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем, так как возникла потенциальная угроза не соблюдения нормативов качества окружающей среды, тем самым обеспечения благоприятной окружающей среды.
Представитель административного ответчика ФИО6 полностью признал эти требования обоснованными и заверил суд принять меры по их устранению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора и удовлетворяет их в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО СП «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель категории сельскохозяйственного назначения, расположенных на части земельного участка муниципальной собственности сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД с кадастровым номером 05:02:000080:476.
Обязать администрацию сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> Республики Дагестан ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на части земельного участка муниципальной собственности СП «сельсовет Большеарешевский» <адрес> РД на земельном участке РД с кадастровым номером 05:02:000080:476, площадью 3га, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления.
Обязать администрацию сельского поселения «сельсовет Большеарешевский» <адрес> Республики Дагестан принять меры по недопущению повторных нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на указанном земельном участке.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Абдуллаев.