Дело №2-54/2024
УИД:23RS0028-01-2023-001198-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Лабинск 15 января 2024 г.
Лабинский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Лебенко Н.М.,
при секретаре Костомаровой Н.Н.,
с участием:
представителя истца – начальника отдела государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и профилактики правонарушений в области ветеринарии «Лабинский» департамента ветеринарии Краснодарского края Гуковой С.В., действующей на основании доверенности от 29.12.2023 года.
ответчика Константинова Н.Н.,
представителя третьего лица – заместителя начальника ГБУ «Ветуправления города Лабинска» Поляковой И.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2024 года,
представителя третьего лица – специалиста администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района Азаренковой О.Н. действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента ветеринарии Краснодарского края к Константинову Николаю Николаевичу о признании незаконным бездействия, связанного с содержанием свиней,
УСТАНОВИЛ:
Департамент ветеринарии Краснодарского края обратился в суд с иском к Константинову Н.Н. о признании незаконным бездействия, связанного с содержанием свиней.
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно поступившей из ГБУ «Ветуправление города Лабинска» информации от 16.11.2023 года <Номер> ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление города Лабинска»), 16.11.2023 года был проведен ветеринарно-санитарный мониторинг личного подсобного хозяйства физического лица Константинова Н.Н. по адресу: <Адрес>
В ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга данного хозяйства установлено, что в хозяйстве содержалось 4 головы свиней. Были выявлены нарушения следующих обязательных требований в области ветеринарии:
- отсутствие идентификационных номеров у 3-х голов свиней, что является нарушением п.18 Правил №621;
- при посещении свиноводческого помещения и обслуживания свиней не используется чистые продезинфицированные рабочие одежда и обувь, осуществляется выход в рабочей одежде и обуви за пределы территории хозяйства, а так же вынос их за пределы территории хозяйства, что является нарушением п.14 Правил № 621;
- ограждение территории личного подсобного хозяйства не исключает возможности проникновения диких животных, включая животных без владельцев, что является нарушением п.4 Правил №621;
- стены свиноводческого помещения в хозяйстве не устойчивы к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, что является нарушением п.9 Правил №621;
- навоз своевременно не убирается и складируется на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства не должным образом, что является нарушением п.10 Правил №621;
- так как животные в количестве 3-х голов не имеют идентификационных номеров, не исключена возможность ввоза без ветеринарно-сопроводительных документов, что является нарушением п.п.17, 19 Правил №621.
Нарушение Ветеринарных правил ответчиком, систематическое невыполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
Содержание ответчиком свинопоголовья с нарушениями обязательных требований в области ветеринарии подвергает риску заноса в свиноводческое хозяйство вируса АЧС, что может привести к возникновению очага вышеуказанного заболевания на территории Лабинского района, значительным затратам бюджетных средств при ликвидации очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным бездействие Константинова Н.Н., занятого содержанием и разведением свиней по адресу: <Адрес> обязать Константинова Н.Н., занятого содержанием и разведением свиней по адресу: <Адрес> выполнить требования п.4, п.9, п.10, п.14, п.17, п.18, п.19 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 года №621:
- обеспечить ограждение территории личного подсобного хозяйства способом, ограничивающим доступ животных, включая животных без владельцев;
- стены свиноводческого помещения в хозяйстве должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности;
- навоз убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства;
- при посещении свиноводческого помещения и обслуживании свиней использовать чистые продезинфицированные рабочие одежда и обувь, не выходить в рабочей одежде и обуви за пределы территории хозяйства, а так же выносить их за пределы территории хозяйства;
- обеспечить идентификацию всего поголовья свиней, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии; запретить Константинову Н.Н. содержание свиней по адресу: <Адрес> до создания условий для их содержания.
Представитель истца Гукова С.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Константинов Н.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц Полякова И.В. и Азаренкова О.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования департамента ветеринарии Краснодарского края.
Выслушав пояснения сторон, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 года №4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно ст.2 Закона, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 года №621 устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, а также содержащими более 1000 голов свиней.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.8 Закона Краснодарского края от 08.06.2020 года №4300-K3 «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края» в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарносанитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Из материалов дела следует, что согласно поступившей из ГБУ «Ветуправление города Лабинска» информации от 16.11.2023 года <Номер>, ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление города Лабинска») 16.11.2023 года был проведен ветеринарно-санитарный мониторинг личного подсобного хозяйства физического лица Константинова Н.Н. по адресу: <Адрес>
В ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга установлено, что в хозяйстве содержалось 4 головы свиней. Были выявлены нарушения следующих обязательных требований в области ветеринарии:
- отсутствие идентификационных номеров у 3-х голов свиней, что является нарушением п.18 Правил №621;
- при посещении свиноводческого помещения и обслуживания свиней не используется чистые продезинфицированные рабочие одежда и обувь, осуществляется выход в рабочей одежде и обуви за пределы территории хозяйства, а так же вынос их за пределы территории хозяйства, что является нарушением п.14 Правил № 621;
- ограждение территории личного подсобного хозяйства не исключает возможности проникновения диких животных, включая животных без владельцев, что является нарушением п.4 Правил №621;
- стены свиноводческого помещения в хозяйстве не устойчивы к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, что является нарушением п.9 Правил №621;
- навоз своевременно не убирается и складируется на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства не должным образом, что является нарушением п.10 Правил №621;
- так как животные в количестве 3-х голов не имеют идентификационных номеров, не исключена возможность ввоза без ветеринарно-сопроводительных документов, что является нарушением п.п.17, 19 Правил №621.
Руководствуясь ч.2 ст.60 Федерального закона от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п.22 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года № 097 «О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)» Константинову Н.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <Номер> от 21.11.2023 года и предложено:
1. В соответствии с требованиями п.4 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»
территория хозяйства должна быть огорожена способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельца и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов).
2. В соответствии с требованиями п.9 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» стены, перегородки, покрытия свиноводческих помещений в хозяйствах должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, не должны выделять веществ, способных нанести вред здоровью свиней.
3. В соответствии с требованиями п.10 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» навоз необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.
4. В соответствии с требованиями п.4 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» при посещении свиноводческих помещений и обслуживании свиней должны использоваться чистые продезинфицированные рабочие одежда и обувь. Запрещается выходить в рабочих одежде и обуви за пределы территории хозяйства, а также выносить их за пределы территории хозяйства.
5. В соответствии с требованиями п.4 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» для комплектования хозяйств допускаются клинически здоровые свиньи собственного воспроизводства, а также свиньи, поступившие из других хозяйств и предприятий, при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных (далее - заразные болезни);
6. В соответствии с требованиями п.18 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии;
7. В соответствии с требованиями п.19 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» свиньи, завозимые в хозяйство или вывозимые из него (кроме убойных животных и свиней, перемещаемых по территории одного субъекта Российской Федерации в пределах единственной группы компаний (холдинга), подлежат обособленному от других групп свиней, содержащихся в хозяйстве, содержанию (далее - карантинирование) в соответствии с условиями, запретами, ограничениями в связи со статусом региона происхождения (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 года №635 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2016 года, регистрационный <Номер>). При карантинировании проводятся клинический осмотр животных, диагностические исследования и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации на текущий календарный год.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 31.07.2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.
Таким образом, нарушение Ветеринарных правил ответчиком, систематическое невыполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, содержание Константиновым Н.Н. свинопоголовья с нарушениями обязательных требований в области ветеринарии подвергает риску заноса в свиноводческое хозяйство вируса АЧС, что может привести к возникновению очага вышеуказанного заболевания на территории Лабинского района, значительным затратам бюджетных средств при ликвидации очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
Суд учитывает, что 09.01.2024 г. ГБУ «Ветуправление г. Лабинска» провело ветеринарно-санитарный мониторинг ЛПХ Константинова Н.Н. по адресу: <Адрес> и было установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. На данный момент в хозяйстве содержится 4 головы свиней.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования департамента ветеринарии Краснодарского края к Константинову Н.Н. о признании незаконным бездействия, связанного с содержанием свиней подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования департамента ветеринарии Краснодарского края (<данные изъяты>) к Константинову Николаю Николаевичу (<данные изъяты>) о признании незаконным бездействия, связанного с содержанием свиней удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Константинова Николая Николаевича, занятого содержанием и разведением свиней по адресу: <Адрес>
Обязать Константинова Николая Николаевича, занятого содержанием и разведением свиней по адресу: <Адрес> выполнить требования п.4, п.9, п.10, п.14, п.17, п.18, п.19 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 года №621.
Запретить Константинову Николаю Николаевичу содержание свиней по адресу<Адрес> до создания условий для их содержания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2024 г.
Судья: