Дело 2а-16/2022
25RS0030-01-2021-001499-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
судьи Синенко И.С.,
при секретаре Халецкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края к депутату думы Хасанского муниципального района Приморского края Суворову Сергею Николаевичу о досрочном прекращении полномочий депутата,
у с т а н о в и л :
Губернатор Приморского края обратился с административным исковым заявлением к депутату думы Хасанского муниципального района Приморского края Суворову С.Н. о досрочном прекращении полномочий. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно решению территориальной избирательной комиссии Хасанского района от 21.09.2018 года № «О регистрации депутатов Думы Хасанского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № 3» Суворов С.Н. зарегистрирован избранным депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному округу № 3. На основании поступившей в Администрацию Приморского края информации прокуратуры Приморского края от 30.09.2019 №дсп, докладной записки департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, согласно приказу Губернатора Приморского края от 20.05.2020 № 43-мк, от 07.07.2021 № 101-мк департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края Суворовым С.Н. Согласно информации прокуратуры Приморского края, а также в результате сравнительного анализа сведений, отраженных Суворовым С.Н. в справках о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, ответчик за отчетный период 2018 года не отразил сведения о наличии в ПАО «Сбербанк России счетов открытых 18.04.2018, 03.05.2018, 22.02.2018, 20.04.2018 (два счета), 29.09.2018, 12.11.2018. Также в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2019 и 2020 года Суворов С.Н. не отразил: за отчетный период 2019 года сведения о доходах от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 262 759,23 руб., транспортное средство 2016 года выпуска гос. номер №, сведения о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 20.02.2019, 18.02.2019, 29.09.2018, 12.02.2019, 04.03.2019; за отчетный период 2020 года сведений о доходе от предпринимательской деятельности в размере 361 368,00 руб. вместо 361 359,00 руб., доход от АО «Сбер Управление Активами» 7730 в размере 3 789 934,20 руб., недостоверно отражен доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 160 322,90 руб. вместо 665 641,81 руб. (общий доход занижен на 4 295 244,11 руб.), транспортное средство 2016 года выпуска гос. номер №.
Просит прекратить досрочно полномочия депутата Думы Хасанского муниципального района Приморского края Суворова С.Н. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представители административного истца, действующие на основании доверенности, административное исковое требование поддержали по основаниям указанным в нем, на требованиях настаивают в полном объеме.
Административный ответчик Суворов С.Н. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлен, возражения на иск не представил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Думы Хасанского муниципального района Приморского края о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Принимая во внимание, что судом предприняты достаточные меры по надлежащему извещению участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей административного истца, исследовав материалы дел, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего государственные гарантии его осуществления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу п. 7.1 ст. 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 данной статьи несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо государственной власти субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, предоставляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругом (супругой) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 01 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Из представленных материалов следует, что решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района от 22 от 21.09.2018 года № 1197/272 «О регистрации депутатов Думы Хасанского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № 3» Суворов С.Н. зарегистрирован избранным депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному округу № 3.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ административный ответчик, как депутат представительного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальные должности.
На основании информации прокуратуры Приморского края от 30.09.2019 №дсп, докладной записки департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, согласно приказу Губернатора Приморского края от 20.05.2020 №-мк, от 07.07.2021 №-мк департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края Суворовым С.Н.
20.05.2020 №, 07.07.2021 №ПД департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края направлено Суворову С.Н. уведомление о начале проведения в отношении него проверки по соблюдению ограничений, запретов, исполнению обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» за отчетные периоды 2018,2019, 2020 года.
Указанные уведомления получены адресатом согласно уведомлению о вручении ФГУП «Почта России» 26.05.2020, 14.07.2021 года.
Из имеющихся в материалах пояснений Суворова С.Н. следует, что на момент получения выписки из банка в ней были указаны счета, которые были открыты в 2017 году, также им направлены запросы в ПАО «Сбербанк России» о наличии открытых на его имя счетов.
В ходе проведенных проверок установлено, что Суворовым С.Н. в справках о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2018 года не отражены сведения о наличии в ПАО «Сбербанк России счетов открытых 18.04.2018, 03.05.2018, 22.02.2018, 20.04.2018 (два счета), 29.09.2018, 12.11.2018, не указаны сведения о доходе в размере 119 255,24 руб. полученном им в 2018 году в виде перечисленных процентов по вкладам, что подтверждается сведениями и выписками предоставленными ПАО «Сбербанк России» и не вызывает сомнения у суда.
Также проверкой установлено, что в справках о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2019 и 2020 года Суворов С.Н. не отразил: за отчетный период 2019 года сведения о доходах от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 262 759,23 руб., сведения о транспортном средстве 2016 года выпуска гос. номер АК 414225, сведения о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 20.02.2019 (остаток - 2 100 000,00 руб.), 18.02.2019 (остаток - 1 050 000,00 руб.), 12.02.2019 (остаток - 1 400 000,00 руб.), 04.03.2019 (остаток - 245 000,00 руб.), по которым осуществлялось движение денежных средств, а также сведения о счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 29.09.2018 (остаток - 1 000 000,00 руб.), движение денежных средств по которому не осуществлялось. За отчетный период 2020 года недостоверно отражены сведения о доходе от предпринимательской деятельности в размере 361 368,00 руб. вместо 361 359,00 руб., не отражен доход от АО «Сбер Управление Активами» 7730 в размере 3 789 934,20 руб., недостоверно отражен доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере 160 322,90 руб. вместо 665 641,81 руб. (общий доход занижен на 4 295 244,11 руб.), не отражено транспортное средство 2016 года выпуска гос. номер №, что подтверждается ответом на запрос от 19.07.2021 №, а также сведениями и выписками предоставленными ПАО «Сбербанк России» и не вызывает сомнения у суда.
Представление неполных сведений о своих доходах, полученных в 2018, 2019, 2020 году, а также недостоверных сведений об остатках денежных средств на счете в ПАО «Сбербанк России», имеющегося транспортного средства депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, не предоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
В судебное заседание ответчиком не представлено доказательств того, что обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019, 2020 год исполнена им надлежащим образом.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П и в Определении от 26 января 2017 года N 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Учитывая характер допущенных депутатом представительного органа местного самоуправления нарушений требований действующего законодательства о противодействии коррупции, суд считает их достаточными для применения такой меры ответственности как досрочное прекращение депутатских полномочий.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края Суворовым С.Н. обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, им не предоставлены достоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019, 2020 года в срок, указанный в законе, имеются правовые основания для удовлетворения административного иска Губернатора Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.02.2022