Дело № 2-382/2023
УИД: 58RS0034-01-2023-000527-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Шемышейка Пензенской области 27.12.2023
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бибичева А.В.,
при секретаре Качкуркиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах К.В.П. к Министерству здравоохранения Пензенской области о понуждении обеспечить тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» о понуждении своевременной выписки рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью,
установил:
05.12.2023 прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности организовать обеспечение К.В.П. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью и к ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» о возложении обязанности производить выписку К.В.П. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью. В обоснование иска указано, что прокуратурой Шемышейского района Пензенской области была проведена проверка исполнения ГБУЗ «Шемышейская УБ» законодательства об охране здоровья граждан, в том числе при обеспечении бесплатными медицинскими изделиями, в ходе которой установлено, что К.В.П. состоит на учете в ГБУЗ «Шемышейская УБ» с диагнозом «сахарный диабет», которой рекомендовано проведение самоконтроля гликемии. В силу действующего законодательства, с учётом имеющегося заболевания, К.В.П. является фактическим получателем бесплатных медицинских изделий и препаратов. Однако, как показала проверка, рецепты на получение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови К.В.П. ГБУЗ «Шемышейская УБ» не выписывались, чем допущены нарушения прав К.В.П. на обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови с учётом того, что её заболевание в виде сахарного диабета относится к перечню социально значимых заболеваний и определение содержания глюкозы в крови ей жизненно необходимо. При этом Министерство здравоохранения Пензенской области в полном объеме не обеспечило удовлетворение фактической потребности медицинской организации в тест-полосках, что привело к нарушению права К.В.П. на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Шемышейского района Присяжная Т.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Истец К.В.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей либо об отложении рассмотрения дела суду не представила, позицию по делу не сообщила.
Ответчик ГБУЗ «Шемышейская УБ», извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. В письменном сообщении указал, что К.В.П. до настоящего время тест-полосками не обеспечена.
Ответчик Министерство здравоохранения Пензенской области, третье лицо Министерство финансов Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей либо об отложении рассмотрения дела суду не представили, позицию по делу не сообщили.
Суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав объяснение помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В п.п. 1, 2, 4, 5-7 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
По смыслу пунктов 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе инвалиды, дети-инвалиды.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17. 07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление от 30.07.1994 № 890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения назначаются бесплатно. В указанный перечень входит заболевание диабет.
При этом средства диагностики, к которым относятся тест-полоски к глюкометру, отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда отнесены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
Пункт 1.5.2 постановления Правительства Пензенской области от 02.10.2013 № 743-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области» содержит приложение № 10 «Перечень основных мероприятий, мероприятий государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области», в который включено мероприятие «обеспечение современными диагностическими системами больных сахарным диабетом», реализуемое Министерством здравоохранения Пензенской области, предусматривающее обеспечение диагностическими системами (тест-полоски).
Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области, в силу п. 1.1 которого названное Министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.
Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Пензенской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области в сфере охраны здоровья, а также настоящего Положения (п. 1.4). Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как организация предоставления мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и организация обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (п. 2.1.12.23 Положения).
Согласно п. 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов», при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учётом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, К.В.П. установлен диагноз сахарный диабет.
В связи с установленным диагнозом К.В.П. рекомендовано, помимо прочего, проведения самоконтроля сахара в крови.
В силу действующего законодательства, с учётом заболевания К.В.П. в виде сахарного диабета, она является фактическим получателем бесплатных медицинских изделий и препаратов. Ответчиками указанное обстоятельство не оспаривается. Однако ответчик ГБУЗ «Шемышейская УБ» в период с 01.01.2023 по 01.12.2023 рецепты на получение бесплатно тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови не выписывал, в результате чего план лечения К.В.П. был нарушен. В связи с нарушением ответчиками её прав К.В.П. обратилась с заявлением в прокуратуру Шемышейского района Пензенской области. Обстоятельства не выдачи К.В.П. в указанный период рецептов на получение тест-полосок для глюкометра, подтверждается объяснением врача эндокринолога ГБУЗ «Шемышейская УБ» К.О.М. из которого следует, что нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в том числе, при обеспечении бесплатными медицинскими изделиями больных сахарным диабетом в полном объеме не устранены. Полностью обеспечиваются диагностическими изделиями дети, лица после ампутации верхних и нижних конечностей, лица с отсутствием зрения. Иные категории граждан обеспечиваются по остаточному принципу. По состоянию на 01.12.2023 ввиду недостаточности финансирования К.В.П. остается необеспеченной тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови.
При таких обстоятельствах ответчиком ГБУЗ «Шемышейская УБ» допущены нарушения прав истца на обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови с учётом того, что её заболевание в виде сахарного диабета относится к перечню социально значимых заболеваний и определение содержания глюкозы в крови ей жизненно необходимо.
Реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Пензенской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Пензенской области.
В данном случае ответчиком Министерством здравоохранения Пензенской области не обеспечено в полном объёме удовлетворение фактической потребности медицинской организации в тест-полосках, что нарушает права истца на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах имеются правовые основания для обеспечения К.В.П. указанными медицинскими изделиями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Пензенской области, а также для возложения на ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» обязанности выписать ей рецепты на бесплатное получение медицинских изделий в виде тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью, а на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанности организовать обеспечение К.В.П. указанными медицинскими изделиями в необходимом количестве, с учётом чего исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах К.В.П. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области (ИНН 5836012921) обеспечивать К.В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку с. Армиево Шемышейского района Пензенской области тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
Обязать ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» (ИНН 5833000149) производить своевременную выписку К.В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке с. Армиево Шемышейского района Пензенской области рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
Решение может быть обжаловано сторонами, иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Шемышейский районный суд Пензенской области.
Судья: А.В. Бибичев