Решение по делу № 2-382/2023 от 05.12.2023

    Дело № 2-382/2023

    УИД: 58RS0034-01-2023-000527-34

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    р.п. Шемышейка     Пензенской области                              27.12.2023

    Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бибичева А.В.,

    при секретаре Качкуркиной Е.А.,

    с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжной Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах К.В.П. к Министерству здравоохранения Пензенской области о понуждении обеспечить тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» о понуждении своевременной выписки рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью,

    установил:

    05.12.2023 прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности организовать обеспечение К.В.П. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью и к ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» о возложении обязанности производить выписку К.В.П. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью. В обоснование иска указано, что прокуратурой Шемышейского района Пензенской области была проведена проверка исполнения ГБУЗ «Шемышейская УБ» законодательства об охране здоровья граждан, в том числе при обеспечении бесплатными медицинскими изделиями, в ходе которой установлено, что К.В.П. состоит на учете в ГБУЗ «Шемышейская УБ» с диагнозом «сахарный диабет», которой рекомендовано проведение самоконтроля гликемии. В силу действующего законодательства, с учётом имеющегося заболевания, К.В.П. является фактическим получателем бесплатных медицинских изделий и препаратов. Однако, как показала проверка, рецепты на получение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови К.В.П. ГБУЗ «Шемышейская УБ» не выписывались, чем допущены нарушения прав К.В.П. на обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови с учётом того, что её заболевание в виде сахарного диабета относится к перечню социально значимых заболеваний и определение содержания глюкозы в крови ей жизненно необходимо. При этом Министерство здравоохранения Пензенской области в полном объеме не обеспечило удовлетворение фактической потребности медицинской организации в тест-полосках, что привело к нарушению права К.В.П. на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

    В судебном заседании помощник прокурора Шемышейского района Присяжная Т.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

    Истец К.В.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей либо об отложении рассмотрения дела суду не представила, позицию по делу не сообщила.

    Ответчик ГБУЗ «Шемышейская УБ», извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. В письменном сообщении указал, что К.В.П. до настоящего время тест-полосками не обеспечена.

    Ответчик Министерство здравоохранения Пензенской области, третье лицо Министерство финансов Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей либо об отложении рассмотрения дела суду не представили, позицию по делу не сообщили.

    Суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

    Заслушав объяснение помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Частью 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

    Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

    Охрана здоровья граждан в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

    В п.п. 1, 2, 4, 5-7 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

    В соответствии с п.п. 4, 5 ст.10 Федерального закона от 21.11.2011      № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

    Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

    Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

    По смыслу пунктов 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

    В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе инвалиды, дети-инвалиды.

    В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17. 07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    В силу ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

    Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление от 30.07.1994 № 890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения назначаются бесплатно. В указанный перечень входит заболевание диабет.

    При этом средства диагностики, к которым относятся тест-полоски к глюкометру, отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

    Согласно п. 4 Постановления Правительства от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда отнесены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

    В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004      № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.

    Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

    Пункт 1.5.2 постановления Правительства Пензенской области от 02.10.2013 № 743-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области» содержит приложение № 10 «Перечень основных мероприятий, мероприятий государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области», в который включено мероприятие «обеспечение современными диагностическими системами больных сахарным диабетом», реализуемое Министерством здравоохранения Пензенской области, предусматривающее обеспечение диагностическими системами (тест-полоски).

    Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013      № 30-пП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области, в силу п. 1.1 которого названное Министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

    Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Пензенской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области в сфере охраны здоровья, а также настоящего Положения (п. 1.4). Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как организация предоставления мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и организация обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (п. 2.1.12.23 Положения).

    Согласно п. 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов», при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учётом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, К.В.П. установлен диагноз сахарный диабет.

    В связи с установленным диагнозом К.В.П. рекомендовано, помимо прочего, проведения самоконтроля сахара в крови.

    В силу действующего законодательства, с учётом заболевания К.В.П. в виде сахарного диабета, она является фактическим получателем бесплатных медицинских изделий и препаратов. Ответчиками указанное обстоятельство не оспаривается. Однако ответчик ГБУЗ «Шемышейская УБ» в период с 01.01.2023 по 01.12.2023 рецепты на получение бесплатно тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови не выписывал, в результате чего план лечения К.В.П. был нарушен. В связи с нарушением ответчиками её прав К.В.П. обратилась с заявлением в прокуратуру Шемышейского района Пензенской области. Обстоятельства не выдачи К.В.П. в указанный период рецептов на получение тест-полосок для глюкометра, подтверждается объяснением врача эндокринолога ГБУЗ «Шемышейская УБ» К.О.М. из которого следует, что нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в том числе, при обеспечении бесплатными медицинскими изделиями больных сахарным диабетом в полном объеме не устранены. Полностью обеспечиваются диагностическими изделиями дети, лица после ампутации верхних и нижних конечностей, лица с отсутствием зрения. Иные категории граждан обеспечиваются по остаточному принципу. По состоянию на 01.12.2023 ввиду недостаточности финансирования К.В.П. остается необеспеченной тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови.

    При таких обстоятельствах ответчиком ГБУЗ «Шемышейская УБ» допущены нарушения прав истца на обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови с учётом того, что её заболевание в виде сахарного диабета относится к перечню социально значимых заболеваний и определение содержания глюкозы в крови ей жизненно необходимо.

    Реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Пензенской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Пензенской области.

    В данном случае ответчиком Министерством здравоохранения Пензенской области не обеспечено в полном объёме удовлетворение фактической потребности медицинской организации в тест-полосках, что нарушает права истца на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ.

    При вышеизложенных обстоятельствах имеются правовые основания для обеспечения К.В.П. указанными медицинскими изделиями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Пензенской области, а также для возложения на ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» обязанности выписать ей рецепты на бесплатное получение медицинских изделий в виде тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью, а на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанности организовать обеспечение К.В.П. указанными медицинскими изделиями в необходимом количестве, с учётом чего исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах К.В.П. подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

    решил:

    исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области удовлетворить.

    Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области (ИНН 5836012921) обеспечивать К.В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку с. Армиево Шемышейского района Пензенской области тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

    Обязать ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» (ИНН 5833000149) производить своевременную выписку К.В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке с. Армиево Шемышейского района Пензенской области рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

    Решение может быть обжаловано сторонами, иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Шемышейский районный суд Пензенской области.

    Судья:                                                                                  А.В. Бибичев

2-382/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Шемышейского района Пензенской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГБУЗ "Шемышейская участковая больница"
Другие
Министерство финансов Пензенской области
Суд
Шемышейский районный суд Пензенской области
Судья
Бибичев Александр Викторович
Дело на странице суда
shemisheisky.pnz.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее