Решение по делу № 2-628/2019 от 01.07.2019

Дело                                                     14 ноября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сестрорецкий районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Богдановой Н.Л.,

с участием помощника прокурора ФИО2,

помощника судьи ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора <адрес> к <адрес> Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Курортный лесопарк» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с иском об обязании <адрес> Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Курортный лесопарк» в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в <адрес> Санкт-Петербурга на территории СПб ГКУ «Курортный лесопарк» на земельном участке, расположенном в конце <адрес> в <адрес>-Петербурга, указав, что в ходе проведения проверки, установлено, что на территории указанного земельного участка несанкционировано размещены отходы производства и потребления (строительные отходы, грунты, древесные отходы). Объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данный земельный участок не является. В нарушение действующего законодательства ответчики обязанность по ликвидации свалки не исполняют.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 иск поддержала.

Представители ответчиков <адрес> Санкт-Петербурга ФИО3, СПб ГКУ «Курортный лесопарк» ФИО4 против удовлетворения иска возражали.

Представитель 3-его лица Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по природопользованию и охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности произведен осмотр территории в конце <адрес> в <адрес>-Петербурга, установлено, что по данным геоинформационной системы ТОРИС несанкционированная свалка расположена на территории 44 квартала Комаровского участкового лесничества, относящегося к городским лесам (акт \Аот-80), л.д. 13-17.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратуры <адрес> установлено, что на земельном участке, расположенном в конце <адрес> в <адрес>, на почве несанкционированно размещены отходы производства и потребления (бой бетона, строительные отходы, отходы разборки зданий и пр.), л.д. 11.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Санкт-Петербурга произведено обследование территории по адресу: <адрес> (уч. ) в ходе осмотра выявлены несанкционированные свалки (навалы) отходов по адресу: <адрес>, участок 2 (северо-восточное пересечение с Пограничной ул., кадастровый ), л.д. 47-53.

На части территории земельного участка, по указанному адресу (кадастровый ) ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка администрацией района была ликвидирована (л.д. 54-60).

Возражая против удовлетворения иска, представитель <адрес> Санкт-Петербурга ссылается на то, что обязанность по ликвидации оставшейся части свалки расположенной на территории Комаровского участкового лесничества должна быть возложена на СПб ГКУ «Курортный лесопарк».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п. 1 ст. 51 настоящего Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 11 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 этого же Федерального закона).

Пунктом 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» предусмотрено, что одной из задач администрации является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами.

Задачами администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами является организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией (п. 3.10.4 указанного постановления).

На основании п. 2.2 Приложения к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ , на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.

На территории Санкт-Петербурга действует Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от ДД.ММ.ГГГГ -р.

В силу ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что полномочие по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, включающих отходы производства и потребления, имеет <адрес> Санкт-Петербурга, и именно на указанного ответчика действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки. Вместе с тем администрацией района указанная обязанность в нарушение требований законодательства в полном объеме не исполнена, работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в связи с выявленными Природоохранным прокурором <адрес> нарушениями действующего законодательства в области охраны окружающей среды, не организованы.

Бездействие указанного ответчика по неисполнению требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Оснований для возложения солидарной обязанности на СПб ГКУ «Курортный лесопарк» не имеется по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В данном случае солидарное обязательство ответчиков ни договором, ни законом не предусмотрено.

В соответствии со ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с подп. 1 п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах санитарной безопасности в лесах», при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

СПб ГКУ «Курортный лесопарк» создано для достижения целей охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в границах Курортного лесопарка и Глуховского лесопарка по материалам лесоустройства, данное учреждение, в том числе осуществляет мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней леса в соответствии санитарными правилами в лесах. Таким образом, на СПб ГКУ «Курортный лесопарк» возложена обязанность по содержанию в надлежащем состоянии лесов, как объектов зеленых насаждений в границах лесопарков.

Между тем, из материалов дела следует, что участок, расположенный в конце <адрес> в <адрес>-Петербурга, на балансе учреждения не состоит. Более того, СПб ГКУ «Курортный лесопарк» не ведет хозяйственной деятельности, в результате которой образуются строительные отходы; ликвидация несанкционированных свалок, как отдельный вид мероприятий в обязанности учреждения не входит.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Природоохранного прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать <адрес> Санкт-Петербурга в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в <адрес> Санкт-Петербурга, на территории Курортного лесопарка на земельном участке, расположенном в конце <адрес> в <адрес>-Петербурга.

В удовлетворении иска Природоохранного прокурора <адрес> к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Курортный лесопарк» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Сестрорецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                      Богданова Н.Л.

    Дата принятия решения суда

    в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГг.

2-628/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
природоохранный прокурор
Ответчики
СПб ГКУ "Курортный лесопарк"
Администрация Курортного района СПб
Другие
Комитет по благоустройству СПб
Суд
Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Богданова Наталия Леонидовна
Дело на сайте суда
srt.spb.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.08.2019Предварительное судебное заседание
15.08.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.10.2019Предварительное судебное заседание
14.11.2019Судебное заседание
15.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Дело оформлено
20.04.2020Дело передано в архив
07.12.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.12.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее