Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале                                                   05 сентября 2019 г.

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,

при секретаре судебного заседания Поповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-529/2019 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Борец-Муравленко» к государственному казённому учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения город Тарко-Сале» о признании незаконными решений о сохранении работнику среднего месячного заработка за пятый и шестой месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности и штата,

третье лицо – Батутин Павел Валерьевич,

УСТАНОВИЛ:

Истец – общество с ограниченной ответственностью «Борец-Муравленко» (далее – ООО «Борец-Муравленко») обратился в Пуровский районный суд с указанным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что Батутин П.В. состоял в трудовых отношениях с истцом. Трудовой договор расторгнут 31 декабря 2018 на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) – в связи сокращением численности и штата работников организации. При увольнении Батутину П.В. выплачены все причитающиеся ему суммы. Кроме этого, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 318 ТК РФ Батутину П.В. выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также выплачен средний месячный заработок в течение трех месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия, поскольку Батутин П.В. в этот период не был трудоустроен. Решениями от 30.05.2019 № 12 и от 28.06.2019 № 21 государственным казённым учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения город Тарко-Сале» (далее – ГКУ ЦНЗ г. Тарко-Сале, Центр занятости населения) Батутину П.В. сохранен средний месячный заработок за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Истец с принятыми решениями не согласен. В силу требований, предусмотренных ст. 318 ТК РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Согласно ч. 2 той же статьи, сохранение среднего заработка за работником возможно в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, только в исключительных случаях и при соблюдении определенных законом условий. Однако действующее законодательство не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в подобной ситуации неограниченной свободой усмотрения и не предоставляет ему права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай исключительным. По мнению Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Обзоре судебной практики № 2 (2017), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2017, орган службы занятости населения при решение вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могут быть признаны исключительными. По мнению ООО «Борец-Муравленко», право уволенного работника в связи с сокращением численности (штата) работников организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы. Поскольку закон не содержит перечня обстоятельств, которые могут являться основанием для принятия соответствующего решения, то в качестве исключительных обстоятельств, касающихся уволенного работника, следует рассматривать его социальную незащищенность, отсутствие у него средств к существованию, наличие на иждивении нетрудоспособных членов семьи и т.д. Истец считает, что решения, принятые ответчиком, в нарушение закона не содержат указания на то, в чем заключается исключительность случая в отношении Батутина П.В. Ссылаясь на ст. 318 ТК РФ, истец просит признать незаконным решения от 30.05.2019 № 12 и от 28.06.2019 № 21 о сохранении Батутину П.В. среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы со дня увольнения и взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

В своих возражениях на иск ГКУ ЦНЗ г. Тарко-Сале с требованиями ООО «Борец-Муравленко» не согласился. Сообщил, что государственные гарантии работниками при прекращении трудовых отношений в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации в районах Крайнего Севера установлены ст. 318 ТК РФ. Одним из видов материальной поддержки таких лиц, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) за счет средств работодателя. Вместе с тем, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что работник в течение месяца со дня увольнения обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ). Ответчик считает, что истцом не принято во внимание установленная трудовым законодательством гарантия сохранения среднего месячного заработка за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев по решению органа службы занятости населения. Батутин П.В. обратился в ГКУ ЦНЗ г. Тарко-Сале 10 января 2019 г., то есть в месячный срок после увольнения и 10 января 2019 г. был зарегистрирован как ищущий работу. Ответчиком осуществлялся подбор вакансий для Батутин П.В. с учетом его специальности, образования, состояния здоровья и последнего места работы. Батутин П.В. регулярно посещал Центр занятости населения в установленные сроки. Таким образом, в целях сохранения среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы Батутин П.В. обратился в ГКУ ЦНЗ г. Тарко-Сале в установленный срок и не был трудоустроен. В связи с чем, ответчиком приняты оспариваемые решения. В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится перечня исключительных случаев. Вместе с тем, установление обстоятельств, относящихся к исключительным случаям, осуществляется комиссией Центра занятости населения в отношении граждан, зарегистрированных в поисках подходящей работы. По результатам рассмотрения всех обстоятельств комиссией принимаются соответствующие решения. В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка принятия решения о признании (отказе в признании) права на сохранение среднего месячного заработка (выплату дополнительной компенсации), утвержденного приказом департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2019 № 112-О (далее – Порядок) в отношении Батутина П.В. установлены факты возникновения исключительных случаев: соблюдение гражданином сроков обращения в Центр занятости населения, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации; нетрудоустройство гражданина в виду отсутствия подходящей работы с учетом положений ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закона от 19.04.1991 № 1032-1) в период трудоустройства; соблюдение установленных сроков посещения Центра занятости населения, для подбора подходящей работы. Обстоятельством, относящимся к исключительным случаям, относится самостоятельный поиск работы. Учитывая изложенное, считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а оспариваемые решения – законными.

Стороны и третье лицо, надлежаще уведомленные о дате и времени разбирательства дела, участия в судебном заседании не принимали. Ответчик и третье лицо ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Судом исследованы представленные доказательства и установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Батутин П.В. с 2008 г. по 31.12.2018 состоял в трудовых отношениях ООО «Борец-Муравленко» в должности водителя. Указанная организация расположена в г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, то есть в районе Крайнего Севера.

31 декабря 2018 г. с Батутин П.В.трудовой договор расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – в связи с сокращением численности и штата работников. Данные обстоятельства подтверждены информацией ООО «Борец-Муравленко» от 10.06.2019 № 528мр и от 01.07.2019 № 606мр, справкой о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице от 26.12.2018 № 833 и иными материалами дела.

10 января 2019 г. Батутин П.В. обратился в государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения город Тарко-Сале» с заявлением о содействии в поиске подходящей работы (л.д. 52).

Из представленных материалов усматривается, что в течение шести месяцев Батутин П.В. регулярно обращался в Центр занятости населения за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием подходящей работы в соответствии с его специальностью и образованием (л.д. 47-79). При этом ему предлагались иные варианты работы для самостоятельного посещения работодателя. Согласно индивидуальному плану самостоятельного поиска подходящие вакансии на момент обращения Батутина П.В. отсутствовали.

30 мая 2019 г. и 28 июня 2019 г., по заявлениям Батутина П.В. проведены заседания комиссии ГКУ ЦНЗ г. Тарко-Сале по принятию решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям, по результатам которых приняты решения от 30.05.2019 № 12 и от 28.06.2019 № 21 о сохранении за Батутиным П.В. средней заработной платы за пятый и шестой месяцы со дня увольнения соответственно.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев (соответственно) со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц (четвертый, пятый и шестой месяцы за уволенными из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.11.2012 № 2214-О, право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение последующего со дня увольнения времени, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях единообразного применения положений статей 178, 318 ТК РФ, с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г., ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, приказом департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2019 № 112-О утвержден Порядок принятия решения о признании (отказе в признании) права на сохранение среднего месячного заработка (выплату дополнительной компенсации) (л.д. 64-69).

Данный приказ не отменён, не признан недействительным.

Федеральным законодателем не определён и не ограничен перечень исключительных случаев, позволяющих принять решение о сохранении среднего заработка в течение четвёртого-шестого месяца с момента увольнения.

Принятие решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации на территории г. Тарко-Сале Пуровского района осуществляет комиссия рассматривающая вопрос о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками ГКУ ЦНЗ г. Тарко-Сале.

Пунктами 4 и 5 указанного выше Порядка определены условия возникновения исключительных случаев: соблюдение гражданином сроков обращения в Центр занятости населения, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации; нетрудоустройство гражданина по причине отказа работодателя в приеме на работу, а также в виду отсутствия подходящей работы с учетом положений ст. 4 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 в период трудоустройства; соблюдение установленных сроков посещения Центра занятости населения, для подбора подходящей работы; соблюдение сроков явки гражданина к работодателю на переговоры о трудоустройстве.

При рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка и установлении исключительного случая учитываются представленные гражданином документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, касающихся уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, инвалидность, наличие тяжелых или хронических заболеваний, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, и др., а также документы, подтверждающие самостоятельный поиск работы, отнесение гражданина к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, наличие кредитных обязательств.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судом установлено, что Батутин П.В. состоял с истцом ООО «Борец-Муравленко» в трудовых отношениях по 31.12.2018 в должности водителя. Уволен в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ. Данный факт не оспаривается и подтверждается представленными доказательствами, пояснениями лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ истцом исполнена обязанность по выплате истцу выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства за три месяца со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Сторонами данный факт также не оспаривается и подтверждается материалами дела.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Приведенные выше нормы действующего законодательства, безусловно, требуют соблюдения не только формальных требований, но и наличия исключительных случаев.

В соответствии с ч. 4 ст. 318 ТК РФ условиями сохранения за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц работы являются: обращение работника в органы службы занятости населения в течение одного месяца с момента увольнения; отсутствие в данный момент у органов службы занятости населения возможности трудоустроить этого работника.

Оба эти условия Батутиным П.В. выполнены.

Кроме того, Батутин П.В. самостоятельно принимал меры к трудоустройству. Учитывая его пенсионный возраст, он испытывал трудности в поиске работы.

На этом основании комиссией Центра занятости населения приняты оспариваемые решения о выплате (сохранении) среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

При принятии указанных решений ответчиком соблюдены требования ст. 318 ТК РФ и положений, установленных Порядком.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Борец-Муравленко» к государственному казённому учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения город Тарко-Сале» о признании незаконными решений о сохранении работнику Батутину Павлу Валерьевичу среднего месячного заработка за пятый и шестой месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности и штата.

На решение может быть принесена апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 05 сентября 2019 г.

Председательствующий судья                                                                 А.В. Слюсаренко

Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ____

2-529/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Борец-Муравленко"
Ответчики
ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения"
Другие
Батутин Павел Валерьевич
Суд
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Слюсаренко Андрей Викторович
Дело на сайте суда
purovsky.ynao.sudrf.ru
15.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2019Передача материалов судье
17.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2019Судебное заседание
05.09.2019Судебное заседание
05.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее