Решение по делу № 2-91/2019 от 24.09.2018

Дело №2-91/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием представителя истца Пономарева Н.И. – Вронской Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Николая Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов прохождения службы в вооруженных силах и нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, и назначению досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Пономарев Н.И. обратился в суд с иском (с учетом последующих уточнений и дополнений) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, которым просит:

1) признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за в части не включения в специальный стаж периодов прохождения Пономаревым Николаем Ивановичем службы в Вооруженных силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии устранить допущенное нарушение:

- возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право Пономареву Николаю Ивановичу на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов прохождения им службы в вооруженных силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии назначить Пономареву Николаю Ивановичу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения у него права – с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в специальный стаж работы, дающей право Пономареву Николаю Ивановичу на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов прохождения им службы в вооруженных силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в пользу Пономарева Николая Ивановича расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по указанной выше норме. Данное решение ответчика в части отказа во включении спорных периодов в стаж и назначении досрочной страховой пенсии истец считает незаконным, поскольку доводы ответчика противоречат как нормам ранее действовавшего, так и ныне действующего пенсионного законодательства. Исключение названного периода из спецстажа повлекло нарушение прав истца на досрочное назначение пенсии, что явилось основанием для обращения в суд с иском. Кроме того, обращением в суд он понес расходы по оплате государственной пошлины, которую просит взыскать с ответчика.

В судебное заседание истец Пономарев Н.И. не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, правом на ведение дела воспользовался через представителя.

Представитель истца Пономарева Н.И. – Вронская Г.П., действующая по доверенности, заявленные истцом требования в редакции уточненного иска от ДД.ММ.ГГГГ поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду, считая, что законодательно закреплено право истца на включение периодов его службы и нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и с учетом достаточности стажа, достижения доверителем возраста, дающего право на досрочное назначение пенсии, Пономарев Н.И. имеет право на досрочное назначение такой пенсии с момента обращения с письменным заявлением к ответчику.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии, извещенного надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представлено письменное заявление, в котором указано на то, что истец права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не имеет, поскольку период прохождения истцом военной службы не подлежит включению в его спецстаж, так как отсутствуют материально-правовые основания для этого. Также этот же период не может быть зачтен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку истец проходил военную службу в должности офицерского состава, что также не дает права на включение периода в северный стаж. Кроме того, истцом не выработан установленный законом срок работы в районах Крайнего Севера.

Рассмотрев требования истца, заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел Пономарева Н.И., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Истец Пономарев Н.И. считает, что приобрел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем обратился в суд с иском.

Указанной нормой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Положения пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Также было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 01 января 2015 года.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 вышеназванного постановления, – применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Таким образом, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» обладают лишь граждане, проработавшие на перечисленных в вышеуказанных Списках профессиях.

Как следует из материалов дела, Пономарев Н.И. родился 20 декабря 1960 года.

20 марта 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от 20 марта 2018 года за №574 Пономареву Н.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Фактическая продолжительность календарного стажа в РКС, по подсчетам ответчика, составила – 1 год 1 мес. 11 дн., при требуемой в возрасте 57 лет – 9 лет; фактическая продолжительность страхового стажа 31 год 4 мес. 2 дня, при требуемой – 25 лет.

При этом период прохождения Пономаревым Н.И. службы в вооруженных силах СССР в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в подсчет стажа работы в РКС, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, не предусмотрено включение в специальный стаж РКС и МКС периодов прохождения службы в вооруженных силах СССР. Также он не подлежит включению в продолжительность стажа РКС, поскольку наименование звания старший лейтенант не отнесено к числу званий, предусмотренных Постановлением СМ СССР от 25 марта 1968 года №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшим и военным строителям, уволенным в запас…», которым предусмотрено включение в специальный стаж РКС и МКС военной службы.

Исходя из данных о стаже Пономарева Н.И., имеющихся в материалах его пенсионного дела, указанный выше период прохождения истцом службы в вооруженных силах СССР в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в подсчет общего стажа в соответствии со ст. 90 Закона РФ , п.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ.

Кроме того, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за из подсчета спецстажа истца исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения Пономарева Н.И. в отпуске без сохранения заработной платы за время работы в тресте «Оленегорсктяжстрой» СМУ «Мурманстрой» г.Мурманск в соответствии с подп.5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно из представленных суду письменных доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пономарев Н.И. проходил военную службу в Вооруженных силах ФИО4 (не по призыву) в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в справках от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , а также в военном билете истца (л.д. 30-33).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы) Пономарев Н.И. работал в тресте «Оленегорсктяжстрой» СМУ «Мурманстрой» г.Мурманск.

В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также:

к) служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, КГБ при Совмине СССР, министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, МВД СССР, МВД союзных республик; служба в милиции.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подп. «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Принимая во внимание то, что военная служба истца в обозначенные периоды проходила не по призыву, то указанные положения, позволяющие включить в спецстаж период срочной службы по призыву, применению не подлежат.

В период службы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

В соответствии со ст. 8 названного Закона право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.

С 01 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (далее – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года), который в пп. «д» п.5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.

Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

С 01 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года №1908-У11 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (далее – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года №1908-У11), которым в п. 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам– по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет.

Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» принято Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее – Положение от 03 августа 1972 года №590).

В соответствии с пп. «д» п. 16 названного Положения от 03 августа 1972 года №590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года №1908-У11, так и Положение от 03 августа 1972 года №590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам – по достижении 55 лет, а женщинам – по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 03 августа 1972 года №590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет – для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.

04 апреля 1961 года принято Постановление Совета Министров СССР №286 «Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях» (далее – Постановление Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года №286), которым было установлено офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 01 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года №286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» (далее – Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года №181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года №181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет.

Право на зачет времени действительной срочной военной службы, а также времени службы офицерам Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года предусмотрено не было.

Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй названной статьи.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

Согласно статье 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, равно как и службы в органах государственной безопасности и внутренних дел, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила от 11 июля 2002 года №516), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с п. 4 Правил от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 2 этих же Правил при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона №173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 – 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 – 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 – 10 и 16 – 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.

Ныне действующий с 01 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года №19-О-О, от 23 декабря 2014 года №2781-О, от 16 июля 2015 года №1640-О, от 28 января 2016 года №48-О и др.).

Ранее соответствующее правовое регулирование содержалось в положениях пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. ч. 1 – 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и дублировалось в положениях ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж срочной военной службы, службы в составе войск бывшего КГБ СССР, а также службы в органах внутренних дел ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.

Учитывая изложенное, период службы истца в вооруженных силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес> не подлежит включению в специальный стаж в районах Крайнего Севера.

Более того, на спорные периоды службы истца распространяется действие только Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку Пономарев Н.И. службу проходил на офицерских должностях, в то время как Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей.

Что касается требований истца о включении в спецстаж периода его нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд также не находит оснований для их удовлетворения, поскольку, как правильно указал ответчик в обжалуемом истцом решении, в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
(ред. от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В виду неосуществления трудовой деятельности истцом в указанное время и неуплаты страховых взносов за данные периоды, период нахождения Пономарева Н.И. в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть зачтен в спецстаж истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии (действующее наименование ответчика – Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии) от ДД.ММ.ГГГГ за в части не включения в специальный стаж периодов прохождения Пономаревым Николаем Ивановичем службы в вооруженных силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также периода его нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение:

- возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право Пономареву Николаю Ивановичу на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов прохождения им службы в вооруженных силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии назначить Пономареву Николаю Ивановичу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения у него права – с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в специальный стаж работы, дающей право Пономареву Николаю Ивановичу на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов прохождения им службы в вооруженных силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с отказом истцу в удовлетворении основных требований, не подлежат взысканию с ответчика и понесенные Пономаревым Н.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 320 – 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований Пономарева Николая Ивановича о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии (действующее наименование ответчика – Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии) от ДД.ММ.ГГГГ за в части не включения в специальный стаж периодов прохождения Пономаревым Николаем Ивановичем службы в вооруженных силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также периода его нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение: возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право Пономареву Николаю Ивановичу на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов прохождения им службы в вооруженных силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии назначить Пономареву Николаю Ивановичу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения у него права – с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в специальный стаж работы, дающей право Пономареву Николаю Ивановичу на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов прохождения им службы в вооруженных силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старшего лейтенанта войсковой части <адрес>, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскании с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии в пользу Пономарева Николая Ивановича расходов по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 25 января 2019 года.

Судья                             С.Н. Тигина

2-91/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пономарев Николай Иванович
Ответчики
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чеькосапры Чувашской Республики- Чувашии
Другие
Вронская Галина Павловна
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
18.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее