Дело № 2-1282/2021
УИД 44RS0001-01-2021-001009-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятина А.Ю. к Военному комиссариату Костромской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом включения в выслугу лет службы в органах принудительного исполнения,
УСТАНОВИЛ:
Пятин А.Ю. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области, просил признать за ним право на получение пенсии за
выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с включением в выслугу лет стажа службы (выслуги лет) Пятина А.Ю. в органах принудительного исполнения Российской Федерации, общим стажем в календарном исчислении - 35 лет 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 41 год 03 месяца 06 дней; признать незаконным бездействие военного комиссариата Костромской области, выразившееся в отказе перерасчёта Пятину А.Ю. пенсии за выслугу лет но линии Министерства обороны Российской Федерации с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации; обязать военный комиссариат Костромской области повторно рассмотреть заявление Пятина А.Ю. от <дата> о выплате пенсии за выслугу лет с учетом перерасчёта стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации с <дата>, из расчёта общего стажа службы (выслуги лег) в календарном исчислении - 35 лег 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 41 год 03 месяца 06 дней.
Свои требования мотивировал тем, что с 1999 года истцу назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. С <дата> по заявлению истца в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» истцу приостановлена выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. <дата> истец был уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по достижению предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения. За назначением пенсии за выслугу лет по линии органов принудительного исполнения Российской Федерации истец не обращался. <дата>, в связи с увольнением со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации истец обратился в военный комиссариат Костромской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет и перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации, на основании положений части 6 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019№ 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях. Стаж службы (выслуга лет) истца в органах принудительного исполнения Российской Федерации составляет 19 лет 10 месяцев 13 дней. Общая выслуга лет (военная служба и служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации) по состоянию на <дата> составляет в календарном исчислении - 35 лет 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении - 41год 03 месяца 06 дней. Выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации истцу возобновлена с <дата>, но без учета стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации, т.е. перерасчет в соответствии с требованиями части 6 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ не произведен. В ответе военного комиссариата Костромской области на заявление истца в обоснование отказа истцу в перерасчете пенсии с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации приведена ссылка на то, что пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствующих с ведомственной принадлежностью предусмотренных статьей 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Кроме этого, в ответе на заявление истца приведена ссылка на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 09.11.2004 № 320-О о том, что при повторном увольнении со службы бывшие пенсионеры Минобороны России вправе выбирать предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет по месту последнего увольнения, либо восстановить ранее назначенную пенсию от Министерства обороны Российской Федерации. <дата> истец направил повторное заявление, поскольку в ответе на заявление от <дата> отсутствовала информация по существу заявленных требований. В ответе военного комиссариата Костромской области на заявление от <дата> истцу отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет и включении в выслугу лет стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Истец считает, что отказ, выразившийся и бездействии по перерасчёту пенсии истца за выслугу лет с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации основан на неправильном толковании и применении действующих норм материального права, и является неправомерным.
В ходе рассмотрения судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены УФССП России по Костромской области, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу».
В судебном заседании Пятин А.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители Военного комиссариата Костромской области на основании доверенностей Фролова Л.Н., Лукаш И.В. исковые требования не признали, полагали что действующее законодательство не предусматривает перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного впоследующем стажа, поскольку возобновление приостановленной выплаты пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, т.е. на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию.
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве полагали заявленные исковые требования подлежащими отклонению.
УФССП России по Костромской области в судебное заседание представителя не направило, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, а также лиц, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1).
В силу п.«а» ст.5 Закона РФ № 4468-1, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Как закреплено в ст. 6 Закона РФ № 4468-1, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу положений ст. 11 Закона РФ № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
з) Федеральной службой судебных приставов - в отношении сотрудников, уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также членов их семей.
Согласно ст. 14 указанного Закона РФ В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Согласно ч.6 ст.36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.
Давая толкование указанным положениям закона, истец указывает, что после увольнения с военной службы в случае продолжения службы в органах принудительного исполнения соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет военной службы, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую он приобрел на день последнего увольнения.
Данную позицию истца суд находит несостоятельной в силу следующего.
Согласно статье 18 Закона РФ № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» определен общий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий после увольнения военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также порядок исчисления пенсии.
В соответствии со ст.51 Закона РФ № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Как установлено в ходе рассмотрения дела Пятин А.Ю. был уволен с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации и исключен из списков личного состава воинской части с <дата>. На момент увольнения истца выслуга лет для назначения пенсии составила 21 год.
С учетом данной выслуги, а также исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленной из этих окладов, с <дата> Пятину А.Ю. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 4468-1 по заявлению Пятина А.Ю. выплата пенсии Министерством обороны Российской Федерации была приостановлена с <дата> в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Приказом директора ФССП России Пятин А.Ю. с <дата> уволен со службы в органах принудительного исполнения.
На основании заявления Пятина А.Ю. с <дата> возобновлена выплата ранее приостановленной пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, при этом её размер рассчитан исходя из окладов денежного содержания и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего по состоянию на день увольнения с военной службы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении -выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09 ноября 2004 года № 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии.
Таким образом, при увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации истец был вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику органов принудительного исполнения (с учетом службы (работы) в этих органах и исчисленную из денежного довольствия на день увольнения со службы в этих органах), либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
Приведенные выше нормы не предусматривают перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, поскольку возобновление выплаты приостановленной пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, то есть на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию. При этом время службы в органах принудительного исполнения в выслугу лет при возобновлении выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличения размера ранее назначенной пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пятина А.Ю. к Военному комиссариату Костромской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом включения в выслугу лет службы в органах принудительного исполнения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья: (подпись) И.В. Шувалова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021г.