Дело № 2-46/2023
22RS0036-01-2023-000030-88
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Новичиха 6 апреля 2023г.
Новичихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кутеевой Л.В.,
при секретаре Николаевой И.Г.,
с участием прокурора Новичихинского района Меденцева И.В.,
представителя ответчика Овсянникова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Шестакова Алексея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению истца техническим средством реабилитации - протезом голени для купания, возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Новичихинского района обратился в суд в интересах Шестакова А.В. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению истца техническим средством реабилитации - протезом голени для купания, возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации - протезом голени для купания Шестакова А.В., взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. Решение обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по поручению прокуратуры Алтайского края об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от 30.12.2021 Шестакову Алексею Васильевичу рекомендованы технические средства реабилитации – протез голени для купания 8-07-04.
30 мая 2022г. Шестаковым А.В. написано заявление в Филиал № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью обеспечения техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, согласно информации Филиал № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29 декабря 2022г., Шестаков А.В. на настоящий момент не обеспечен необходимым техническим средством технической реабилитации.
Обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Государственным учреждением – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не предприняты необходимые меры для проведения закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Шестакову А.В., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
19 декабря 2022г. прокуратурой района в адрес руководителя Филиала № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по факту длительного необеспечения лиц указанной категории техническими средствами реабилитации, однако до настоящего времени нарушения не устранены, согласно ответа на представление Шестаков А.В. не обеспечен по заявлению от 30 мая 2022г. 8-07-04 Протезом голени для купания по причине незавершенной процедуры отбора поставщика.
Из анализа приведенных норм права следует, что реализация прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, поскольку отсутствие ответов поставщиков на запросы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе.
Бездействие должностных лиц Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации существенно нарушило законные права и интересы инвалида Шестакова А.В.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» со дня создания Фонда:
1) Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Факт нравственных страданий Шестакова А.В. в результате противоправного бездействия должностных лиц органов ФСС подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с высокой стоимостью технического средства реабилитации, отсутствием денежных средств.
В связи с несвоевременным предоставлениям необходимого технического средства реабилитации у заявителя ограничена возможность вести комфортный уровень жизни.
Кроме того, выбор вида обеспечения техническим средством реабилитации, а именно предоставление необходимых изделий ФСС, выплата за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, оформление электронного сертификата является правом инвалида.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Меденцев И.В., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме.
Истец Шестаков А.В. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В ходе предварительного слушания 17 марта 2023г. исковые требования поддержал, пояснил, что 30 мая 2022г. писал заявление на два протеза: модульный и для купания, выделили модульный, а для купания не дали. Обращался неоднократно, ответ один – нет квот, до настоящего времени не выдан протез для купания и не имеется какой либо информации об этом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Овсянников В.И. предоставил письменный отзыв на исковые требования, согласно которого указано, что для заключения государственных контрактов ОСФР (до 01.01.2023 - Алтайское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) с целью обеспечения заявителей техническими средствами реабилитации, обязано:
использовать конкурентные способы отбора поставщиков. Перечень таких способов отбора поставщиков предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона);
осуществлять закупки в пределах объема бюджетных средств, переданных бюджету Фонда из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и распределенных Фондом территориальному органу для данных целей;
осуществлять закупки пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации.
При этом, продолжительность проведения конкурентных процедур (конкурсов, аукционов), в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ занимает от 25 до 35 дней со дня включения закупки в план-график закупок до дня заключения государственного контракта.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2021 № 42 отделению Фонда доведены бюджетные ассигнования для обеспечения граждан техническими средствами реабилитации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Сумма выделенных ассигнований на 2022 год составила 288 582,5 тыс. рублей.
При этом прогнозный размер трансфертов необходимых отделению Фонда для предоставления в 2022 году инвалидам технических средств реабилитации и услуг в сумме 454 575,6 млн. рублей был сформирован и направлен в Фонд социального страхования Российской Федерации в апреле 2021 года.
С учетом выделенных лимитов на 2022 год, пропорционально по каждому виду технических средств реабилитации, 30.12.2021 отделением Фонда на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru размещен план-график закупок на 2022 год.
При выделении в мае 2022 года дополнительных лимитов размер выделенных ассигнований составил 424 212,4 млн. рублей, из них 317 562,0 млн. рублей на закупку технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, 106 009,4 млн. рублей на выплату компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации и оформление электронного сертификата.
При этом, уточненная потребность по состоянию на 29 июля 2022г. в средствах федерального бюджета на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации и услугами, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями составила 605 975,0 млн. руб.
Из указанных данных следует, что, объем финансирования из федерального бюджета данного направления деятельности отделения Фонда в 2022 году составил лишь 70% от потребности на текущий год, что не позволило осуществить закупку технических средств реабилитации в полном объеме и повлекло осуществление отделением Фонда закупок исходя из имеющего объема лимитов.
Таким образом, предусмотренный законом механизм реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации допускает необходимость ожидания их фактической выдачи с учетом особенностей финансирования данного направления деятельности из федерального бюджета и необходимости проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщика.
При этом, какого - либо срока, дли завершении процедур отбора поставщика, в случае если по объективным причинам (отсутствие потенциальных поставщиков, отсутствие ценовых предложений, отсутствие финансирования и т.д.), не завершен какой - либо этап отбора, законодательством не предусмотрено.
В том числе по этой причине в законе предусмотрены альтернативные способы обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, использование которых является правом инвалида и само по себе не свидетельствует о нарушении его прав отделением Фонда.
Относительно заявления Шестакова А.В. от 30 мая 2022г., отделение Фонда добровольно приняло на себя обязательство обеспечить его рекомендованными ему техническими средствами реабилитации в период действия индивидуальной программы реабилитации. Однако, выдать направление Шестакову А.В. на получение ТСР в срок, предусмотренный п.5 Правил, не представилось возможным ввиду отсутствия действующего государственного контракта на дате поступления заявления. При этом, ответчиком неоднократно совершались мероприятия необходимые в силу закона для размещения извещения о закупке технического средства реабилитации, были заключены государственные контракты, по которым распределены технические средства инвалидам в порядке очередности.
Кроме того, для обеспечения инвалидов протезами нижних конечностей отделением Фонда в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 3.2. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 была определена начальная (максимальная) цена контракта на поставку протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов, после чего размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона № 0217100000122000301 от 27.06.2022, на участие в котором не подано ни одной заявки.
Для проведения начала процедуры отбора поставщика с целью определения НМЦК и формирования извещения о проведении закупки технического средства реабилитации, необходимого Шестакову А.В., отделением Фонда повторно в ЕИС размещены запросы о предоставлении ценовой информации на поставку нижних конечностей для обеспечения инвалидов, в том числе № 0217100000122000550 от 28.09.2022; № 0217100000122000585 от 06.10.2022, № 0217100000122000633 от 19.10.2022, № 0217100000122000916 от 15.11.2022, № 0217100000122001129 от 26.12.2022 на предоставление ценовой информации на поставку протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов.
При этом, ценовых предложений на указанный запрос от потенциальных поставщиков не поступило.
Учитывая, отсутствие информации, необходимой для обоснования НМЦК, произвести ее обоснование для отражения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении закупки не представлялось возможным.
В силу императивных норм, предусмотренных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 № 1995-р, отделение Фонда ограничено в выборе источников для получения информации для обоснования НМЦК. Ввиду указанных обстоятельств определить НМЦК и разместить извещение о закупке не представлялось возможным.
В связи с недостаточностью финансирования данного направления деятельности в 2022 году и израсходованием лимитов, выделенных отделению Фонда на 2022 год, инициировать в дальнейшем процедуры отбора поставщиков не представилось возможным.
Отделением Фонда в течение 2022 года неоднократно принимались меры для изменения сложившейся ситуации и увеличения объема финансирования данного направления деятельности отделения, что позволило бы своевременно и в полном объеме обеспечить всех заявителей, обратившихся за получением данной государственной услуги, в том числе Шестакова А.В.
Отделением Фонда с учетом высвободившихся в ходе исполнения контрактов средств, в целях обеспечения заявителей протезами нижних конечностей, отделением Фонда в третьем и четвертом квартале 2022 продолжена работа по отбору поставщика.
Отделением Фонда с учетом финансирования, выделенного на 2023 год, в целях обеспечения заявителей протезами нижних конечностей, продолжена работа по отбору поставщика.
Меры, принятые отделением Фонда для обеспечения Шестакова А.В., свидетельствуют о соблюдении всех предусмотренных законом предписаний, отсутствии незаконного бездействия, а также виныотделения Фонда в длительном необеспечении Шестакова А.В. техническим средством реабилитации.
Сам по себе факт продолжительности периода между обращением за предоставлением государственной услуги и выдачей направления в изложенных выше обстоятельствах не свидетельствует о наличии вины отделения Фонда.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность отделения Фонда, поскольку Фонд предпринял все от него зависящее для заключения контрактов и обеспечения инвалидов TCP, по не зависящим от действий отделения Фонда (отсутствие потенциальных поставщиков, имеющих желание продать нужный товар, а также отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить).
Исковое заявление и материалы дела не содержат каких-либо указаний на обстоятельства причинения вреда истцу, какой вред был причинен (в чем выражается), в каком размере (объеме), доказательств причинения вреда именно в результате бездействия ответчика, степень вины ответчика и пр.
Указанные обстоятельства являются юридически значимыми, а отсутствие доказательств в отношении наступления данных обстоятельств свидетельствует о незаконности требований истца о взыскании морального среда.
Реализация права гражданина на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида осуществляется в рамках механизма предоставления государственной услуги, предполагающего закупку технических средств реабилитации в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Иного механизма и способа осуществить закупку для обеспечения инвалида законодательством не предусмотрено, поэтому требование об обращении решения суда к немедленному исполнению также является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, считает требования прокурора к отделению Фонда незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Овсянников В.И., участвовавший при помощи ВКС, исковые требования не признал в полном объеме, в обоснование своих возражений указал на то, что вины ответчика в необеспечении истца техническим средством реабилитации не имеется, возможные меры для заключения соответствующих контрактов ответчиком были предприняты своевременно, доказательства заявленных требований стороной истца отсутствуют, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания компенсации морального вреда и обращения решения суда к немедленному исполнению. Доводы, изложенные в письменном возражении поддержал в полном объеме.
На вопрос суда пояснил, что 3 апреля 2023г. Фондом заключен контракт на поставку протезов нижних конечностей, в том числе и протезов голени для купания, однако, направление Шестакову А.В. не выдано, поскольку очередность должна соблюдаться, кроме того, количество протезов ограничено. Информации о том, какой по очереди Шестаков А.В. к выдаче направления, не имеется.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу ч. 14 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в томчисле через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).
В соответствии с п. 16 Правил финансирование расходов по обеспечению инвалидов TCP осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление в безвозмездное пользование инвалидам технических средств и услуг, с учетом потребности в них на территории региона.
Непосредственное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (изделиями) осуществляется организациями, отобранными Фондом или его исполнительными органами в установленном законом порядке в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, по направлению на получение (изготовление) необходимого технического средства реабилитации (изделия). Направление на получение технического средства реабилитации выдается по заявлению инвалида (его представителя) исполнительными органами Фонда (отделениями, филиалами) лично при обращении либо направляется по почте.
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256.
С 1 января 2023г. в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236- ФЗ "О Фонде пенсионной и социального страхования Российской Федерации", функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения осуществляет - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Отделение Фонда пенсионного и социальной страхования Российской Федерации по Алтайскому краю).
Судом установлено, что истец Шестаков Алексей Васильевич, **.
Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида № от 30 декабря 2021г., Шестаков А.В. нуждается в технических средствах реабилитации за счет средств федерального бюджета, в том числе протезе голени для купания.
Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий - с 16 декабря 2021г. - бессрочно.
30 мая 2022г. Шестаков А.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (далее – ТСР) – протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии и протеза голени для купания.
Установлено, что в 2022 году и на момент обращения прокурора с иском в суд (27 июля 2023г.), а также на момент рассмотрения дела судом имел место факт несвоевременного обеспечения Шестакова А.В. необходимым техническим средством реабилитации (протезом голени для купания) в соответствии с представленной программой реабилитации.
Кроме того, в ходе судебного заседания представителем ответчика указано на то, что направление на получение технического средства реабилитации (протеза голени для купания) Шестакову А.В. не выдано, контракт на поставку протезов нижних конечностей заключен 3 апреля 2023г., однако утверждать, что Шестаков А.В. будет обеспечен протезом голени для купания не приходится, поскольку имеется определенная очередность, которая не может быть нарушена, а также количество протезов ограничено, в связи с ограничением финансирования.
При этом, суд учитывает, что представителем ответчика не предоставлена суду информация о возможном обеспечении Шестакова А.В. протезом голени для купания по контракту от 3 апреля 2023г., о котором в письменном отзыве ответчиком не указано, суду для исследования в судебном заседании он не предоставлен. Достоверных сведений о заключении указанного контракта не имеется.
С момента обращения (30 мая 2022г.) и до дня рассмотрения спора (более 10 месяцев) истец не обеспечен ответчиком рекомендованным ему техническим средством реабилитации – протезом голени для купания.
Разрешая спор, суд исходит из того, что Шестаков А.В. в указанный период своевременно не был обеспечен в полном объеме техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления технического средства реабилитации – протеза голени для купания.
При таких обстоятельствах по делу подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Новичихинского района о признании незаконным бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Шестакова А.В. техническим средством реабилитации – протезом голени для купания, возложении на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида от 30 декабря 2021г. № - протезом голени для купания (8-07-04).
Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает необходимым на основании заявления стороны истца обратить решение в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности обеспечить Шестакова А.В. техническим средством реабилитации к немедленному исполнению на основании положений ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нуждаемости истца в данном средстве реабилитации по жизненным показаниям для обеспечения передвижения и самообслуживания, с учетом длительности периода необеспечения истца указанным средством реабилитации.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах Шестакова А.В. с требованием о компенсации морального вреда, ссылается на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Так, ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
В статье 53 Конституции РФ закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Шестаков А.В., обращаясь с заявлением о нарушении своих прав в прокуратуру, указывает на то, что испытывает физический дискомфорт, нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации, нарушений в их обеспечении, что подтверждается также пояснениями истца в предварительном судебном заседании.
Суд также учитывает, что сам факт не обеспечения техническим средством реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованного средства реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Несвоевременное обеспечение истца техническим средством реабилитации, необходимым ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, при этом размер компенсации морального вреда суд определяет исходя из закрепленных в ст. 151 Гражданского кодекса РФ оснований, с учетом виновных действий ответчика, повлекших нарушение прав истца, возраста и состояния здоровья истца, учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований необходимо отказать.
Заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что финансирование ограничено, длительным и сложным является процесс отбора поставщиков, заключения контрактов, между тем, указанные ответчиком обстоятельства не являются в данном конкретном случае основанием для отказа истцу в иске ввиду следующего.
Согласно ст. 2 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых норм и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Целью государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика о том, что у истца имелась альтернатива и он вправе был приобрести ТСР за счет собственных средств с последующей выплатой ему компенсации, а также о возможности неограниченного сроком ожидания инвалидом поставки либо изготовления ТСР в случае отсутствия поставщика, об отсутствии вины Фонда в причинении морального вреда инвалиду, который не доказан истцом, невозможности немедленного исполнения решения в случае удовлетворения иска, суд признает несостоятельными и подлежащими отклонению, как основанные на неверном, ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, как указал представитель ответчика в письменном отзыве, после обращения Шестакова А.В. с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации 30 мая 2022г., в последующем Фондом были заключены контракты на поставку протезов нижних конечностей 16 ноября 2022г., 22 декабря 2022г., однако направления Шестакову А.В. не выдавались, что свидетельствует о нарушении ответчиком установленного Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, срока.
При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституцией Российской Федерации определены субъекты государственной системы социальной защиты. К ним относятся все граждане Российской Федерации (ч. 1 ст. 7, ст. 37, 39, 41, 43 и др.), а также граждане, относящиеся к маргинальным группам населения, в частности, инвалиды. Таким образом, законодательно определены уровни и приоритеты социальной защиты населения государством.
Истец Шестаков А.В., будучи инвалидом, относится к категории социально уязвимых, не может защищать свои интересы самостоятельно, поэтому требует повышенного внимания со стороны законодателя и правоприменителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Новичихинского района, обратившегося в интересах Шестакова Алексея Васильевича (**) удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) по обеспечению Шестакова Алексея Васильевича (**) техническим средством реабилитации - протезом голени для купания.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) обеспечить Шестакова Алексея Васильевича (**) техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида от 30 декабря 2021г. № - протезом голени для купания (8-07-04).
Решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) в пользу Шестакова Алексея Васильевича (**) компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новичихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 апреля 2023г.
Председательствующий Л.В. Кутеева