Дело № 2-4512/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 18 октября 2018 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Молоковой С.Н.
при секретаре Айткужиновой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русакова Виталия Владимировича к ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, восстановлении на учете, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился к ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необоснованным, восстановлении на учете, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел (уволен по выслуге лет). Стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении на момент подачи заявления о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ составил 20 лет 2 месяца 19 дней, на дату увольнения из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ – 23 года 2 месяца 20 дней. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы истцу не предоставлялась. В 2012 году истец был поставлен ответчиком с семьей в составе 5 человек (истец, жена, трое детей) на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, присвоен уникальный № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году в учетное дело истца были внесены изменения в связи с увеличением количества членов семьи – рождением сына. На дату постановки на учет истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>112, в квартире общей 99,0 кв.м., где зарегистрированы еще 8 человек: отец, мать, сестра истца и дети сестры. До 2016 года собственником данного жилого помещения являлся отец истца ФИО5, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время собственником данного жилого помещения является мать истца – ФИО6, истец и его сестра ФИО9 отказались от наследства в пользу матери. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии Тюменского института повышения квалификации МВД России (протокол №) истец был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно выписке из протокола, истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере, выразившиеся в отказе от причитающейся ему части наследства в виде квартиры, то есть утратил возможность стать собственником части жилого помещения в порядке наследования по закону. Истец в исковом заявлении указывает, что считает решение необоснованным и нарушающим его права и законные интересы. В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется, в том числе, в случае обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. Состав семьи истца 6 человек, норма обеспеченности должна быть 90 кв.м. Жена истца и сын ФИО3 (2004 года рождения) владеют по 1/3 доли каждый в праве собственности двухкомнатной квартиры общей площадью 47,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, то есть 15,87 кв.м. на каждого, обеспеченность составляет 31,74 кв.м. Истец отказался от 1/3 доли в наследстве – квартиры, общей площадью 99 кв.м., то есть от 33 кв.м. Соответственно обеспеченность семьи истца, с учетом 1/3 доли в наследстве составляет 31,74 кв.м. + 33,0 = 64,74 кв.м., обеспеченность на каждого члена семьи составляет 10,79 кв.м., что менее учетной нормы. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, истец указывает, что ни он ни члены его семьи не имеют. Потребность в обеспечении истца и членов его семьи жилым помещением составляет 6х18 кв.м.=108 кв.м. Таким образом, истец считает, что у него осталось право на получение единовременной социальной выплаты из расчета 43,27 кв.м. общей площади жилого помещения, что не принято во внимание должностными лицами жилищно-бытовой комиссии ответчика при снятии истца с учета при наличии факта сохранения нуждаемости в жилом помещении. В связи с чем, истец просит признать решение жилищно-бытовой комиссии ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необоснованным, признать за истцом и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика восстановить истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 43,27 кв.м. общей площади жилого помещения с даты первоначальной постановки, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 900 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика ФИО10 в судебном заседании с исковым заявлением истца не согласилась, по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства в совокупности, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено следующее.
Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты ФИО4 с семьей в составе 5-ти человек (он, жена и трое детей) (л.д. 104-105).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился к начальнику ФГКОУ ДПО ТИПК МВД с заявлением, о внесении изменений в учетное дело в связи с рождением ребенка – сына ФИО4 -ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.96-97).
Решением жилищно-бытовой комиссии ответчика от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения по составу семьи в учетное дело ФИО4, определено, что потребность в жилой площади составляет 76,27 кв.м.(л.д. 107-108).
Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России подполковника полиции в отставке ФИО4, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам открытого голосования (л.д. 17-19).
В данном решении указано, что в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ подполковнику полиции в отставке ФИО4, бывшему преподавателю кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, как имеющему преимущественное право на получение ЕСВ перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году, должен быть произведен расчет ЕСВ. ФИО4 проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 02 месяца 19 дней, на дату увольнения из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ – 23 года 02 месяца 20 дней. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ФИО4 не предоставлялась. ФИО4 в 2012 году был поставлен с семьей в составе 5 человек (он, жена ФИО2 1983 года рождения, не сотрудник, сын ФИО3 2004 года рождения, дочь ФИО11 2006 года рождения, сын ФИО3 2008 года рождения) на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, уникальный № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году в учетное дело ФИО4 были внесены изменения в связи с увеличением количества членов семьи – рождением ребенка (сын ФИО4, 2013 года рождения). На даты постановки на учет для получения ЕСВ (2012г) и внесения изменений в учетное дело (2014 г) ФИО4 и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью 99,0 кв.м., где зарегистрированы еще 7 человек: отец ФИО5, мать ФИО6, сестра ФИО13 и дети сестры. До 2016 года собственником данного жилого помещения (квартиры) являлся отец ФИО5, умерший ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время собственником данного жилого помещения (квартиры) является мать ФИО6, из чего следует, что ФИО4 отказался от части наследства, причитающейся ему по закону, тем самым совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Жена ФИО2 и сын ФИО3 (2004 г.р.) владеют по 1/3 доли каждый в праве собственности двухкомнатной квартиры общей площадью 47,6 кв.м. по адресу: <адрес>. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) ФИО4 и члены его семьи не имеют. Согласно представленным документам и подпункта «б» пункта 19 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник полиции в отставке ФИО4 совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере, выразившее в отказе от причитающейся ему части наследства в виде квартиры, то есть утратил возможность стать собственником части жилого помещения в порядке наследования по закону.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что ФИО4 состоит в зарегистрированном браке со Старостиной (после заключения брака присвоена фамилия ФИО13) Я.В. с ДД.ММ.ГГГГ, имеет детей: ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Полину – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Арсения – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака, свидетельствами о рождении (л.д. 23-27).
ФИО2 и ФИО3 являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8-11)
ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ отказался от причитающейся ему доли на наследство по закону, оставшееся после смерти его отца ФИО5, что подтверждается заявлением нотариусу нотариального округа <адрес> (л.д.13).
В наследственную массу ФИО5 входила квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 99,00 кв.м., право собственности, на которую зарегистрировано за супругой умершего – ФИО6, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 16).
Как следует из трудовой книжки ФИО4 (л.д. 20-22), периоды работы истца на службе в органах внутренних дел Российской Федерации значатся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно учетного дела, на ДД.ММ.ГГГГ, стаж службы в органах внутренних дел ФИО4 составляет 20 лет 2 месяца 19 дней в календарном исчислении (л.д. 50).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 собственником какого-либо жилого помещения не является (л.д. 116-117).
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ РФ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Пунктом 3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.
В ч. 5 ст. 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно п. 27 и п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Между тем доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца по ухудшению жилищных условий в материалах дела не имеется.
Исходя из вышеизложенного, общая площадь жилого помещения для удовлетворении потребности истца и членов его семьи в обеспечении жилым помещением составляет 108 кв.м. (6 человек х 18 кв.м.).
<адрес> квартиры, где супруга и сын истца являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, составляет 47,6 кв.м., то есть на них двоих общая площадь приходится 31,74 кв.м.
<адрес> квартиры, в которой истец отказался от 1/3 части своей доли в наследстве - 99,0 кв.м., что составляет 33 кв.м. на его долю.
Таким образом, нуждаемость истца и членов его семьи в обеспечении жилой площади составляет 108 - 31,74 -33=43,26 кв.м.
При таких обстоятельствах, не обеспеченность жилым помещением у истца и его семьи сохранилась, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, как на момент постановки на учет, так и после отказа от причитающейся ему доли на наследство по закону, и у ответчика не имелось оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, решение жилищно-бытовой комиссии ответчика следует признать незаконным, обязать ответчика восстановить истца на учете очередников на получение указанной единовременной социальной выплаты.
При этом суд учитывает, что действия по отказу истца от причитающейся ему доли в наследстве на получение единовременной выплаты в большем размере не направлены и увеличения расходных обязательств государства при предоставлении указанной выплаты не влекут.
Материалами дела подтверждено, что совершенные истцом действия по отчуждению доли в наследстве были совершены без намерения создать искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Помимо этого, необходимо учитывать, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение. Однако в данной ситуации нуждаемость в жилом помещении у истца осталась, даже с учетом отчуждения от своей доли в наследстве.
Требования истца в части признания за ним и членами его семьи права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом удовлетворенных выше требований являются излишне заявленными.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
В силу ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
С учетом изложенной нормы права, поскольку в данной статье речь идет о взыскании госпошлины за подачу искового заявления в целом, а не за каждое требование, указанное в исковом заявлении, суд приходит к выводу, что размер государственной пошлины при подаче иска составляет 300 рублей, именно указанный размер госпошлины следует взыскать с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 53 Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», ст. 12. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Русакова Виталия Владимировича к ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необоснованным, восстановлении на учете, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить частично.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 20 августа 2018 года о снятии Русакова Виталия Владимировича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным.
Обязать федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» восстановить Русакова Виталия Владимировича в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 43,26 квадратных метров общей площади жилого помещения с даты первоначальной постановки.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» в пользу Русакова В.В. государственную пошлину в размере 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья /подпись/ С.Н.Молокова
Решение принято в окончательной форме 26 октября 2018 года
Копия верна
Судья С.Н.Молокова