Судья: Павлючик И.В. №
Докладчик: Братчикова Л.Г. №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Братчиковой Л.Г.
судей Выскубовой И.А., Плужникова Н.П.,
при секретаре Токаревой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 декабря 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Минтруда и соцразвития <адрес> Саулиной К.С., ГАУСО НСО «<адрес> Геронтологический центр» на решение Заельцовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Братчиковой Л.Г., выслушав представителя Министерства труда и социального развития Саулину К.С., представителя истца Нахабину Г.Н., судебная коллегия
установила:
Громова Н.В. обратилось в суд с уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ иском к Государственному автономному учреждению социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» о признании незаконным дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № между ГАУСО НСО НОГЦ и истицей; обязании ГАУСО НСО НОГЦ произвести перерасчет заработной платы Громовой Н.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, исходя из оклада в размере 19 540 рублей, ссылаясь на то, что приказом ГАУСО НСО НОГЦ от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу, на должность директора филиала «Геронтопсихиатрического стационара «Мочище» с установлением ей оклада в размере 14 065 рублей. С ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ на данных условиях.
ДД.ММ.ГГГГ работодатель направил Громовой Н.В. для подписи дополнительное соглашение № к трудовому договору, согласно которому в трудовой договор внесены изменения, а именно: п. 1.1 трудового договора изменен, в части наименования должности, которую занимает Громова Н.В., указана, как «Начальник филиала в структурном подразделении Работодателя административно – управленческий персонал филиала «Геронтопсихиатрический стационар «Мочище»; часть 2 раздела 5 изложена в новой редакции: «Должностной оклад (оклад), ставка заработной платы устанавливается работнику в размере 13 220 рублей 00 копеек, согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания НСО и установленным требованиям к квалификации». В остальной части трудовой договор оставлен без изменения.
Истец подписала дополнительное соглашение лишь под условием продолжения работы в новых условиях до разрешения судебного дела, после чего считает, что трудовой договор должен быть приведен в соответствие с принятым судом решением.
Подписанию дополнительного соглашения предшествовало уведомление работодателем истца от ДД.ММ.ГГГГ, которым ответчик предупреждал истицу о намерении внести изменения в трудовой договор, подчеркнув, что трудовая функция останется без изменения. При этом, в уведомлении ответчик предупредил истца о том, что в случае несогласия работы в новых условиях оплаты труда ей будет предложена нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, при отсутствии которых либо при отказе от них трудовой договор с ней будет прекращен. Тем самым истица поставлена работодателем в положение, которое вынуждает ее (до принятия судебного решения) продолжить работу на крайне невыгодных условиях, опасаясь потерять единственный источник дохода.
С изменением условий оплаты труда истец не согласна, поскольку установление ей оклада в размере ниже того, который был ей установлен в 2018 году при приеме на работу, существенно ухудшает ее права как работника.
По настоящему делу отсутствуют условия, позволяющие в силу трудового законодательства, изменить по инициативе работодателя условия трудового договора в части размера оклада истицы, ее квалификация осталась на прежнем уровне, ее трудовая функция осталась прежней, ни организационные, ни технологические условия труда не изменились.
При этом, изменение условий трудового договора в части понижения оклада до 13 220 рублей, вопреки закону, существенно ухудшило положение работника по сравнению с условиями трудового договора, которым ей установлен оклад в размере 14 065 рублей, и дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, которым оклад истца установлен в размере 19 540 рублей.
Истец обращает внимание суда на то, что локальные нормативные акты об установлении данного оклада не были отменены. Отсутствуют какие-либо решения суда о признании таких актов недействительными, как отсутствует и вступивший в законную силу приговор суда, в котором была бы установлена вина истца в незаконном установлении этого оклада. А потому суд должен исходить из действительности локальных актов, устанавливающих этот оклад, а истец просит произвести пересчет заработной платы именно относительно оклада 19540 рублей.
Помимо оклада заработная плата Громовой Н.В. состоит из множества надбавок и стимулирующих выплат, которые рассчитываются в процентном соотношении от оклада, а потому понижение оклада влечет значительное снижение размера заработной платы. Следовательно, в период с момента вступления в силу дополнительного соглашения ДД.ММ.ГГГГ заработная плата выплачивается истцу в меньшем размере.
Вместе с тем, с учетом перевода истицы ДД.ММ.ГГГГ к другому работодателю - ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов», истец считает, что ответчик обязан произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решением Заельцовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Громовой Н.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенное между Громовой Н.В. и Государственным автономным учреждением социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр».
Обязано Государственное автономное учреждение социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» произвести перерасчет заработной платы Громовой Н.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С указанным решением не согласился представитель Минтруда и соцразвития <адрес> Саулина К.С., в апелляционной жалобе ставит вопрос, об отмене решения суда, принятии по делу нового решения, об отказе в иске.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что Громова Н.В. при исполнении ею обязанностей директора учреждения, в нарушение приказа №, установила для себя оклад по должности «директор филиала» в размере, не предусмотренном данным приказом, а именно - 19540 рублей, а не 13320 рублей.
Трудовым договором, заключенным между истцом и ответчиком, предусмотрены положения об изменении его условий. Так, в целях отражения в трудовом договоре верного размера должностного оклада учреждением было предложено истцу подписать дополнительное соглашение с размером должностного оклада 13220 рублей, соответствующего размеру по занимаемой ею должности, установленному приказом №. Дополнительное соглашение к трудовому договору было подписано сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Судом не дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела. Так, не принято во внимание, что дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ направлено не на изменение размера оплаты труда, так как ни должность, ни должностные обязанности не изменены, а на приведение в соответствие с требованиями приказа №.
Также считает не состоятельной ссылку суда на ст. 74 ТК РФ, так как судом установлено, что условия труда не менялись, организационные или технологические условия труда истца также не были изменены.
Поскольку отсутствуют нарушения прав истца со стороны учреждения, принятое судебное решение подлежит отмене.
Обращает внимание, что в настоящее время в Заельцовском районном суде <адрес> на рассмотрении находится уголовное дело в отношении Громовой Н.В., возбужденное по ч. 3 ст. 160 УК РФ, по факту присвоения бюджетных средств путем незаконного повышения себе оклада по должности «директор филиала» до 19 540 рублей. Министерство по делу признано потерпевшим.
В апелляционной жалобе ГАУСО НСО «<адрес> Геронтологический центр» просит решение суда отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы указано, что выводы суда не основаны на объективном и непосредственном исследовании доказательств; имеющие юридическое значение доказательства установлены неправильно.
Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, на условия которого имеется ссылка в решении суда, расторгнут еще ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника, указанный договор был заключен по иной должности – заместителя директора. Оспариваемый трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ также прекращен в связи с переводом истца в другое учреждение на основании приказа министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче стационара».
Отсутствие в решении суда указания на оклад истца, точного размера заработной платы, по мнению апеллянта, противоречит требованиям процессуального законодательства, лишило ответчика возможности привести возражения по расчету и сумме.
Судом применена не подлежащая применению норма права – ст.74 Трудового кодекса РФ, поскольку условия труда истца не менялись.
Изменение оклада связано с приведением оклада работника государственного учреждения в соответствие с требованиями закона, Положения от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений <адрес>», Приказом Министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименования, по которым установлены в соответствии с профессиональными стандартами».
На основании акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было за два месяца направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении с ДД.ММ.ГГГГ тарифной ставки (оклада) с 19 540 руб. до 13 220 руб. По факту незаконного установления должностного оклада в размере 19 540 руб. возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.160 УК РФ.
Собственноручное подписание истцом дополнительного соглашения опровергает вывод суда о том, что истица не согласилась работать в новых условиях и не приняла их. Полагает, что рукописный текст внизу дополнительного соглашения не несет юридического смысла.
В судебное заседание не явилась истица Громова Н.В. и представитель ГАУСО НСО «<адрес> Геронтологический центр», о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, сведений о причинах неявки не представители, об отложении и/или о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали, Громова Н.В. направила в суд представителя Нахабину Г.Н., в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истец Громова Н.В. была трудоустроена в Государственном автономном учреждении социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» на должность заместителя директора, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере 14065 рублей 06 копеек (л.д. 48, 49-59).
Приказом Государственного автономного учреждения социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с истец была принята на работу на должность директора филиала «Геронтопсихиатрического стационара «Мочище» (далее - ФГС «Мочище») по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ с установлением ей оклада в размере 14 065 рублей 06 копеек (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным автономным учреждением социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» и Громовой Н.В. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым истец была принята на работу на должность директора филиала «Геронтопсихиатрического стационара «Мочище» (л.д. 7-13).
Согласно разделу 5 указанного трудового договора заработная плата работника состоит из должностного оклада (оклада), выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с начислением районного коэффициента. Должностной оклад (оклад), ставка заработной платы устанавливаются работнику в размере 14 065 рублей 06 копеек, согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания НСО и установленным требованиям к квалификации.
ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу №-лс трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут по инициативе работника Громовой Н.В. (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства труда и социального развития <адрес> №-к Громова Н.В. назначена исполняющей обязанности директора Государственного автономного учреждения социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр».
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным автономным учреждением социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» и Громовой Натальей Валентиновной заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому раздел 5 «Оплата труда, социальные гарантии и компенсации» трудового договора изложен в следующей редакции: работнику устанавливается должностной оклад 19 540 рублей (л.д 19-21).
Согласно акту № проверки государственного автономного учреждения социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» от ДД.ММ.ГГГГ при выборочной проверке правильности установления должностных окладов работникам учреждения установлено, что должностные оклады установлены без учета требований приказа министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименование по которым установлены в соответствии с профессиональными стандартами» (далее приказ №), профессиональных стандартов. Так в завышенном размере установлены должностные оклады: по должности «директор» филиала, Громовой Н.В. должностной оклад установлен по 1 группе оплаты труда для руководителя 19 540,00 руб., а, следовало установить в соответствие с приказом № по 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня» «Директор (начальник, заведующий) филиала, другого обособленного структурного подразделения» 13220,00 руб. Переплата за апрель-июнь 2020 г. с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составила 120 451, 77 руб. (л.д. 28-32).
Поскольку актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ ГАУСО НСО НОГЦ Министерством труда и социального развития <адрес> установлен факт нарушения порядка начисления и выплаты заработной платы в размере 19 540,00 рублей, истцу было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось, что с ДД.ММ.ГГГГ размер тарифной ставки (оклада) по должности «Директор филиала» будет 13 220,00 рублей, а также должность «Директор филиала» будет переименована на «Начальник филиала» (без изменения трудовой функции) (л.д. 90).
ДД.ММ.ГГГГ работодатель направил Громовой Н.В. для подписи дополнительное соглашение № к трудовому договору, согласно которому в трудовой договор внесены изменения, а именно: п. 1.1 трудового договора изменен в части наименования должности, которую занимает Громова Н.В. Должность переименована и звучит как «Начальник филиала в структурном подразделении работодателя административно управленческий персонал филиала «Геронтопсихиатрический стационар «Мочище»; часть 2 раздела 5 изложена в новой редакции: «Должностной оклад (оклад), ставка заработной платы устанавливается работнику в размере 13 220 рублей 00 копеек, согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания НСО и установленным требованиям к квалификации». В остальной части трудовой договор оставлен без изменения (л.д. 91).
Как следует из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений сторонами заключено дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора (л.д. 15, 91).
Подписанию дополнительного соглашения предшествовало уведомление ответчиком истца от ДД.ММ.ГГГГ, которым ответчик предупредил истицу о намерении внести изменения в трудовой договор, указав, что трудовая функция останется без изменения (л.д. 90), и, в случае несогласия работать в новых условиях оплаты труда ей будет предложена нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, при отсутствии которых либо при отказе от них трудовой договор с ней будет прекращен.
Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений истицей подписано с оговоркой о несогласии с его условиями в том числе, по заработной плате, поскольку установление ей оклада в размере ниже того, который был ей установлен в 2019 году при приеме на работу, существенно ухудшает ее права как работника (л.д. 91, 92). Истец подписала дополнительное соглашение с оговоркой продолжения работы в новых условиях до разрешения гражданского дела, после чего полагала, что трудовой договор должен быть приведен в соответствие с принятым судом решением.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче стационара» ФГС «Мочище» передано от ГАУСО НСО НОГЦ в ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов».
На основании данного приказа и приглашения на работу от ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 134), истица с письменного согласия переведена на работу к другому работодателю, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ прекращен по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Издан приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора с работником №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 135).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, и установив, что введение в действие оспариваемым дополнительным соглашением положения об установлении должностного оклада в размере 13 220 рублей ухудшает положение работника по сравнению с прежними условиями трудового договора, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований – признании незаконным дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности на работодателя произвести перерасчет заработной платы истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Делая вывод о том, что удовлетворенные судом требования, по сути, восстанавливают права истца, суд нашел нецелесообразным указание размера оклада истица.
Статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В отступление от общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон частью 1 статьи 74 данного кодекса предусмотрена возможность одностороннего изменения таких условий работодателем.
В силу части 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Частью 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 названного кодекса (части 3 и 4 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств, прекращение трудового договора по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты, в том числе в части, касающейся изменения системы оплаты труда. Нормы таких локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, иначе они не подлежат применению, и отношения сторон трудового договора в этом случае регулируются трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.Работодатель также имеет право по своей инициативе изменять определенные сторонами условия трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника) в случае изменения организационных и технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий трудового договора. Вводимые работодателем изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе, принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учетом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу п. п. 2 - 5, 13, 20 - 22 Положения о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018 г. N 272-п (далее по тексту также Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений Новосибирской области), системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются по отраслям или по подведомственности учреждений в целях наиболее полного учета отраслевых факторов сложности труда и отраслевых особенностей условий труда при оплате труда работника. Система оплаты труда включает размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок), перечень, размеры и условия осуществления компенсационных и стимулирующих выплат работникам. Система оплаты труда работников учреждений соответствующей отрасли устанавливается в отраслевом тарифном соглашении, являющемся приложением к региональному отраслевому соглашению, заключаемому между отраслевыми профсоюзами, соответствующими объединениями работодателей и (или) работодателями отрасли и соответствующим областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области (далее отраслевое тарифное соглашение), а при отсутствии отраслевых профсоюзов - в положении об оплате труда работников подведомственных учреждений, согласованном с министерством труда и социального развития Новосибирской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Система оплаты труда работников учреждения устанавливается положением об оплате труда работников учреждения, которое утверждается приказом руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников или является приложением к коллективному договору в случае его заключения. Система оплаты труда работников учреждения устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, а также в соответствии с настоящим Положением, на основании отраслевого тарифного соглашения или, в случае его отсутствия, положения об оплате труда работников подведомственных учреждений. Работникам учреждений могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсационных выплат, установленные в отраслевом тарифном соглашении, в положении об оплате труда работников подведомственных учреждений, коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте учреждения не могут быть ниже, а условия их осуществления не должны быть ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. При определении размеров компенсационных выплат работникам учреждения и условий их осуществления учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения.
В соответствии с требованиями статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Порядок финансирования деятельности государственных учреждении, понимаемой как оказание услуг (выполнение работ), регламентирован главой 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также БК РФ). Для бюджетных учреждений под финансированием понимается предоставление субсидий, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственных (муниципальных) заданий.
Согласно статье 2, части 2 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) объем бюджетного финансирования зависит от объема средств, поступающих в учреждение от платной и иной приносящей доход деятельности. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Пунктом 6 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений <адрес> установлено, что фонд оплаты труда работников государственного автономного и бюджетного учреждения здравоохранения формируется в пределах объема субсидий из бюджета <адрес> на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств системы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018 г. N 272-п "Об установлении системы оплаты труда работников, условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размеров предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы государственных учреждений Новосибирской области" финансовое обеспечение расходных обязательств Новосибирской области, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций государственных казенных учреждений Новосибирской области, а также на предоставление государственным автономным и бюджетным учреждениям Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Приказом Министра труда и социального развития новосибирской области №620 от 13.06.2019 в соответствии с пунктом 15 Положения о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области, прилагаемого к постановлению Правительства Новосибирской области от 26.06.2018 №272-п утверждены размеры должностных окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 №247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих. Согласно профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»: директор (начальник, заведующий) филиала, другого обособленного структурного подразделения относится к третьему квалификационному уровню и размер должностного оклад, составляет 13 220 рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору № Громова Н.В. была трудоустроена в ГАУСО НСО НОГЦ на должность заместителя директора (т.1 л.д.48-59).
ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор №, по условиям которого Громова Н.В. была принята по совместительству на 0,5 ставки на должность директора филиала «Геронтопсихиатрический стационар «Мочище» (т.1 л.д.61-68).
Филиал «Геронтопсихиатрический стационар «Мочище» являлся структурным подразделением ГАУСО НСО НОГЦ.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, и работа в должности директора ФГС «Мочище» становится для Громовой Н.В. основным местом работы (т.1 л.д.69-70).
Должностной оклад по должности директор филиала (заместитель директора по стационару) согласно штатному расписанию, утвержденному приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении штатного расписания», составлял 14 065, 06 руб.
ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение, которым изменен раздел 5 трудового договора «Оплата труда, социальные гарантии и компенсации», в частности установлен должностной оклад работнику 19 540 рублей (т.1 л.д.72-76).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между ГАУСО НСО НОГЦ и Громовой Н.В. заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, об изменении надбавок за качественные показатели эффективности деятельности, а ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № которыми изменялся раздел 5 трудового договора «Оплата труда, социальные гарантии и компенсации» в части, касающейся надбавок за качественные показатели эффективности деятельности по результатам выполнения качественных показателей эффективности деятельности учреждения в рамках имеющегося фонда оплаты труда (т.1 л.д.77-89).
ДД.ММ.ГГГГ между ГАУСО НСО НОГЦ и Громовой Н.В. заключено оспариваемое дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, которым внесены изменения в трудовой договор в раздел 5 «Оплата труда, социальные гарантии и компенсации», должностной оклад установлен работнику в размере 13 220 рублей согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания НСО и установленным требованиям квалификации (т.1 л.д.91).
Из представленного ГАУСО НСО НОГЦ расчета заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приобщенного к материалам дела судебной коллегией в порядке пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в связи с неустановлением районным судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, следует, что, исходя из размера оклада 13 220 руб., общий доход Громовой Н.В. за июнь 2021 года составил: 61 597,75 рублей + премия 1902 рубля; за июль 2021 года – 30376,69 рублей; за август 2021 года – 59298,53 рублей; за сентябрь 2021 года – с учетом выплат при увольнении – 337470,89 рублей. Исходя из размера оклада 14 065.06 рублей доход составил бы за июнь – 65261,69 рублей; за июль – 31745,91 рублей; за август – 61407,22 рублей; за сентябрь – 354700,05 рублей, что свидетельствует о нарушении трудовых прав истицы.
Исходя из того, что дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 272-п и Приказа Министра труда и социального развития новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ, данное соглашение не является законным только в части установления размера оклада истицы.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о незаконности дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления размера оклада, поскольку соглашение не отвечает положениям ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации в совокупности с руководящими разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», запрещающим ухудшать положение работника по сравнению с условиями трудового договора.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с утверждением истца и выводами суда первой инстанции в данной части, о необходимости перерасчета заработной платы, исходя из оклада в размере 19 540 руб., установленного дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.
Указанное соглашение заключено в период действия Приказа Министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименование по которым установлены в соответствии с профессиональными стандартами» (далее приказ №), в соответствии с которым, должностной оклад Громовой Н.В. должен был быть оставлен на прежнем уровне.
При этом следует учесть, что дополнительное соглашение ДД.ММ.ГГГГ заключено к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, прекращенному по соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ, в связи чем, утверждение апеллянта о том, что соглашение не оспаривалось и не было признано недействительным, по мнению судебной коллегии, не имеют правового значения с учетом, в том числе того, что оно противоречит отраслевому приказу Министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из информации, представленной по запросу Заельцовским районным судом <адрес> в отношении Громовой Н.В. рассматривается уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 160 УК РФ - присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, составляющего разницу между суммами заработной платы начисленной к выплате Громовой Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно расчетным листкам Филиала и суммами заработной платы, подлежащей к выплате Громовой Н.В., рассчитанной при условии, что должностной оклад Громовой Н.В. составляет 13 220 рублей, согласно приказу Министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименования по которому установлены в соответствии с профессиональными стандартами».
Не имеет правового значения и то обстоятельство, при рассмотрении гражданского дела по иску Громовой Н.В. о восстановлении на работе расчет заработной платы за время вынужденного прогула был произведен исходя их оклада 19 450 рублей, поскольку вопрос о законности данного вознаграждения в деле не рассматривался.
Также отклоняются как не имеющие правового значения доводы о том, что установленный соглашением от ДД.ММ.ГГГГ оклад был определен на основании штатного расписания, разработанного сотрудниками экономического отдела, бухгалтерии, отдела кадров, поскольку утверждалось штатное расписание Громовой Н.В., исполняющим обязанности директора филиала. На основании изложенного решение Заельцовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заельцовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить.
Признать незаконным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенное между Громовой Натальей Валентиновной и Государственным автономным учреждением социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» в части установления размера оклада.
Обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания <адрес> «<адрес> геронтологический центр» произвести перерасчет заработной платы Громовой Натальи Валентиновны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из размера оклада 14 065, 06 рублей.
Апелляционные жалобы представителя Минтруда и соцразвития НСО -Саулиной К.С., ГАУСО НСО «<адрес> Геронтологический центр» удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: