02 сентября 2021 года с.Беляевка
Беляевский районный суд Оренбургской области
в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.,
при секретаре Лотоцкой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гузя С.Н. к Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области о признании права собственности на земельную долю, третьи лица: Администрации муниципального образования Беляевский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гузь С.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области, указав, что истцу, как члену колхоза, в порядке приватизации была предоставлена в собственность доля земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» площадью 25,5 га из земель колхоза «Октябрь».
В списке собственников земельных долей, утвержденного распоряжением администрации Беляевского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земель в коллективно-долевую собственность за колхозом «Октябрь», он указан, как собственник земельной доли, которому был предоставлен в собственность земельный участок, из категории «земли сельскохозяйственного назначения», площадью <данные изъяты>
Однако в списке собственников земельных долей, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого размер доли, переданной в собственность членам колхоза «Октябрь» составил <данные изъяты>, сведения о нем отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 64,80 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 131, 132 ГПК РФ, истец с учетом уточнения просил суд:
Признать право собственности Гузя С.Н. на земельную долю площадью <данные изъяты> из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, переданных в коллективно-долевую собственность колхоза «Октябрь», расположенную на территории муниципального образования Беляевский сельсовет <адрес>.
В судебное заседание истец и представители: ответчика Администрации МО Беляевский район Оренбургской области, третьих лиц Администрации муниципального образования Беляевский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Истец, представитель ответчика Администрации МО Беляевский район Оренбургской области и представитель третьего лица Администрации муниципального образования Беляевский сельсовет Беляевского района Оренбургской области просили о проведении судебного заседания в свое отсутствие.
Представители третьего лица Управления Росреестра по Оренбургской области, надлежаще извещенного о времени и месте, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении не просили.
Суд в порядке ст. 168 ГПК РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Право наследования гарантируется (часть 4).
В соответствии с п.5 ст.79 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее- ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 8 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель…
Согласно ст.3 "Земельного кодекса РСФСР" (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N1103.1,далее – ЗК РСФСР) в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).
Собственниками земли выступают: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
В силу ст.6 ЗК РСФСР совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).
Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
В силу ст.9 ЗК РСФСР земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно - долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно - долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Вопрос о получении земельных участков в коллективно - долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника. Доля не должна быть более предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.
В коллективно - долевую собственность граждан, являющихся работниками (членами) указанных в данной статье предприятий, земельные участки передаются в порядке, предусмотренном частями четвертой и седьмой статьи 7 настоящего Кодекса.
Часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно - долевую собственность, остается в государственной собственности и передается этому предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования и отграничивается в натуре (на местности). Вновь принятым работникам (членам) предприятия земельная доля может быть выделена из данных земель в порядке, установленном настоящей статьей.
Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно - долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них.
Право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
В силу ст. 10 ЗК РСФСР каждый член сельскохозяйственного предприятия при выходе из него имеет право на получение своей доли в виде земельного участка для использования его в сельскохозяйственных целях или продажи местному Совету народных депутатов в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса. Земельная доля может быть передана по наследству. Наследник земельной доли обладает такими же правами, как и член сельскохозяйственного предприятия.
Выкуп указанных земельных участков при их предоставлении для государственных и общественных нужд производится местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией и за счет их бюджета. При этом на счет каждого сособственника начисляется сумма, компенсирующая уменьшение его земельной доли.
В случае ликвидации сельскохозяйственного предприятия каждый сособственник имеет право на получение земельного участка в натуре (на местности) для его использования в сельскохозяйственных целях или его продажу местному Совету народных депутатов.
В порядке, установленном ст.11 ЗК РСФСР, приобретение земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса осуществляется через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Исходя из положений ст.39 ЗК РСФСР, основаниями прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, которое принимается Советами народных депутатов, являются: добровольный отказ от земельного участка или его части, отчуждение (продажи) Совету народных депутатов; использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематическая неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды; неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства на всех землях, указанных в статье 4 настоящего Кодекса; выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий; изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их представления гражданам.
Как следует из материалов дела, Гузь С.Н.,<данные изъяты>., <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается записями трудовой книжке истца.
На основании распоряжения администрации Беляевского района № от ДД.ММ.ГГГГ за колхозом «Октябрь» в коллективную долевую собственность был было закреплено <данные изъяты> земель, в т.ч. <данные изъяты> сельхозугодий, из которых <данные изъяты> с предоставлением каждому члену колхоза в порядке приватизации земельной доли согласно приложению.
Из приложения к вышеуказанному распоряжению следует, что в числе колхозников, которым предоставлен земельный пай в размере <данные изъяты>, указан Гузь С.Н..
Свидетельство о праве собственности на земельную долю Гузь С.Н. не получал.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец в установленном законом порядке приобрел право собственности на земельную долю площадью <данные изъяты> из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты>, с, переданных в коллективно-долевую собственность колхоза «Октябрь», расположенную на территории муниципального образования Беляевский сельсовет <адрес>.
Вместе с тем, согласно уведомлению Управления Росреестра по Беляевскому, Саракташскому районам от ДД.ММ.ГГГГ. № № в списке собственников земельных долей, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ согласно которого размер доли, переданной в собственность членам колхоза «Октябрь» из состава земель сельхозназначения с кадастровым №, составил <данные изъяты>, сведения о Гузь С.Н. отсутствуют.
Однако, как следует из искового заявления и представленных в дело доказательств, право собственности истца, как собственника земельной доли, не прекращалось, не изменялось, в т.ч. истец, будучи собственником земельной доли, не заявил добровольного отказа от земельного участка; не произвел его отчуждение (продажу) местному Совету народных депутатов земельного участка; данная земельная доля не выкупалась, в том числе и принудительно (реквизиция), для государственных нужд; не изымалась в случаях, предусмотренных пунктами 4, 7, 8, 9 статьи 39 настоящего Кодекса; и невыкупалась по закладной земельного участка, заложенного в земельный банк.
Доказательств в обоснование обратного суду не представлено.
Принимая во внимание, что истец не получал документы, удостоверяющие его права на спорную земельную долю, а правоустанавливающий распорядительный акт о предоставлении земельной доли в размере <данные изъяты> га в собственность истца в порядке приватизации не отменен, не изменен, не признан незаконным и недействительным; в установленном законом порядке права истца земельную долю не прекращались, суд приходит к выводу, что за истцом подлежит признанию право собственности на спорную земельную долю, т.е. исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Гузя С.Н. - удовлетворить.
Признать право собственности Гузя С.Н. на земельную долю площадью <данные изъяты> из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, переданных в коллективно-долевую собственность колхоза «Октябрь», расположенную на территории муниципального образования Беляевский сельсовет Беляевского района Оренбургской области.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Беляевский районный Оренбургской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен: 02.09.2021г.
Судья: Занездрова К.В.