Решение по делу № 3а-140/2021 (3а-615/2020;) от 22.12.2020

Дело № 3а-140/2021 (3а-615/2020)

УИД 62OS0000-01-2020-000490-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2021 года                                                           город Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 3а-140/2021 (3а-615/2020) по административному иску Терехова Александра Валентиновича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости здания равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Терехов А.В. обратился в Рязанский областной суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец Терехов А.В. указал, что он является сособственником здания с кадастровый , площадью 263.3 кв. м, назначением: нежилое здание, адрес: <адрес>, рабочий <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22 декабря 2020 года кадастровая стоимость вышеназванного нежилого здания определена по состоянию на 18 июня 2019 года в размере 5 176 944 рублей 04 копеек.

В целях определения рыночной стоимости спорного здания административный истец обратился в оценочную организацию АО «Консультант-Сервис» для составления отчета.

Из отчета об оценке № 212260320 от 21 декабря 2020 года, подготовленного <скрыто> по заказу административного истца Терехова А.В., следует, что рыночная стоимость здания с кадастровым номером составляет 854 000 рублей по состоянию на 18 июня 2019 года.

Таким образом, кадастровая стоимость нежилого здания превышает его рыночную, что затрагивает интересы административного истца Терехова А.В. как плательщика налога на имущество физических лиц, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец Терехов А.В. просил установить по состоянию на 18 июня 2019 года кадастровую стоимость нежилого с кадастровым номером равную его рыночной стоимости в размере 854 000 рублей, определенном в отчете об оценке № 212260320 от 21 декабря 2020 года, составленном <скрыто>

В ходе судебного разбирательства сторона административного истца уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость данного здания равную его рыночной стоимости в размере 979 213 рублей, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы по состоянию на 18 июня 2019 года.

В судебное заседание административный истец Терехов А.В. и его представитель по доверенности ФИО4 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили в письменной форме ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также представители заинтересованных лиц - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области и заинтересованное лицо ФИО3 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

От представителей административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Бегера Н.Н. и Карнова Д.Ю. поступили в письменной форме отзывы, в которых они ссылаются на то, что в силу Федерального закона № 218 от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет относится к исключительным полномочиям органа регистрации прав - Росреестра. В связи с этим, учитывая характер спорных    правоотношений,    а    именно    то,    что    требования административного истца

Терехова А.В. не связаны с обжалованием действий Учреждения, принимая во внимание отсутствие спора между административным истцом и Учреждением, поскольку требования административного истца Учреждением не оспариваются ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), ФГБУ «ФКП Росреестра» считает, что Учреждение является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу. Кроме того, административный ответчик просит рассмотреть указанное дело без участия представителя Учреждения.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации МО - Ухоловский муниципальный район Рязанской области Зуев А.А. просил рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения заявленных требований администрация не возражает.

На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав материалы дела, считает возможным установить кадастровую стоимость здания равную его рыночной стоимости по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ суд защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В силу ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

В силу Постановления Правительства Российской Федерации № 457 от 1 июня 2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе функции по государственной кадастровой оценке.

Приказом Росреестра № П/210 от 12 мая 2015 года полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года, Закона о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года).

Федеральным законом № 269-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено новое правовое регулирование для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, предусматривающее в статье 22.1 Федерального закона

№ 237-ФЗ от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» возможность установления рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц бюджетным учреждением.

Высшим исполнительным органом государственной власти Рязанской области принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года (распоряжение Правительства Рязанской области № 534-р от 13 ноября 2020 года) - 1 января 2021 года.

Частью 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ от 31 июля 2020 года предусмотрено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке». Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости установленный данной статьей является аналогичным статье 24.18 Федерального закона

№ 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части возможности оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года).

В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Рязанской области № 65-ОЗ от 30 октября 2014 года «Об установлении единой даты начала применения на территории Рязанской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с

1 января 2015 года сумма налога на имущество физических лиц (в том числе и нежилые помещения), подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно разъяснениям, приведенным Верховным Судом Российской Федерации в п. 6 постановления Пленума № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и абз 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. ст. 373, 388, 400 НК РФ).

Как следует из материалов административного дела, административному истцу Терехову Александру Валентиновичу принадлежит на праве долевой собственности (доля в праве ?) здание с кадастровый , площадью 263.3 кв. м, назначением: нежилое здание, адрес: <адрес>, рабочий <адрес>. Другим участником долевой собственности является ФИО3, доля в праве - ?. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области № 8-П от 14 октября 2015 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» утверждены по состоянию на 1 января 2015 года результаты определения кадастровой стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-51043014 от 22 декабря 2020 года, акту определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № КУВИ-001/2019-7101060 от 18 июня 2019 года и сведениям, изложенным в отзыве административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», кадастровая стоимость здания с кадастровым номером была определена по состоянию на 18 июня 2019 года в размере 5 176 944 рублей 04 копеек с использованием унаследованного среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с Приложением № 1 постановления Минимущества Рязанской области № 8-П от 14 октября 2015 года, в связи с изменением учетных характеристик - площади указанного объекта недвижимости. Датой внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости нежилого здания является 18 июня 2019 года.

Судом установлено, что 22 декабря 2020 года административный истец Терехов А.В. обратился в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему здания равной рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Минимущества Рязанской области указал на несоответствие отчета, представленного административным истцом, Закону об оценке и требованиям федеральных стандартов оценки, в связи с чем по ходатайству административного истца Терехова А.В. судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту <скрыто> ФИО8.

Заключением эксперта <скрыто>» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером составляет 979 213 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Данное заключение соответствует положениям ч. 2 ст. 82 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, в установленном порядке не оспорено. У суда оснований не доверять выводам эксперта не имеется, так как эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

В соответствии с п. 2 ст. 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Из правовой позиции, изложенной в п. п. 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года, следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, абз. 5

ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 1438-О от 29 мая 2019 года).

Постановлением Минимущества Рязанской области № 23-П от 14 октября 2020 года «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» утверждены по состоянию на 1 января 2020 года результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области, в том числе, как следует из Приложения, установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером в размере 7 529 506 рублей 30 копеек.

Настоящее постановление применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что административный истец Терехов А.В. является собственником вышеуказанного объекта недвижимости и плательщиком соответствующего налога, к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости.

Установленное в ходе судебного разбирательства расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки объекта недвижимости, и рыночной стоимостью спорного нежилого здания, определенной на ту же дату заключением судебной оценочной экспертизы, нарушает права административного истца Терехова А.В., поэтому суд полагает, что его требование об установлении кадастровой стоимости здания равной рыночной стоимости является законным и обоснованным.

Доводы административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что в силу Федерального закона № 218 от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет относится к исключительным полномочиям органа регистрации прав - Росреестра, в связи с этим, учитывая характер спорных правоотношений и принимая во внимание отсутствие спора между административным истцом и Учреждением, ФГБУ «ФКП Росреестра» не может быть надлежащим административным ответчиком по данному делу, являются несостоятельными, поскольку принимая во внимание вышеприведенные положения при включении сведений о вновь учтенных объектах недвижимости или ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости осуществлялось ФГБУ «ФКП Росреестра».

При таких обстоятельствах административный иск Терехова А.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания следует считать 22 декабря 2020 года (дата обращения с административным иском в суд).

Согласно разъяснениям, приведенным Верховным Судом Российской Федерации в

абз. 2 п. 25 постановления Пленума № 28 от 30 июня 2015 года, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Поскольку Постановлением Минимущества Рязанской области № 23-П от 14 октября 2020 года установлена в отношении нежилого здания с кадастровым номером новая кадастровая стоимость, то сведения о кадастровой стоимости данного объекта    недвижимости,    установленные настоящим    решением, могут применяться по

31 декабря 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административный иск Терехова Александра Валентиновича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости здания равной рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровый , площадью 263.3 кв. м, назначением: нежилое здание, адрес: <адрес>, рабочий <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере 979 213 (девятисот семидесяти девяти тысяч двухсот тринадцати) рублей по состоянию на 18 июня 2019 года.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

    Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания считать 22 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья - подпись                                                                                                           В.Е. Лукашевич

Копия верна.

Судья                                                                                                                             В.Е. Лукашевич

3а-140/2021 (3а-615/2020;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Терехов А.В.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области
Другие
Явнов В.В.
Минимущества Рязанской области
администрация МО - Ухоловский муниципальный район Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Лукашевич Владислав Евгеньевич
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация административного искового заявления
23.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2021Предварительное судебное заседание
18.08.2021Производство по делу возобновлено
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2021Судебное заседание
02.09.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
02.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее