Решение по делу № 2-411/2019 от 20.12.2018

***

Решение принято в окончательной форме 04.03.2019 Дело № 2-411/2019

77RS0016-01-2018-012011-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рі. Екатеринбург                                  25 февраля 2019 РіРѕРґР°

    

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Царегородцевой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Нешатаевой В.Л.,

с участием представителя ответчика Дербеневой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства, регламентирующего вопросы транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Серовский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности по принятию необходимых и достаточных мер для разработки проекта плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Каква Свердловской железной дороги и направления его для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. В обоснование заявления указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в результате которой установлено, что собственником указанного объекта является ОАО «РЖД». 01.09.2016 станции Каква присвоена 3 категория безопасности. Оценка уязвимости данного объекта произведена 03.11.2017, однако по состоянию на 03.05.2018 план обеспечения транспортной безопасности указанного объекта, предусмотренный действующим законодательством, ответчиком не разработан и не направлен для утверждения в компетентный орган. Неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности ставит под угрозу устойчивое и безопасное функционирование объекта транспортной безопасности, чем затрагиваются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

    Р˜СЃС‚ец РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещался Рѕ времени Рё месте своевременно Рё надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёР» Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие (Р».Рґ. 32).

Представитель ответчика Дербенева Т.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы прокурора о том, что результаты оценки уязвимости станции Каква утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 03.11.2017, однако план транспортной безопасности в течение 3 месяцев не предоставлен для утверждения в уполномоченный орган, - не оспорила, вместе с тем, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что с 01.07.2017 вступили в силу новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. На железнодорожной станции Каква в 2017 году проведена оценка уязвимости в соответствии с требованиями № 495, а также разработан проект плана, но не направлен на утверждение в Росжелдор, поскольку согласно письму Росжелдора от 28.04.2017 № ЕЛ-30/2729-ис ОАО «РЖД» оно не вправе направлять на утверждение планы, по которым все необходимые действия не проведены. Согласно п.5.9 Требований № 495 ОАО «РЖД» направлены письма в подразделения федеральных органов исполнительной власти по согласованию организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, являющихся приложением к плану. Кроме того, разработка приложений №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11 плана ОТБ согласно образцу, предоставленному на сайте Росжелдор в сети интернет, возможна лишь после проведения проектно-изыскательских работ на конкретные ОТИ специализированными организациями, занимающимися разработкой проектов и установкой средств обеспечения транспортной безопасности. Для решения указанного вопроса в адрес Центральной дирекции управления движением направлены обращения о выделении финансирования на проведение проектно-изыскательских работ. Заключение соответствующего договора включено в план закупок на 2019 год, договор будет заключен по результатам проведенного открытого аукциона, обязательность проведения которого предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-фз. ОАО «РЖД» не имеет возможности провести все необходимые работы одномоментно по всем ОТИ, при этом применяя принцип приоритетности, учитывая разъяснения и рекомендации органов исполнительной власти, ОАО «РЖД» действует добросовестно, добровольно и поэтапно исполняя требования законодательства. Полагает, что прокурор, обращаясь с данным иском, преждевременно предъявляет требования, вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организации, что не допустимо. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований. В случае удовлетворения требований прокурора просила предоставить решением срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, предоставило отзыв, в котором указало, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Каква Свердловской железной дороги, находящаяся в Серовском районе Свердловской области имеет реестровый номер ОТИ – ЖРП 303318, ему присвоена 3 категория безопасности. Результат оценки уязвимости ОТИ утвержден Росжелдором 03.11.2017. Ответчик должен был в срок до 04.02.2018 разработать и утвердить план обеспечения транспортное безопасности ОТИ, что не было сделано. Просит удовлетворить исковые требования.

С учетом мнения явившегося лица, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 1 указанного Закона устанавливает, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

К объектам транспортной инфраструктуры закон относит технологический комплекс, включающий в себя в том числе, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.

В соответствии со ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно п. 1, п.2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Постановлением Правительства от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», вступившие в силу с 01.07.2017 года.

Обязанность по принятию мер к организации исполнения указанных требований возложена на субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих непосредственную эксплуатацию транспортных средств, к коим относится ОАО «РЖД».

Согласно п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (п.п.5);

- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п.п.6).

- при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) (п.п.17).

Из материалов дела усматривается, сторонами не оспаривается, что Серовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в результате которой выявлено, что ОАО «РЖД» относится к субъектам транспортной инфраструктуры, которому принадлежит объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Каква Свердловской железной дороги, находящаяся в Серовском районе Свердловской области. Данный объект имеет реестровый номер ОТИ – ЖРП 303318, ему присвоена 3 категория безопасности. Оценка уязвимости данного объекта произведена 15.11.2017, однако по состоянию на 03.05.2018 план обеспечения транспортной безопасности указанного объекта, предусмотренный действующим законодательством, ответчиком не разработан и не направлен для утверждения в компетентный орган.

Ответчик в суде подтвердил, что и к настоящему времени такой план в соответствие с требованиями действующего законодательства им не подготовлен и в уполномоченный государственный орган для утверждения не передан. Однако доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, ответчиком не представлено.

Таким образом, поскольку обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», учитывая, что на момент разрешения спора план обеспечения транспортной безопасности не разработан и не направлен на утверждение в компетентный орган, а установленный законом срок пропущен, при этом существенно, поскольку не проведение мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся объектами транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что для выполнения всех необходимых организационно-распорядительных мероприятий требуется значительный временной промежуток, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование о признании бездействия незаконным удовлетворению не подлежит, поскольку не приведет к восстановлению нарушенного права, является излишне заявленным, при этом установление факта противоправного бездействия является лишь юридически значимым обстоятельством для удовлетворения иска, а не способом защиты нарушенного права.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

    РќР° основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Каква Свердловской железной дороги (реестровый номер ОТИ – ЖРП 303318) и не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить его в компетентный государственный орган в области обеспечения транспортной безопасности для утверждения.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать открытого акционерного общества «Российские железные РґРѕСЂРѕРіРёВ» РІ РґРѕС…РѕРґ местного бюджета государственную пошлину РІ СЃСѓРјРјРµ 300 рублей.    

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга

РЎСѓРґСЊСЏ                     ***                   Р›.Р›. Царегородцева

***

***

***

***

***

2-411/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Уральское Территориальное Управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
Серовский транспортный прокурор
ОАО "РЖД"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
20.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.12.2018Передача материалов судье
24.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее