Решение по делу № 33-2714/2021 от 29.03.2021

Судья – Гарбуз С.В.                                   Стр.169 г г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В.        №33-2714/2021                  12 мая 2021 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

    судей Романовой Н.В., Рассошенко Н.П.,

при секретаре Степанишиной С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Подгорных О.В. к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» об установлении даты начала действия договора с потребителем услуг, заключенного путём конклюдентных действий по апелляционной жалобе Подгорных О.В. на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

Подгорных О.В. обратился в суд с иском к ООО «ЭкоИнтегратор», в котором просил установить начало срока действия договора с ООО «ЭкоИнтегратор», лицевой счёт которого , заключенного путём конклюдентных действий, с июня 2020 г.

В обоснование иска указал, что с 1 января 2020 г. на территории Архангельской области в качестве регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами начал деятельность ООО «ЭкоИнтегратор». В июне 2020 г. на территории деревни Большая МО «Пермогорское» были установлены контейнеры для сбора ТКО. Однако, в предъявляемых потребителям платежных документах ООО «ЭкоИнтегратор» требовал оплаты своих услуг с января 2020 г. Договоров в письменном виде с потребителями ООО «ЭкоИнтегратор» не заключал, а потому они оказались заключенными путем совершения конклюдентных действий. Согласно п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг. Соответственно исчисление начала срока действия договора с его семьёй, проживающей в частном доме, должно происходить с июня 2020 г., когда были установлены контейнеры для сбора ТКО, с последующим вывозом и началось реальное оказание услуги, но не с января 2020 г. В оспариваемый период вывозом ТКО занималось ООО «Капитель». Мусоровозная машина, принадлежащая этому предприятию, выезжала только к тем жильцам, с кем были заключены договоры. Так как ранее он договор с ООО «Капитель» не заключал, то услуги по вывозу ТКО с января по май 2020 г. ему не оказывались, и оплачивать его понуждают только факт выездов мусоровозной машины в д. Большая, а не оказанные услуги. Расположение дома, где он проживает, находится не по пути следования машины, занимавшейся сбором ТКО. Им предпринимались попытки решения вопроса на досудебной стадии. По данному поводу он 15 июня 2020 г. обратился с письменным заявлением в ООО «ЭкоИнтегратор». Ответа на обращение не последовало. Полагая, что взимание необоснованной платы ООО «ЭкоИнтегратор», будучи монополистом, нарушает антимонопольное законодательство, он обратился в Управление федеральной антимонопольной службы по Архангельской области. Его заявление было переадресовано в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области. Выставленные его семье в качестве долга платежи с января 2020 г. по май 2020 г. он не оплачивает, так как считает их необоснованными. ООО «ЭкоИнтегратор» с января по май 2020 г. не только не представляло услуги, но и не предъявляло платежных документов для их оплаты.

В судебном заседании истец Подгорных О.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «ЭкоИнтегратор» участия в судебном заседании не принял, в отзыве на иск указали, что возражают против удовлетворения исковых требований.

Решением суда Подгорных О.В. отказано в удовлетворении иска к ООО «ЭкоИнтегратор» об установлении начала срока действия договора с ООО «ЭкоИнтегратор», лицевой счёт которого , заключенного путём конклюдентных действий, с июня 2020 г.

С данным решением истец не согласился, в поданной апелляционной жалобе попросит решение отменить, удовлетворить его требования и признать договор, заключенный ООО «ЭкоИнтегратор» с его семьей действующим с июня 2020 г. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что основанием для заключения договора является факт предоставления услуг. Считает необоснованным вывод суда о том, что свои права потребителя истец может защитить путем перерасчета платы, так как услуга в спорный период не оказывалась, и действие договора не должно распространяться на указанный период. Указывает, что не имел возможность ознакомиться с текстом договора, опубликованном в газете «Архангельск», которая не имеет статуса областного издания. Красноборский район является другим муниципальным образованием, имеющим свой печатный орган – газету «Знамя». Считает, что факт оказания услуги ответчиком не доказан. Записи в маршрутных журналах таким доказательством не являются, его дом по <адрес> не значится в журнале. Дом <адрес>, где согласно записи в журнале производилась еженедельная загрузка, и дом не являются соседними из-за значительного расстояния и отсутствия прямого пути между ними. Его дом также не значится в приложении 6 к договору субподряда, а потому не был передан на обслуживание ООО «Капитель». Ответчик не информировал население о своих услугах. ООО «Капитель» до января 2020 г. оказывало услуги по выводу ТКО только той части населения, с кем у них были заключены договоры. С января это предприятие работало в качестве субподрядчика по тому же маршруту и никто не сообщил, что услугами по вывозу ТКО могут пользоваться все желающие. График обслуживания до населения доведен не был, никакие объявления на территории муниципального образования не размещались, никакие собрания не проводились. Обратное ответчиком не доказано. С января по май ответчик не предоставлял населению и платежные документы. Считает, что оснований считать договор действующим в период с января по май 2020 г. не имеется. Обращает внимание, что ответчик заключил в одностороннем порядке договоры со всем населением МО «Пермогорское», однако по договору субподряда между ООО «ЭкоПрофи» и ООО «Капитель» на обслуживание последнего передано не более 30 процентов жилого фонда МО «Пермогорское», и ответчик, заведомо зная, что обслуживается только часть населения, предъявил платежные документы всему населению.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «ЭкоИнтегратор» с доводами жалобы не согласилось.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями ч.ч.3 и 4 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив судебное решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истец фактически проживает с супругой Подгорных Л.С. по адресу: <адрес> куда вселен как член семьи собственника.

В мае 2020 г. супруга истца Подгорных Л.С. получила квитанцию об оплате коммунальной услуги - обращение с ТКО, начисления в которой произведены за 3 проживающих человек исходя из тарифа 51,56 руб. за 1 человека за 5 месяцев 2020 г. (январь-май).

Обращаясь в суд с иском, Подгорных О.В. указал, что установки контейнеров для сбора ТКО на территории д. Большая в июне 2020 г. он услугой по обращению с ТКО не пользовался, поскольку не был извещен о возможности сдачи отходов на машину для сбора мусора, приезжающую по графику в д. Большая. Сообщения о данной возможности не было сделано ни самим региональным оператором, ни органами местного самоуправления. Ранее, до начала действия на территории Архангельской области регионального оператора - ответчика по делу, он договор с ООО «Капитель», занимавшейся сбором и вывозом ТБО не заключал. Такие услуги оказывались только жителям многоквартирных домов, расположенных в д. Большая.

Разрешая заявленный истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца об установлении начала срока договора с ответчиком с июня 2020 г. не подлежат удовлетворению, поскольку не соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом в силу следующего.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

В соответствии со ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правительством РФ утверждено Постановление от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», которым утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами».

Согласно п. 5 данных «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.

Согласно раздела 1(1) «Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника (п.п. б п. 8(1)).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4)).

Пунктами 8(5)-8(16) установлены требования к заявке потребителя и прилагаемым к ней документам, а так же процедура ее рассмотрения региональным оператором

Согласно п. 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 8(18) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

1 января 2020 г. на территории Архангельской области начал свою деятельность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоИнтегратор». С указанной даты согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО и на ООО «ЭкоИнтегратор» законодательством возложена обязанность по оказанию услуги по обращению с ТКО в зоне своей деятельности, а на потребителя – обязанность по оплате такой услуги.

16 января 2020 г. ООО «ЭкоИнтегратор» разместило в газете «Архангельск» (выпуск №1, а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (eco-tko.ru), адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Согласно разделу 4 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 декабря 2017 г. , накопление ТКО может осуществляться путем объезда территории и приема отходов по графику.

По итогам электронного аукциона, проведённого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. , между ответчиком - региональным оператором и обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоПрофи» 18 декабря 2019 г. заключен договор .

По указанному договору ООО «ЭкоПрофи» оказывает региональному оператору услугу по транспортированию ТКО на территории Красноборского района Архангельской области (согласно п. 42 Приложения 2 Пермогорское сельское поселение).

ООО «ЭкоПрофи» 1 января 2020 г. заключило договор субподряда на оказание услуг по транспортированию ТКО с ООО «Капитель».

Деятельность по настоящему договору от 1 января 2020 г. согласно п. 1.7 осуществляется ООО «Капитель» на основании лицензии, выданной в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке от 2016-08-10.

Согласно п 1.1 договора от 18 декабря 2019 г. ООО «ЭкоИнтегратор» оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, на территории, описание границ которой определено в Приложении к настоящему договору в пределах зоны деятельности регионального оператора, в соответствии с требованиями действующего законодательства и территориальной схемы, а региональный оператор обязуется оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями настоящего договора.

Предметом договора согласно п. 1.2 является осуществление ООО «Капитель» транспортирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, на территории Красноборского района кроме населенных пунктов, расположенных на левобережье района, согласно приложениям и к договору, а оператор обязуется оплачивать такие услуги.

В пункте 1.3 договора установлена обязанность ООО «Капитель» при исполнении обязательств руководствоваться территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. . В случае изменения схемы - руководствоваться измененной схемой.

С 1 января 2020 г. ООО «Капитель» приступило к оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Красноборского муниципального района.

В приложении к договору субподряда установлена периодичность и время транспортирования ТКО (в том числе и МО «Пермогорское»). В частности с наименованием «Пермогорье» указаны 14 мест сбора в д. Верхнее Шилово, д. Придворные места и д. Большая, (в том числе перекресток <адрес>). 30 апреля 2020 г. в адрес ответчика администрацией МО «Красноборский муниципальный район» направлен откорректированный график сбора и транспортирования ТКО на территории «Красноборского района». Количество пунктов сбора было увеличено до 16 (добавлены 2 пункта сбора в д. Верхнее Шилово), в части пунктов сбора в д. Большая изменены пункты сбора с <адрес> на <адрес> и вместо пункта сбора <адрес> введен пункт сбора <адрес>.

В силу п. «в» ст. 10 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО может осуществляться потребителями в пакеты или другие ёмкости. Оператор, в свою очередь, организует бестарный вывоз ТКО по согласованию с органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. , договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148 (21) Правил.

Как обоснованно указал суд, в силу п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами на 16-й рабочий день со дня публикации предложения, то есть, начиная с 7 февраля 2020 г., договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным со всеми потребителями, которые не направили заявку на условиях типового договора. Однако и до дня заключения договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

При этом в связи с отсутствием организованных мест размещения ТКО ООО «ЭкоИнтегратор» на территории д. Большая Красноборского района Архангельской области в период с января по май 2020 г. был организован бестарный способ вывоза ТКО.

Доводы апеллянта о неизвещении его ответчиком о предоставлении услуги, о неоказании услуги по вывозу мусора, повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции. Они обоснованно были отклонены судом, поскольку опровергаются представленными доказательствами, в том числе размещением информации в газете «Архангельск» и официальном сайте ООО «ЭкоИнтегратор» в сети «Интернет», договором субподряда с ООО «Капитель», графиком вывоза мусора в д. Большая МО «Пермогорское».

При таких обстоятельствах, поскольку в целом все доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, признанными судом апелляционной инстанции законными и обоснованными, они не могут послужить основанием к отмене решения суда.

Вопреки доводам апеллянта суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноборского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Подгорных О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                                    Т.А. Мананникова

Судьи                                    Н.В. Романова

                                          Н.П. Рассошенко

33-2714/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Подгорных Олег Валерьевич
Ответчики
ООО ЭкоИнтегратор
Другие
ООО Капитель
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Романова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
29.03.2021Передача дела судье
12.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Передано в экспедицию
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее