Судья Севрюков С.И. Дело № 33а-5751/2019
3.027а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Жуля А.В., Корниенко А.Н.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Мирончика И.С. административное исковое заявление Никитиной Натальи Сергеевны к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А. о признании действий (бездействия) незаконными,
по частной жалобе Никитиной Н.С.,
на определение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 18 февраля 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Никитиной Натальи Сергеевны к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А. о признании действий (бездействия) незаконными оставить без движения.
Разъяснить административному истцу о необходимости в срок до 06 марта 2019 года устранить имеющиеся недостатки, а именно: оформить свои требования как административное исковое заявление; уточнить фамилию, имя и отчество ответчика; указать в административном исковом заявлении в качестве соответчика УФССП России по Красноярскому краю, в качестве заинтересованного лица – ОСП № 1 по Советскому району г. Красноярска, а также другую сторону исполнительного производства (взыскателя); сформировать требования для суда; представить доказательства того, что счет № № является основным для перечисления алиментов, представить в суд копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, для направления в адрес административных ответчиков, заинтересованных лиц либо уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Никитина Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А. о признании действий (бездействия) незаконными.
Судьей постановлено вышеуказанное определение.
В частной жалобе и в дополнениях к ней Никитина Н.С. просит определение отменить как незаконное и необоснованное.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба подлежит рассмотрению по правилам главы 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования, протокола и без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного искового заявления, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно ч. 2 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Статьей 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрены требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или публичными полномочиями, а именно форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.
Из содержания ч. 1 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
В силу ч. 3 ст. 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства (часть 5).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
Пунктами 5, 6 ч. 3 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств.
Из материалов следует, что Никитиной Н.С. подано административное исковое заявление к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А. о признании действий (бездействия) незаконными.
Установив, что административное исковое заявление не соответствует требованиям статей 125, 126 КАС РФ, судья оставил исковое заявление без движения, предоставив заявителю срок для устранения недостатков, а именно: оформить свои требования как административное исковое заявление; уточнить фамилию, имя и отчество ответчика; указать в административном исковом заявлении в качестве соответчика УФССП России по Красноярскому краю, в качестве заинтересованного лица – ОСП № 1 по Советскому району г. Красноярска, а также другую сторону исполнительного производства (взыскателя); сформировать требования для суда; представить доказательства того, что счет № № является основным для перечисления алиментов, представить в суд копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, для направления в адрес административных ответчиков, заинтересованных лиц либо уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами судьи в силу следующего.
Так, 15.02.2019 года Никитина Н.С. через общественную приемную Советского районного суда г. Красноярска обратилась с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А. в части возбуждения исполнительного производства, ненаправлении копии постановления от 15.11.2018 года и наложении ареста на банковский счет, в котором указала в качестве административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А.
Судебная коллегия учитывает, что при разрешении вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления судья в силу вышеуказанных норм процессуального права не лишен возможности по собственной инициативе привлечь к участию в деле как административного соответчика, так и заинтересованных лиц, если невозможно рассмотреть административное дело без участия таких лиц.
При этом вопрос о собирании доказательств по административному делу, их представлении, относится к стадии подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства, и не подлежит разрешению на стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
В связи с этим, вопрос о наличии поступлений денежных средств на банковский счет и видов платежей (платежи по алиментным обязательствам или иным) не может быть рассмотрен и разрешен на стадии принятия административного искового заявления, а потому вывод судьи о том, что административным истцом не представлены доказательства того, что счет № № является основным для перечисления алиментов, не может относиться к безусловным основаниям для оставления административного искового заявления без движения.
Из материала по административному исковому заявлению следует, что административным истцом оспариваются действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, то есть заявлены требования об оспаривании действий (бездействия) должностного лица. При этом административным истцом в административном исковом заявлении указаны, в том числе административный ответчик, его должность, фамилия, инициалы должностного лица, чьи действия (бездействие) оспариваются, его место работы, адрес места работы.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что имеющихся сведений было достаточно для идентификации должностного лица, действия которого оспариваются Никитиной Н.С., и у судьи отсутствовали достаточные правовые основания для оставления административного искового заявления без движения.
При этом вопросы установления личности административного ответчика (в том числе имя, отчество) с учетом изложенного могли быть выяснены судом в ходе проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству.
Кроме того, Никитиной Н.С. были приложены копии административного искового заявления и приложенных документов для административного ответчика.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов административного истца, считает необходимым отменить обжалуемое определение и направить материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 18 февраля 2019 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Никитиной Натальи Сергеевны к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска Мирошниченко Т.А. о признании действий (бездействия) незаконными направить в Советский районный суд г. Красноярска для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий:
Судьи: